ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Драматурги

Виктор Астафьев
Ричард Калиноски
Кен Людвиг
Михаил Салтыков-Щедрин

Переводчики

Михаил Мишин
Тамара Скуй

Рок-н-ролл в «Бигудях»

Александр Волков, Российская газета, 16.02.2007
Режиссер, актер, музыкант, телеведущий, писатель Евгений Гришковец не банально выступил на презентации своего очередного альбома «Секунда» с калининградской группой «Бигуди». Презентация проходила в московском клубе «Апельсин». На премьере спела самобытная рок-певица Ольга Дзусова.

Зал был полон — но странно было бы ожидать чего-то иного. Гришковец обладает узнаваемым голосом и индивидуальной интонацией, он балансирует на стыке современного театра и поп- и рок-музыки. Другой феномен такого рода вспомнить сложно. Манера Евгения даже вызывает некоторое привыкание — комбинацию его интонаций, масок, приемов можно смело назвать «стилем Гришковца».

Этот стиль можно попытаться определить как умную ностальгическую романтику, причем если в театральных постановках щемящей ностальгии отдано большее место, то альбомы с группой «Бигуди» ориентированы на более молодежную аудиторию, и тут главная нота — лирика. Главным же остается настроение легкого затуманенного счастья, обнаженных душ и размышлений, которые вовсе не должны приводить к каким-то выводам. Это кухонные разговоры и бытовая философия разговоров по душам, доведенные до градуса искусства. Гришковец радует уже только тем, что не предполагает каких-то умных окончательных выводов и в то же время не имеет ничего общего с пафосом и навязчивостью.

Перед началом выступления Гришковец обещал публике устроить «рок-н-ролл», но это было конечно «красное словцо». Да, премьера официально была названа рок-концертом, но каких-то экстремальных, традиционно рок-н-ролльных поступков на этих мероприятиях не случилось. Хотя новая работа проекта демонстрирует то, что постепенно в дуэте Гришковец — «Бигуди» возрастает роль музыки. Альбом «Секунда» — это скорее музыкальное произведение, нежели простая мелодекламация под рок-группу. Первым «звоночком», оповещавшим об этом направлении развития, стал альбом «Иначе». На нынешней презентации это движение было продолжено — была исполнена программа, основанная на новых композициях, разбавленных старыми и популярными вещами «Вертолеты» и «Настроение улучшилось».

 — Ключевая фраза нового альбома: «Устал, но мне не надоело!» — признался корреспонденту «РГ» сам артист и драматург. — Этот альбом — о любви, об одиночестве. Но он ни в коем случае не пессимистичный. Для того чтобы любить, в наше время нужно делать усилия. Это трудно, но интересно, хотя на это уходят все силы. Думаю, именно так живут и чувствуют себя сейчас многие люди в возрасте от 30 до 60.

Композитор группы «Бигуди» Макс Сергеев оформляет полуречитатив Гришковца очень поэтическими и красивыми звуками. Но все вещи по-своему энергичны и захватывающи — и Гришковец, и Сергеев прекрасно знают способы и методы воздействия на публику.

 — Я не хочу изображать неумелого артиста, каким я был шесть лет назад, и не буду, — продолжает Евгений. — Я уже оснащенный, уверенный в себе на сцене человек. Точно так же, как если бы сейчас я делал спектакль малооснащенный, совсем скромный, это было бы НЕ ПРАВДА! У меня есть технические возможности делать лаконичный по своему сценическому оформлению, но не дешевый спектакль.

Музыка Сергеева современна и актуальна: это смесь мелодичного софт-рока, лаунжа и других легких электронных стилей. Причем от альбома к альбому увеличивается доля гитарных и акустических фрагментов. Важны также и прекрасные женские подпевки — в стартовой композиции «Улица» поет великолепная Ольга Дзусова. В других важных песенках — «Секунда» и «Ты засыпаешь» — Алена Долбик-Воробей. А в «Зеленых глазах» звучит вокал Татьяны Селиной. В «Песне» образ такого отвлеченного, абсолютного певца создает Ренарс Кауперс — лидер и вокалист латышской группы Brainstorm — чуть ли не самого успешного поп-проекта, созданного на постсоветской территории. 

Движение Гришковца на сцене — разговор особый. Он пританцовывает, пришагивает, запрокидывает голову, закрывает глаза. Он создает образ показательно непрофессионального танцора — так танцуют дома, во время дружеских посиделок под любимую музыку. Создается нешуточное ощущение того, что Евгений получает не меньшее удовольствие от своих концертов, равно как и публика. Обмен энергиями, причем хорошими, положительными энергиями, очевиден.

Гришковец не думает «о секундах свысока» — он любуется мелочами и радуется жизни, хотя она не всегда бывает ласкова. Это ощущение реальности, чувства настоящего при этом не мешает ему делать хорошее шоу, соблюдая писаные и неписаные законы эстрадного жанра, — так, в конце концерта, исполняя второй раз старый хит «Настроение улучшилось», он дал публике дополнительный заряд позитива. Он как бы завершил круг, начатый стартовой «Улицей» с урбанистическим кличем-призывом «Здравствуй, город!» Гришковец смог передать в своих произведениях дух эпохи — что-то такое напоминающее «Я иду, шагаю по Москве». Но - в наши дни.
Пресса
«Большие гастроли»: МХТ показал свой «Дом» в Ташкенте, Тамара Санаева, Новости Узбекистана, 30.09.2017
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Евгений Гришковец представил спектакль «Весы», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.03.2017
За что мы любим Евгения Гришковца, Валентина Филиппенко, Сила культуры, 25.03.2017
Весы на небе, «Весы» на земле. МХТ. Гришковец. Премьера, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 24.03.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017
«Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017
Евгений Гришковец: «Мы люди ещё ХХ века», Владимир Полупанов, Аргументы и факты, 17.02.2017
Евгений Гришковец: Жить в Москву я не перееду никогда, Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 16.02.2017
У каждого должен быть «Дом», Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 3.10.2016
МХАТ — в Минске, видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 27.10.2014
Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011
Доктор и его house, Виктор Борзенко, Новые известия, 21.09.2011
Если у Вас нету «Дома»…, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.09.2011
«Дом» Гришковца: превью в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.06.2011
Дело вкуса, НГ-антракт, 8.06.2007
Пушкин всё?, Глеб Ситковский, Газета, 25.04.2007
Теневые развлечения богемы, Ольга Егошина, Новые известия, 24.04.2007
Рок-н-ролл в «Бигудях», Александр Волков, Российская газета, 16.02.2007
По По, Елена Ковальская, Афиша, 7.02.2006
Чтобы убить — нужно много знать, Артур Соломонов, Известия, 14.12.2005
Играем По, Ольга Егошина, Новые известия, 14.12.2005
Кто смеется последним, Олег Зинцов, Ведомости, 14.12.2005
Это вот я, а это он, Александр Соколянский, Время новостей, 14.12.2005
Первое слово дороже второго, Глеб Ситковский, Газета, 13.12.2005
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003
Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003
Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003
По заявкам зрителей, Григорий Заславский, Театральное дело, 8.02.2002
Занимательная астрономия и кхе-любовь, Глеб Ситковский, Ваш досуг, 29.01.2002
Город лечит, город калечит, Павел Руднев, Ваш досуг, 21.01.2002
Земную жизнь пройдя до половины, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2002
Этого танца не будет, Дина Годер, Еженедельный журнал, 10.01.2002
Человек, которого не было, Алиса Никольская, LifeStyle, 9.01.2002
Городок в табакерке, Ольга Гердт, Газета, 9.01.2002
Под маской себя самого, Полина Богданова, Современная драматургия № 3, 2002
Любовное настроение, Алла Шендерова, Общая газета, 20.12.2001
Второе изобретение колеса, Ирина Алпатова, Культура, 20.12.2001
Мужчина и женщина на планете Земля, Виктория Никифорова, Эксперт, 17.12.2001
Девушка на шаре, Олег Зинцов, Ведомости, 11.12.2001
Как он съел планету, Ольга Гердт, Газета, 11.12.2001
Про любовь. Вообще, Марина Давыдова, Время новостей, 11.12.2001
Планета на двоих, Ирина Корнеева, Время МН, 11.12.2001
«Планета» любви, Алексей Филиппов, Известия, 11.12.2001
Планета людей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.12.2001