ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Драматурги

Виктор Астафьев
Ричард Калиноски
Кен Людвиг
Михаил Салтыков-Щедрин

Переводчики

Михаил Мишин
Тамара Скуй

Нас многие считают фриками

Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.11.2002
Завтра во МХАТе имени Чехова состоится премьера спектакля «Терроризм» по пьесе братьев Пресняковых в постановке Кирилла Серебренникова. Имена екатеринбургских драматургов в театральных кругах стали известны года полтора назад, и никто не мог предполагать, что к премьере название их пьесы вдруг станет злободневным. Накануне ОЛЕГ и ВЛАДИМИР ПРЕСНЯКОВЫ ответили на вопросы РОМАНА Ъ-ДОЛЖАНСКОГО.

- Накликали, Кассандры?

О. П. : Да нет. Вот и про элиту Серебряного века говорили, что они накликали революцию. Просто была какая-то атмосфера отчаяния, предчувствия, интуиция работала. Потом сами же и пострадали. А мы написали пьесу «Терроризм» сравнительно давно, но страх определенный присутствовал, витал в воздухе, накапливался…

- Насколько я понимаю, вы вообще рассматриваете в пьесе не политический терроризм, а терроризм частных взаимоотношений между людьми.

О. П. : Да. Все события, которые случаются в жизни общества, на самом деле рождаются там.

В. П. : На уровне быта.

О. П. : Именно там нивелируются те привязанности, которые мы называем религиозными, культурными, национальными. Терроризм — это явление, которое преследует человека на родовом уровне.

- А вас самих не принимают в столице за террористов? Документы в Москве часто проверяют?

В. П. : Больной вопрос. По нескольку раз в день.

О. П. : Мы успокаиваем себя тем, что в нас соединились два потока, две великие цивилизации — восточная и европейская. И вся наша жизнь посвящена осознанию этого и русскому языку.

- А вы знаете родной язык вашей мамы?

В. П. : Немножко. Фарси — сложный язык.

О. П. : По крайней мере, это соединение кровей в нас мирное. Может быть, в нас заключен какой-то символический выход…

- Как вы пишете вдвоем?

В. П. : Вдвоем вообще все делать удобнее. Не случайно и сексуальные отношения рассчитаны на двоих. 

- Ну, знаете, бывают варианты.

В. П. : Все равно рано или поздно возникают проблемы. А нам часто одно и то же приходит в голову одновременно — реплика или поворот событий. 

О. П. : Нам вообще комфортно жить в состоянии диалога. Для драматургии это самое плодотворное состояние. Прислушиваться к внутреннему голосу легче вдвоем, возникает взаимоотражение. 

- Вы на людях всегда держитесь вместе. А вы когда-нибудь вообще расстаетесь? Ну, в лифте когда-нибудь ездите поодиночке?

В. П. : Бывает. Но потом очень долго, в подробностях друг другу рассказываем, как это было.

- Путь из филологов в писатели был длинным?

О. П. : Мы не так давно начали писать, в конце 90-х.

В. П. : А до этого долгие годы разговаривали друг с другом фразами, которые потом превратились в реплики.

- Вы создали в Екатеринбурге самодеятельный театр, который назвали Театром Кристины Орбакайте. Он нужен был потому, что вас не хотели ставить в других местах?

О. П. : Мы по театрам не ходили и пьес туда не носили. Хотели все сделать сами. А потом тексты попали в Москву. Но есть среди них такие, которые мы все равно только сами хотим поставить.

- Вам комфортно жить в Екатеринбурге?

В. П. : Ощущение дискомфорта не зависит от места.

- Говорят, вы боитесь самолетов и всегда ездите в Москву на поезде. У вас вообще много всяких личных фобий?

В. П. : Некоторые фобии у нас развиваются. Иногда живем вроде спокойно, а в какой-то момент — бац! — и можно провалиться в пропасть. Обычная поездка в автобусе может обернуться такой катастрофой, которая авиации и не снилась.

О. П. : Мышление тоже может быть экстремальным, катастрофическим. В моменты его обострения перестаешь замечать окружающий мир. Наверное, поэтому нас многие считают фриками, неадекватными людьми.

- Сейчас о вас много говорят, театральная среда заинтригована вашими пьесами. Не боитесь медных труб?

В. П. : Спокойно относимся. Знаем, что пройдет и это.
Пресса
Спектакль июня: «Конек-Горбунок», Андрей Пронин, Собака.ru, 9.06.2014
В МХТ показали долгожданного «Конька-горбунка», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008
Художественный общедоступный, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.05.2008
Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008
На что намекаете?, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008
Конек-Горбунок в стране дураков, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2008
Ход коньком, Алла Шендерова, Коммерсант, 17.05.2008
«Конёк-горбунок» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2008
Дуракам — счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008
Свершилось чудо-юдо, Алла Шендерова, Weekend, 8.05.2008
Табакову не быть царем, а Безрукову — дураком, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2008
Мелкий Гамлет, Марина Квасницкая, Рocciя, 30.09.2004
Рассекая волны, Анна Гордеева, Время новостей, 21.09.2004
Изображая Гамлета, Марина Давыдова, Известия, 20.09.2004
Милиция нравов, Олег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004
МХТ поставил следственный эксперимент, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.09.2004
Изображая трагедию, Глеб Ситковский, Газета, 19.09.2004
Академический минимум, Елена Ковальская, Афиша, 13.09.2004
Изображать жертву — это супер, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 26.08.2004
БРАТЬЯ ПРЕСНЯКОВЫ: «ЖИВОЕ — ЭТО ВСЕГДА ИНОЕ», Екатерина Васенина, Новая газета, 12.07.2004
Живое — это всегда иное, Екатерина Васенина, Новая газета, 12.07.2004
Непоследняя жертва, Виктория Никифорова, Эксперт, 28.06.2004
Терроризм, Елена Ковальская, Афиша, 25.11.2002
Нулевая заповедь, Елена Ямпольская, Новые известия, 16.11.2002
Братья-разбойники, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.11.2002
Терроризм пришел во МХАТ, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 12.11.2002
Все это уже взорвалось. Внутри, Елена Дьякова, Новая газета, 11.11.2002
Стильное зло, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2002
Терроризм бытовой, обыкновенный, Алена Солнцева, Время Новостей, 11.11.2002
«Терроризму» — NET, Олег Зинцов, Ведомости, 11.11.2002
Проверено. Мины есть, Марина Давыдова, Известия, 10.11.2002
Бомба во МХАТе, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.11.2002
Нас многие считают фриками, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.11.2002
Террор на сцене, Павел Руднев, Независимая газета, 1.11.2002