ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Драматурги

Виктор Астафьев
Ричард Калиноски
Кен Людвиг
Михаил Салтыков-Щедрин

Переводчики

Михаил Мишин
Тамара Скуй

Табакову не быть царем, а Безрукову — дураком

Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2008
12 мая в Московском художественном театре для ребят из подшефного детдома впервые покажут давно анонсированного, долгожданного «Конька-Горбунка». Обозреватель «Известий» побывала на репетиции и убедилась, что нас ждет не проект, а сказка — во всех смыслах этого прекрасного слова.

О необходимости «Конька-Горбунка» в репертуаре МХТ несколько сезонов говорил худрук и по совместительству большой любитель бессмертного творения Ершова Олег Табаков. «Любитель» еще мягко сказано. Табаков знает «Конька…» наизусть, много лет читал его со сцены (до сих пор помню выступление Олега Павловича в нашей школе), записывал на винил, а впоследствии на CD. Тем не менее не кто иной, как Табаков, наступив на горло своей чтецкой любви, предложил к постановке не оригинал, а вольную инсценировку по мотивам. И драматургов назвал сам — братья Пресняковы.

Пресняковы, Олег и Владимир, — авторы таких сильных, однако донельзя постмодернистских вещей, как «Терроризм» и «Изображая жертву». Кроме того, за ними числится инсценировка самого спорного романа Толстого, озаглавленная «Воскресение. Супер» и не состоящая в сколько-нибудь близком родстве с первоисточником. По поводу «Конька-Горбунка» в исполнении Пресняковых меня лично томили нехорошие предчувствия, так что на репетиции я попросила у помрежа экземплярчик. И была приятно изумлена остроумным и в то же время интеллигентным подходом к классике. Пьеса написана, не побоюсь таких авансов, в традициях Евгения Шварца и Григория Горина: свободная фантазия, которая осовременивает сказку, не убивая ее, плюс ироничный юмор, но без стеба. Ведь «обстебать» сказку — значит поставить под сомнение главный сказочный закон, победу добра над злом. Не говоря уже о предательстве собственного детства. На такое кощунство даже ерники Пресняковы пойти не могли. Молодцы. Есть у людей кое-что святое. Мелкие грамматические погрешности — например, герои «одевают» на себя разную волшебную сбрую, хотя полагается НАдевать, — дело поправимое. Для русского драматурга главное что? Душа. А учиться родному языку можно до бесконечности…

Ставит «Конька-Горбунка» Евгений Писарев. В его режиссерском анамнезе не только взрослые комедии «Одолжите тенора» и «Примадонны», но также «Остров сокровищ» и «Кот в сапогах». На афише «Горбунка» будет написано: «Музыкальный спектакль для взрослых и детей». Не мюзикл, нет, но именно над совершенствованием 18вокально-танцевальных номеров сейчас и трудятся хормейстер Алла Куликова и хореограф Альберт Албертс. Музыку сочинил Сергей Чекрыжов, клавишник группы «Несчастный случай». Стихи — лидер «Несчастного случая» Алексей Кортнев. Стихов много. Так что к славному ассоциативному ряду «Горбунка» добавим еще и «Сказ про Федота-стрельца» Леонида Филатова.

Тексты, как всегда у Кортнева, яркие, доступные, смешные. Детям понравится «приколист» Ерш: «Попробуй ради шутки / Погладь меня по шкурке. / Конечно, будет больно, / Но как зато прикольно!» Родители оценят посконный патриотизм обитателей мощной китовой спины. Когда Рыба-Кит, заслужив прощение, наконец, готовится отплыть восвояси, «аборигены» поднимают крик: «Мы казне давали хлеба,/ Чуть ваще не обнищали!/ Наши деды от набега/ Эту рыбу защищали!../ Может, вам она и рыба,/ А по-нашему — земля!/ Я за рыбу хоть на дыбу,/ Это родина моя!».

«Конек-Горбунок» для Художественного театра событие. Не только потому, что последним полнометражным детским спектаклем на большой сцене здесь была «Ундина» Жана Жироду. Трогательная история про Русалочку пользуется успехом до сих пор, однако премьера сыграна, как ни крути, 18 лет назад. Кто знает, может быть, «Горбунку» суждено стать «Синей птицей» нынешнего МХТ? Тем более что новая редакция Метерлинка откладывается уже не первый сезон. Правда, ходят слухи, что Дмитрий Черняков обещает разродиться птичкой до Нового года…

У театра к премьере Евгения Писарева еще и чисто технический интерес. Именно ради «Горбунка» впервые будут задействованы все театральные «гаджеты», новейшая машинерия и суперсовременная электроника, которыми может похвастаться после реконструкции Основная сцена МХТ. Если задуманное художником Зиновием Марголиным («Норд-Ост») состоится, то и лодки поплывут, и самолеты полетят, и небеса опустятся на землю, и Чудо-Юдо Рыба-Кит — 12 метров в длину, 5 в высоту — будет начинаться в левой кулисе и заканчиваться в правой, а на спине у Кита — целый город… Пока артисты репетируют на Малой сцене. Монтаж декораций и подлаживание к ним начнутся с 3 мая. По этому поводу Евгения Писарева бьет легкий озноб. В актерском отношении спектакль фактически готов, а вот насчет целостного полотна — конек не валялся…

Бюджет «Горбунка» держится в секрете. Пойманный мною за пуговицу Олег Табаков вилял, как рыба в море, но сумму так и не назвал — «чтобы не провоцировать зависть у коллег». Что удалось вытянуть — проект дорогой (дороже, например, «Вишневого сада» или «Дяди Вани»), и четверть всех расходов оплатил фестиваль Михаила Куснировича «Черешневый лес». Сам Табаков поначалу позиционировался как исполнитель роли Царя — того, который «бух в котел и там сварился». Иваном-дураком ему в пару видели Сергея Безрукова. Но быстро планы строятся, долго сказки ставятся — сначала отпал всенародно любимый и всережиссерски востребованный Безруков (театралы скоро увидят его Фигаро в «Табакерке»), а потом и Олег Павлович уступил свою роль звезде «подвала» Сергею Беляеву. То ли почувствовал, что Ершов ему все-таки ближе братьев Пресняковых, то ли здраво оценил уже существующую нагрузку (110 спектаклей в сезон, не считая руководства двумя театрами). Зато у Беляева появилась возможность блеснуть вокалом и чудесным юмором. Ария Царя, которому сытая жизнь во дворце только в тягость, меня рассмешила до слез. «В окошко видел пару молодух,/ Идут себе, филеями виляют./ Еще недавно я бы прямо — ух!/ А нынче царский чин не позволяет», — выводит Беляев с лицом мученика. «Вы уверены, что это детский спектакль?» — спросила я у близсидящих. «А вы знаете, какие сейчас дети?» — отвечали мне вопросом на вопрос.

Если дети у вас обычные, нормальные дети, то в зловещей сцене колдовства им, возможно, понадобятся запасные памперсы. И носовой платок — когда грузный (обложенный толщинками) Царь сварится в кипящем молоке. Впрочем, авторы спектакля проявили несказочный гуманизм, позволив призраку Царя — «Гамлета» читали? — обратиться к Ивану (Аркадий Киселев) и Царь-девице (обладательница двух «Золотых масок» Ирина Пегова) с пожеланием родить наследника. То есть даже на небесах («Цари ведь не уходят просто так,/ Цари уходят лишь на повышенье») он озабочен реализацией демографической программы…
Пресса
Спектакль июня: «Конек-Горбунок», Андрей Пронин, Собака.ru, 9.06.2014
В МХТ показали долгожданного «Конька-горбунка», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008
Художественный общедоступный, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.05.2008
Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008
На что намекаете?, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008
Конек-Горбунок в стране дураков, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2008
Ход коньком, Алла Шендерова, Коммерсант, 17.05.2008
«Конёк-горбунок» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2008
Дуракам — счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008
Свершилось чудо-юдо, Алла Шендерова, Weekend, 8.05.2008
Табакову не быть царем, а Безрукову — дураком, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2008
Мелкий Гамлет, Марина Квасницкая, Рocciя, 30.09.2004
Рассекая волны, Анна Гордеева, Время новостей, 21.09.2004
Изображая Гамлета, Марина Давыдова, Известия, 20.09.2004
Милиция нравов, Олег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004
МХТ поставил следственный эксперимент, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.09.2004
Изображая трагедию, Глеб Ситковский, Газета, 19.09.2004
Академический минимум, Елена Ковальская, Афиша, 13.09.2004
Изображать жертву — это супер, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 26.08.2004
БРАТЬЯ ПРЕСНЯКОВЫ: «ЖИВОЕ — ЭТО ВСЕГДА ИНОЕ», Екатерина Васенина, Новая газета, 12.07.2004
Живое — это всегда иное, Екатерина Васенина, Новая газета, 12.07.2004
Непоследняя жертва, Виктория Никифорова, Эксперт, 28.06.2004
Терроризм, Елена Ковальская, Афиша, 25.11.2002
Нулевая заповедь, Елена Ямпольская, Новые известия, 16.11.2002
Братья-разбойники, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.11.2002
Терроризм пришел во МХАТ, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 12.11.2002
Все это уже взорвалось. Внутри, Елена Дьякова, Новая газета, 11.11.2002
Стильное зло, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2002
Терроризм бытовой, обыкновенный, Алена Солнцева, Время Новостей, 11.11.2002
«Терроризму» — NET, Олег Зинцов, Ведомости, 11.11.2002
Проверено. Мины есть, Марина Давыдова, Известия, 10.11.2002
Бомба во МХАТе, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.11.2002
Нас многие считают фриками, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.11.2002
Террор на сцене, Павел Руднев, Независимая газета, 1.11.2002