ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Художники

Художники по костюмам

Художники по свету

Видео

Ее звали Робот

Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 22.01.2003
Есть такой старый фильм «Его звали Роберт» — история фантастического эксперимента по созданию человекозаменителя-робота и безуспешной, наивной, а в итоге жестокой попытки «поселить» его в человеческую среду. Нынче подобный эксперимент в реальности уже не фантастика. А в искусстве? Представьте сюжет — одинокий мужчина, расставшись с супругой, сконструировал себе «подругу»-робота, нарек ее Нан и?

«Это че, комедия?» — примерно на двадцатой минуте премьерного спектакля «Синтезатор любви» в Театре им. Маяковского поинтересовался зритель за моей спиной. Жанр пьесы английского драматурга Алана Эйкборна действительно обозначен автором как комедия. И действительно поводов для веселья в ней и в спектакле, поставленном Леонидом Хейфецем, предостаточно. Настоящая, умная комедия, к тому же современная, воплотившаяся в классном спектакле, — уже подарок для публики: не случайно эта постановка собирает аншлаги. Добавим к столь счастливо найденной театром пьесе впечатления от сценического оформления Сергея Бархина, одного из лучших театральных художников, и от виртуозно придуманных Татьяной Бархиной костюмов. А самый, пожалуй, радостный факт — отличная работа актеров среднего поколения, несколько «застоявшихся» прежде в звездной труппе: Татьяны Аугшкап, Ольги Прокофьевой (играющих каждая и женщину, и робота-двойника), Анатолия Лобоцкого.

Женщина-машина в белокурых кудряшках и нарядном платье, открывающая и закрывающая рот согласно заложенной программе («Нан, говори!» «Нан, молчи!»), прилежно, не расставаясь с пылесосом, убирающая квартиру, — чем не подарок для одинокого мужчины, разочаровавшегося в семейной жизни и обозленного, кажется, на всю дамскую половину человечества? Ни тебе изматывающих выяснений отношений, ни докучливого требования внимания, ни вечных вопросов и упреков — только «да, дорогой», «нет, дорогой»! Идеальная партнерша для незадачливого экс-супруга и неудачливого композитора, живущего в механическом, компьютерно-электронном мире. И в этом неживом мире появляется нанятая им из агентства столь же неудачливая актриска в пышном парике и драных колготках, нелепая, уморительная, жалкая, готовая на все, как тот робот. И такая живая! А затем является и бывшая жена героя, для которой ему долженствует изобразить с помощью робота безмятежную показную идиллию в пропитанном одиночеством холостяцком доме, — дама, под непроницаемой маской железной леди тоже скрывающая бездомность души. И наконец, является предмет раздора — их чадо, именно чадо, «оно», унисекс, не имеющее отчетливых признаков пола, называемое родителями, то и дело спотыкающимися на имени, то «он», то «она». За чередой хитроумно и остроумно сплетенных драматургических ситуаций и реплик, вызывающих хохот в зале, постепенно, но так явственно проступает совсем невеселое. Никакие сверхтехнологии не спасут от одиночества. Никакие маски не защитят. Нет и не может быть никакой идиллии в этом сумасшедшем «цивилизованном» мире, по-прежнему сотканном из боли и надежды. А люди всегда будут тянуться друг к другу, отталкиваясь, делая друг друга несчастными. Человек может быть жесток, а робот — трогателен и умен. В финале ребенок, этот девочка-мальчик, вцепляется в руку робота: «Она хорошая, с ней мы не будем ругаться!» И вправду — «Почему считается, что люди лучше машины?» Никто не знает. Но так принято.
Пресса
Принцесса Турандот перевоплотилась, видеосюжет телеканала НТВ, 13.06.2011
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
Питер Пэн, Лиза Биргер, Time Out, 10.05.2007
Театральный фестиваль — дело живое, Элла Аграновская, Молодежь Эстонии, 18.11.2006
Плюшкин с харизмой, Елена Губайдуллина, Планета Красота, 6.2006
Ее звали Робот, Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 22.01.2003
На себя непохожий, Григорий Заславский, «Независимая газета», 23.12.2002
Музыка любви, Наталия Балашова, «Московская правда», 21.12.2002
Пьеса для механической женщины, Наталия Каминская, «Культура», 19.12.2002
Банка сметаны, Елена Ямпольская, «Новые известия», 18.12.2002
Хорошая жена — железная жена, Марина Шимадина, «Коммерсант», 18.12.2002