ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Художники

Художники по костюмам

Художники по свету

Видео

Слоеный Шекспир

Алла Шендерова, Газета «Коммерсант», 3.05.2007
Молодой режиссер Константин Богомолов перенес действие комедии Шекспира из итальянского XVII века во времена второй мировой. «Мессинское время шесть часов ровно. Войска принца Арагонского одержали сокрушительную победу»,- доносится из радиоточки в начале спектакля. Три часа в нацистской Мессине провела АЛЛА ШЕНДЕРОВА. 

Константин Богомолов, филолог по первому образованию, на режиссуру набрасывается с жадностью человека, долго мечтавшего и наконец получившего пропуск в профессию. Пару лет назад его постановки вызывали недоумение. Сегодня уже ясно, что в режиссуру господин Богомолов стремился не зря, однако жадность, с которой он экспериментирует с шекспировской пьесой, нашпиговав ее разными находками и играми с культурным контекстом, осталась прежней.

Эти поиски созвучны тому, что происходит на самой Малой Бронной: театр, с начала нынешнего сезона получивший нового худрука в лице Леонида Трушкина, экспериментирует, приглашая к себе разных постановщиков, как господин Богомолов — с разными режиссерскими стилями. Соединив вместе актеров Бронной и приглашенных звезд, он поставил спектакль из жизни итальянских фашистов, на пару дней вернувшихся с фронта.

Черный сад мессинца Леонато, в котором, по замыслу художницы Ларисы Ломакиной, с неба падают черные листья, сразу настраивает на тревожный лад. Но поначалу пришедшие сюда на постой одетые в черную форму принц Дон Педро (Сергей Перелыгин) и его подчиненные Бенедикт (Михаил Полицеймако) и Клавдио (Григорий Сиятвинда) кажутся добродушными весельчаками. Они балагурят, толстый охальник Бенедикт клянется в безбрачии, интеллигентный очкарик Клавдио мечтает о браке с Геро (Дарья Грачева), а Дон Педро готов ему в этом помочь. Оставшись вдвоем, Бенедикт и Клавдио забивают косячок и жадно дергают его друг у друга изо рта.

В общем, начало сделано по канонам среднестатистической европейской постановки. Однако всю эту благовоспитанную европеистость как рукой снимает, едва кто-либо из персонажей проявляет недостаточную лояльность: добродушные мальчики мгновенно хватаются за кобуру. Поверив клевете на Геро, интеллигент Клавдио глумится над невестой, а после избивает ногами ее отца, старого Леонато (Владимир Ершов), приютившего всю компанию в своем доме. Циник же Бенедикт оказывается нацистом с человеческим лицом: он заступается за Геро, правда, не бескорыстно, а из любви к ее кузине, злючке Беатриче (Анна Дубровская). Эта пара, играющая остро и остроумно,- лучший дуэт спектакля.

Что касается Клавдио и Геро, их отношения сперва кажутся слишком прямолинейными, и лишь потом понимаешь: режиссер строил их как пародию на немецкие фильмы 30-х годов с их примитивными ходами, дурацкими шутками и звонким хохотом. Впрочем, господину Богомолову линия «нацистской фильмы» быстро надоедает, и он заставляет Дона Педро и его подчиненных распевать советские солдатские песни. Бодрая «Смуглянка-молдаванка» здесь превращается в «смуглянку-итальянку», потом неожиданно сменяясь тихой музыкой Филипа Гласса. Бенедикт, в очередной раз поссорившийся с Беатриче, берет гитару и добивается прощения, как Женя Лукашин в «Иронии судьбы». В финале первого акта по саду Леонато кружится красивый, неизвестно почему выпавший снег. В отдельный спектакль превращаются диалоги Кизила (Николай Каракаш) и Булавы (Анна Галинова). Поймав в саду заговорщиков, инфантильная Булава радостно тянет их в тюрьму, а хромоногий хиппи Кизил распевает «Этот поезд в огне…».

В финале солдатский хор возвещает, что мирные шалости закончились,- мальчики торопливо целуют девочек и отправляются воевать. Зритель счастливо хлопает — спектакль вышел, что называется, зрелищный, да и играют «аборигены» Бронной и приглашенные звезды неплохо. Но ощущение в целом от режиссерской эклектики такое, как от селедки с мороженым.
Пресса
Законный мрак, Алла Шендерова, Colta.ru, 26.06.2017
Брачные краски, Роман Должанский, Коммерсантъ, 17.06.2017
Женюсь? Женись, Анастасия Вильчи, Index-art, 16.06.2017
Гори оно всё огнём, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 27.03.2017
Выцветший красный и положительно прекрасный, Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 20.03.2017
Чем занять рот, если сказать нечего, Анна Банасюкевич, Lenta.ru, 8.03.2017
Безблагодатный огонь, Роман Должанский, Коммерсантъ, 2.03.2017
Звериный стиль, Алла Шендерова, Colta.ru, 27.02.2017
В МХТ имени Чехова выпускают «Дракона» Шварца, видеосюжет телеканала «Культура», 10.02.2017
Вуди Аллен идеален, или Звезды без одеял, Кристина Матвиенко, Газета.ru, 13.12.2016
Главная премьера ноября в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Дождь», 28.11.2016
Двести (почти) лет спустя, Нина Агишева, Сноб, 28.12.2015
Не политически, но поэтически, Анна Банасюкевич, Петербургский театральный журнал, 14.12.2015
Горе от Дюма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 10.12.2015
Три мушкетера, не считая la bite, Алла Шендерова, Театр, 1.12.2015
Бесславные ублюдки, Антон Хитров, Colta.ru, 26.11.2015
Мушкетеры. Сага. Часть первая, Юлия Арсеньева, Русский блоггер, 2.11.2015
В МХТ провели смелый эксперимент над «Тремя мушкетерами», видеосюжет телеканала «ТВ Центр», 30.10.2015
МХТ привез в Северную столицу нашумевший спектакль-провокацию, видеосюжет телекомпании НТВ (Санкт-Петербург), 30.05.2015
Лариса Ломакина: «Главное — помучить кота», Анна Ананская, Весь театр (ТеатрAll), 15.05.2015
Ювелиры бывшими не бывают, Григорий Заславский, Независимая газета, 30.03.2015
Память сердца. Эпизод 1, Эмилия Деменцова, Театрон, 28.03.2015
Лариса Ломакина в проекте “Maskbook”, Мария Маношкина, Maskbook, 27.03.2015
Граница между светом и тьмой, Ксения Ларина, The New Times, 23.03.2015
Трагичный юбилей Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 13.03.2015
Ювелирная весна, Алена Карась, Российская газета, 11.03.2015
«Когда холодные воды-годы смыкаются над головой…», Нина Агишева, Петербургский театральный журнал, 7.03.2015
Роза ветров, Ирина Решетникова, Диалог искусств, № 4, 11.09.2014
Сложносочинённое разложение, Роман Должанский, Коммерсантъ, 3.12.2013
Заповедник одержимых, Алла Шендерова, Огонёк, 2.12.2013
Карамазовы и ад, Ксения Ларина, The New Times, 2.12.2013
Достоевский-трип, Алена Карась, Российская газета, 29.11.2013
Карамазовы пошли к черту, Марина Шимадина, Известия, 27.11.2013
Было у отца три сына. По Достоевскому, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 26.11.2013
Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013
Недружеский шарж: «Идеальный муж» в МХТ им. Чехова, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 28.02.2013
Актуальный муж, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.02.2013
Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013
Тандем МХТ и «Табакерки» приготовил 2 премьеры, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.05.2012
Страшная история, Ксения Ларина, The New Times, 5.03.2012
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Навстречу ужасу, Роман Должанский, Коммерсантъ, 29.02.2012
«Событие»: портрет жены художника, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.02.2012
Один день из жизни русских эмигрантов, Алла Шевелева, Известия, 7.02.2012
«Событие» как событие, Марина Райкина, Московский комсомолец, 6.02.2012
В МХТ имени Чехова сыграли без кавычек, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 25.01.2012
В МХТ имени Чехова репетируют «Событие», видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2012
Много шума из ничего, Екатерина Рябова, Афиша, 18.10.2007
Криминальное чтиво Шекспира, Марина Давыдова, Известия, 8.05.2007
Несколько дней без войны, Анна Гордеева, Газета «Время новостей», 7.05.2007
Слоеный Шекспир, Алла Шендерова, Газета «Коммерсант», 3.05.2007
Любовь и милитаризм, Ирина Алпатова, Газета «Культура», 3.05.2007
На волне смуты, Татьяна Семашко, Политический журнал, 2.04.2007
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003