ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Драматурги

Виктор Астафьев
Ричард Калиноски
Кен Людвиг
Михаил Салтыков-Щедрин

Переводчики

Михаил Мишин
Тамара Скуй

Режиссер, актриса и писатель Рената Литвинова: «Если вы хотите кого-то в себя влюбить, обязательно прихрамывайте»

Наталья Кочеткова, Известия, 27.04.2007
В сборник, выпущенный издательством «Амфора» совместно с журналом «Сеанс», вошли сценарии к фильмам «Вокальные параллели», «Страна глухих», «Богиня как я полюбила», «Небо. Самолет. Девушка». Книжный магазин «Букбери», где прошла встреча с автором, был под завязку набит поклонницами с карминного цвета маникюром, которые в течение двух часов выпытывали у своего кумира, какие книги она читает, какую музыку слушает, почему одевается в черное, какие видит сны и представляет ли себя в роли тещи. После презентации с Ренатой Литвиновой встретилась обозреватель «Известий» Наталья Кочеткова.

вопрос: Первая фраза предисловия Киры Муратовой к вашей книге: «Можно сказать, что Ренату открыла я». Вы с этим согласны?

ответ: Почему нет. Может быть, даже скорее я могу это сказать, что Кира открыла меня как актрису. Я же никогда не соглашалась играть ни в каких фильмах. Я училась на сценарном факультете и всегда отказывалась играть у режиссеров. Я даже не буду называть их фамилии. Единственная, кому я не могла отказать, это Кира Муратова.

в: Почему вы не могли отказать только Кире Муратовой?

о: Да вы что, мы же все ее фильмы смотрели. Когда я заканчивала, это же было советское время, был Горбачев. Я тогда еще должна была выучить научный коммунизм. Это все еще было. И Кира считалась запрещенным автором.

Знаете, как ради нескольких фамилий идешь в кино. Для меня Кира в кино — как Рембрандт в живописи. Я ее очень люблю, у меня к ней родственное отношение, как будто она мне такая мама, которая живет в Одессе. И у меня такие хорошие с ней отношения, потому что я ей не обязана звонить раз в день и давать доклады о своей жизни. Но я к ней отношусь абсолютно так же.

Меня прямо ранит каждое событие, которое связано с Кирой. Я очень переживаю, как она живет. Это гений среди нас. Среди современников она самая крутая получается, если взять каких-то ее одногодков мужчин-режиссеров. Некоторые из них продолжают снимать, и зря. Хорошо, если бы они уехали на огороды. Я бы им выдала всем по золотой лопатке с бриллиантовой ручкой, чтобы копали огурцы.

в: Кроме Германа?

о: Герман… Я же вырвала его книгу (на презентации Рената попросила подарить ей книгу сценариев Алексея Германа и Светланы Кармалиты, которая вышла в той же серии, что и «Обладать и принадлежать». — «Неделя»). Он совершенно гениально говорит. Я никак не могу забыть его воспоминания. Ко всему прочему это еще гениальный рассказчик. 

в: А если говорить о фильме Муратовой «Два в одном»…

о: Я считаю, что это абсолютный шедевр. Абсолютно новое другое Кирино кино. Я же писала сценарий про стареющего плейбоя. Это совершенно пронзительная роль, именно мужская. Я вообще не понимаю, но тем не менее я написала гениальную мужскую роль. Мне кажется, Ступка получит все лучшие роли, какие только возможно.

в: Он мне рассказывал, что поначалу принял своего героя за сексуального монстра, а потом понял, что тот просто мужчина, который хочет женщину.

о: Он так одинок. Наверное, Ступка, сам того не ведая, сыграл нечто большее, чем просто мужчину, который хочет женщину. Богдан Сильвестрович — выдающийся артист. Он как животное — настолько натуральный. Из ныне живущих я могу назвать Богдана Сильвестровича, нежно мною любимого Никиту Сергеевича Михалкова. Конечно, Олега Ивановича Янковского. Их нельзя называть ни в коем случае без имени и отчества. Армен Джигарханян — чугун наш. Вот есть такие мужчины и харизматические личности.

в: А что это за мистическая история, как вы практически одновременно на съемках «Два в одном» со Ступкой ломали руки?

о: Сначала я сломала руку, и в тот же день, когда я приехала, он выскочил после двенадцатичасового съемочного дня, поскользнулся и тоже сломал руку. Но если у меня была только одна рука в гипсе, то я помню, что у него был гипс почему-то по пояс. И он уехал. И мы снимали все сцены без него. И после этого я стала говорить, что это будет шедевр, потому что пленка обожает кровь, впитывает все эти страдания. И вообще все эти травмы пошли, конечно, на пользу картине.

Приходит девушка какая-то, чудовищно одетая, с челочкой a la такая Кабирия, в ботиночках с Привоза, и он в нее влюбляется. А почему — она ведь с поломанной рукой? Мне кажется, мужчины любят пожалеть. Если вы хотите кого-то в себя влюбить, обязательно прихрамывайте, имейте поломанную руку или, на худой конец, флюс. Слабое здоровье.

Вот я поломала руку, на следующий день мне сделали операцию с наркозом, а потом я приехала и с этой поломанной рукой снималась. В ту же ночь поломал себе все, что только можно, Богдан Сильвестрович. 

в: Он говорил, что это все потому, что в праздник снимали, — нельзя в праздник работать.

о: При этом все обвинили меня, что это я такая ведьма — приехала, Богдана Сильвестровича заколдовала.

в: А вам, как автору сценария, не хотелось как-то поправить, объяснить, что имели в виду.

о: Нет, Кира снимает всегда точно по тексту. Я считаю, что Кира сняла очередной шедевр. Это не «Настройщик», это что-то совсем другое. Я там какая-то пьющая аферистка, которая ворует икру, а на самом деле — водитель трамвая. Плюс еще рука повреждена. Я считаю, что это совершенно феерическая роль, — я там все время хохочу, пью шампанское. Сплошное удовольствие. Я еще такого не играла.

в: Можно сказать, что выход этой книги для вас — какой-то рубеж?

о: Нет, я думала, что это будет какое-то факультативное чтение, выпущенное маленьким библиотечным тиражом. Знаете, такие брошюрки выпускали во ВГИКе некоторых авторов. Я думала, что так и будет издано. Я же даже не знала, что книжка продается.

в: Писатели часто обижаются на сценаристов, а те, в свою очередь, на режиссеров, что они вольно обращаются с их текстами. У вас такое было?

о: Просто не нужно связываться с плохими режиссерами. Я на Киру никогда не обижаюсь, на Хамдамова никогда не обижалась. Если что-то и было, то я об этом забыла. Сейчас вечер, не хочется думать о плохом.

в: Насколько комфортно вы себя чувствовали в роли Натэллы в «Мне не больно» Алексея Балабанова? Она не похожа на других ваших героинь.

о: Я не хотела сниматься в этом фильме. Я снялась, потому что не могла отказаться. Это был жест в честь Леши. Может быть, его и не надо было делать. Но я счастлива, что Леша вошел в свою силу, мы его напитали своими жертвами. Наконец он делает что-то свое, совсем-совсем маргинальное, я так понимаю. В принципе этот фильм был всего-навсего подготовкой к тому настоящему, чем он на самом деле и является. Это такой подступ.

в: Во многих ваших текстах действует персонаж по имени Рита…

о: Мне просто нравится писать персонажа под этим именем. Я сижу и думаю, боже, как же мне назвать этого персонажа? И у меня либо Фаина, либо Клавдия, либо Рита.

в: Еще Офелия. ..

о: Офа, потому что Офелия — это образ, который нравится ее матери. Офелия, невинно утонувшая. Кстати, когда я написала эту историю, я принесла ее Кире. Кира посмотрела и говорит: «Ну все, лучше уже ничего не напишете». Я была такая зардевшаяся. Ей очень нравилась эта новелла, и она ее вообще не переделала. У нас с ней была полемика — она ходила, изучала маньяков. Она сказала: «После каждого убийства маньяк испытывает оргазм». Я говорю: «Да?» Она говорит: «Да. И нам нужно с вами подумать, какой же вы будете испытывать оргазм». Она мне показала версию своего оргазма, я сделала свою версию. 

Остались яркие воспоминания о съемках «Трех историй». Когда я утопила маму… Просто по-настоящему Свенская, которую я столкнула с пирса, начала тонуть. Были водолазы, было очень холодно. Я помню, я подбежала к краю пирса и начала активно помогать. И ко мне подошла гримерша, которая всегда работает с Кирой, и говорит: «Рената, не порть грим». И мы с ней встали на краю и наблюдали: утонет, — не утонет. Естественно, ее спасли.

в: А как проходят съемки пелевинского «Generation П»?

о: У меня были совершенно феерические съемки просто за день до Нового года, где был мой любимейший Миша Ефремов, кум, — у меня же с ним родственные связи, я крестная его детей. Был Андрей Васильев, который главный редактор «Коммерсанта». Это все такие душевные, чудесные люди. Представляете — большие простои, свет выставляется очень долго, Новый год, съемки идут в таком месте, где просто средоточие каких-то ресторанов. Мы отлично провели это время, было очень весело. С Васильевым и Ефремовым можно вынести любые съемки, даже пелевинские. 
Пресса
Рената Литвинова в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 19.10.2017
«Северный ветер»: зима в сердце, Екатерина Балуева, Субкультура, 30.09.2017
Код Ренаты Литвиновой. «Северный ветер» в МХТ им. Чехова, Наталья Pamsik, Столичный информационный портал «ЯМосква», 17.09.2017
Беседа с Ренатой Литвиновой о ее спектакле «Северный ветер», видеосюжет телеканала «Культура», 17.09.2017
Дебют Ренаты Литвиновой в качестве театрального режиссера, Владимир Сабадаш, Мир женской политики, 16.09.2017
Холод существования без любви, Арина Мороз, Коммерсантъ FM, 16.09.2017
Рената Литвинова в программе «Доброе утро», видеосюжет Первого канала, 13.09.2017
Режиссер Рената Литвинова дебютировала в МХТ, Наталия Гопаненко, Э Вести, 13.09.2017
В поисках Вальмона. Рената Литвинова в МХТ, Сергей Николаевич, Сноб, 6.12.2014
Звезды МХТ в Саратове. О мужчинах-негодяях, царях и столичном лоске, Екатерина Ференец, Фокус города (Саратов), 23.10.2013
На сцене театра драмы — «Свидетель обвинения», видеосюжет ГТРК «Саратов», 23.10.2013
В Саратове начались гастроли МХТ, видеосюжет ГТРК «Саратов», 22.10.2013
В МХТ имени Чехова обещают яркий сезон, видеосюжет телеканала «Звезда», 3.09.2013
Олег Табаков дал старт новому сезону в МХТ, телеканал «Культура», 3.09.2013
«Свидетель обвинения»: богиня полюбила, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 28.06.2013
Обвинение с одной неизвестной, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.11.2012
МХА-ХА-ХА-ХАТ, Андрей Васянин, Российская газета, 15.11.2012
Рената Литвинова взялась за Марлен Дитрих, Алла Шевелева, Известия, 7.11.2012
В МХТ попросили помощь зала, Анна Чужкова, Культура, 3.11.2012
Объяснение в любви на придуманном языке — «Шага» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 14.04.2011
Бред втроем, Ада Шмерлинг, Известия, 8.04.2011
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011
В МХТ имени Чехова покажут пьесу Маргерит Дюрас «Шага», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 27.11.2010
Дело вкуса, Независимая газета — Антракт, 12.10.2007
Леди икс, Игорь Панарин, Московский Комсомолец, 12.01.2007
Зашторенная, Андрей Ванденко, Итоги, 8.01.2007
«Не называй ее небесной…», Татьяна Москвина, Московские новости, 11.06.2004
Продано!.., Итоги, 8.06.2004
Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004
Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004
Не совсем Литвинова, Дина Годер, Газета.Ru, 4.06.2004
Пальма в вишневом саду, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.06.2004
Еще один Чехов, Григорий Заславский, Независимая Газета, 21.05.2004