ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Художники

Художники по костюмам

Художники по свету

Видео

Несколько дней без войны

Анна Гордеева, Газета «Время новостей», 7.05.2007
Константин Богомолов, в конце января выпустивший в Театре имени Гоголя изобретательный и гомерически смешной «Театральный роман», накануне майских праздников сочинил спектакль и для Малой Бронной. Он взял шекспировскую комедию «Много шума из ничего», добавил к местным актерам приглашенных звезд, и получился спектакль, который точно можно назвать одним из главных событий сезона.

Для любовной лихорадки, треплющей героев комедии, той лихорадки, что кажется чрезмерной на обыденный взгляд (герой мгновенно влюбился до безумия и тут же поверил самой пакостной выдумке про любимую, и сразу патетически раскаялся; героиня, даже неправедно обвиненная, продолжает его любить; еще парочка готова моментально поверить в великие чувства друг друга, стоило лишь приятелям их разыграть) режиссер придумал простое и замечательно точное объяснение. Это — послевоенное время; мужчины только что вернулись из похода, женщины наконец их дождались. И хмель победы, нерв победы, вот это чувство, что знакомо нам по архивным кинопленкам с солдатами в прибывающих поездах — вот оно, здесь.

Какая именно война закончилась — без уточнений. У Шекспира арагонский принц дон Педро победил своего побочного брата дона Хуана, восставшего против него, — побежденный, помирившись с победителем, приезжает в Мессину гостем, а не пленником (и с радостью организует, собственно, все проблемы влюбленных, потому как те друзья тайно ненавидимого брата). В спектакле Богомолова (оформленном Ларисой Ломакиной) герои одеты в мундиры ХХ века, на сцене поют «Смуглянку-молдаванку» и играют в баскетбол. При этом костюмы эти ближе к форме немецкой или итальянской (хотя я, право, не эксперт по обмундированию), кроме «Смуглянки» возникает вдруг еще и «Этот поезд в огне», и немецкие песенки в фонограмме. То есть никакой конкретики, речь о войне вообще, то есть о послевоенном времени как таковом.

Да, никакой конкретики во времени, но все, что касается людей, деталей человеческого поведения, продумано замечательно и сделано внятно. Как засыпает в пляжном кресле дон Педро (Сергей Перелыгин) — укрывшись шинелью, свернувшись в неудобной позе, отключаясь мгновенно: фронтовая привычка любую минуту и любое место использовать для сна. Разбуженный — выхватывает пистолет раньше, чем открывает глаза. Как все естественно носят эти свои шинели. Как городская стража состоит из двигающегося явно на протезах инвалида (Николай Каракаш) и мелкой тетки в солдатской одежке (Анна Галинова), и тот и другая театрально укрупняют слова и жесты; вместе — достоверны до слез. Как, слушая клевету дона Хуана на свою невесту, Клавдио (Григорий Сиятвинда) начинает мять в руках мяч, что они с принцем только что весело швыряли в сетку, и как принц, также поверивший злобному братцу, отбирает мяч и сминает его сам, быстро и жестко; участь Геро решена. Как легко движется, пританцовывая на ходу, Беатриче (Анна Дубровская) — и как чуть-чуть нарочита эта легкость, будто девушка сама себе не верит. А главное, вот эта ежеминутная готовность смеяться, желание двигаться, возможность влюбляться — прямо сейчас, сейчас, сейчас, потому что тебя не убили.

Спектакль переполнен дивными хохмами и обаятельными ухмылками (за одно выражение лица Бенедикта — Михаила Полицеймако, подслушивающего разговоры о том, что Беатриче в него влюблена, актера надо внести в номинацию «Золотой маски»). Спектаклю тесно на сцене и он выплескивается в зал. Бенедикт, рассуждая о женщинах, не сумевших его на себе женить, идет среди публики и говорит будто о конкретных зрительницах, рассматривая их с видом ценителя и знатока («одна женщина была добродетельной — я устоял…»). «Склеп», в котором покоится на самом деле вполне живая Геро (Дарья Грачева), размещается в правой ложе, и девушка лежит на ее барьере; когда Клавдио наклоняется поцеловать «покойницу», та его обнимает, и герой бежит по залу с диким воплем.

В этой радостной лихорадке растворена вчерашняя жестокость — и та, что есть у Шекспира (когда Клавдио обвиняет Геро перед алтарем в неверности — здесь готовность Клавдио поверить клевете стопроцентно оправдана войной, где человек привык терять и ожидать худшего), и та, что добавлена нашим веком. Произнося текст благородного отказа от вызова старика на дуэль, Клавдио одновременно бьет того — и бьет ногами. Совершенно хохмаческая, переполненная пьяными шуточками сцена допроса слуг предателя-принца поставлена, как и положено, в эксцентрическом ключе — но вот только эксцентрика уж больно страшненькая, по ходу дела одному допрашиваемому отрезают язык, другому — ухо. (Огромный розовый язык смотрится нелепо в руке стражника, и пленник рыдает вполне комически, но все равно, знаете ли, мороз по коже.) И жестокость эта так буднична, так органична в спайке с этой лихорадочной радостью жизни, что от спектакля остается ощущение абсолютной правды, что так редко бывает нынче на театре, даже когда режиссеры берут пьесы и более приближенные к сегодняшнему дню.

Богомолов выкинул из пьесы несколько сцен, в том числе всю линию с «двойником» Геро, потому что история о том, как раскаявшийся Клавдио соглашается жениться на ком угодно по требованию отца якобы умершей невесты, история о готовности принять наказание, была бы чужой в этом спектакле. Он - о победителях, которых не судят. И которым завтра снова в поход — поцеловавшись со своими девушками, герои убегают явно на новую войну. Вот про этот способ жизни — меж войнами — и поставлен спектакль, на котором зал хохочет и плачет от смеха.
Пресса
Законный мрак, Алла Шендерова, Colta.ru, 26.06.2017
Брачные краски, Роман Должанский, Коммерсантъ, 17.06.2017
Женюсь? Женись, Анастасия Вильчи, Index-art, 16.06.2017
Гори оно всё огнём, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 27.03.2017
Выцветший красный и положительно прекрасный, Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 20.03.2017
Чем занять рот, если сказать нечего, Анна Банасюкевич, Lenta.ru, 8.03.2017
Безблагодатный огонь, Роман Должанский, Коммерсантъ, 2.03.2017
Звериный стиль, Алла Шендерова, Colta.ru, 27.02.2017
В МХТ имени Чехова выпускают «Дракона» Шварца, видеосюжет телеканала «Культура», 10.02.2017
Вуди Аллен идеален, или Звезды без одеял, Кристина Матвиенко, Газета.ru, 13.12.2016
Главная премьера ноября в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Дождь», 28.11.2016
Двести (почти) лет спустя, Нина Агишева, Сноб, 28.12.2015
Не политически, но поэтически, Анна Банасюкевич, Петербургский театральный журнал, 14.12.2015
Горе от Дюма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 10.12.2015
Три мушкетера, не считая la bite, Алла Шендерова, Театр, 1.12.2015
Бесславные ублюдки, Антон Хитров, Colta.ru, 26.11.2015
Мушкетеры. Сага. Часть первая, Юлия Арсеньева, Русский блоггер, 2.11.2015
В МХТ провели смелый эксперимент над «Тремя мушкетерами», видеосюжет телеканала «ТВ Центр», 30.10.2015
МХТ привез в Северную столицу нашумевший спектакль-провокацию, видеосюжет телекомпании НТВ (Санкт-Петербург), 30.05.2015
Лариса Ломакина: «Главное — помучить кота», Анна Ананская, Весь театр (ТеатрAll), 15.05.2015
Ювелиры бывшими не бывают, Григорий Заславский, Независимая газета, 30.03.2015
Память сердца. Эпизод 1, Эмилия Деменцова, Театрон, 28.03.2015
Лариса Ломакина в проекте “Maskbook”, Мария Маношкина, Maskbook, 27.03.2015
Граница между светом и тьмой, Ксения Ларина, The New Times, 23.03.2015
Трагичный юбилей Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 13.03.2015
Ювелирная весна, Алена Карась, Российская газета, 11.03.2015
«Когда холодные воды-годы смыкаются над головой…», Нина Агишева, Петербургский театральный журнал, 7.03.2015
Роза ветров, Ирина Решетникова, Диалог искусств, № 4, 11.09.2014
Сложносочинённое разложение, Роман Должанский, Коммерсантъ, 3.12.2013
Заповедник одержимых, Алла Шендерова, Огонёк, 2.12.2013
Карамазовы и ад, Ксения Ларина, The New Times, 2.12.2013
Достоевский-трип, Алена Карась, Российская газета, 29.11.2013
Карамазовы пошли к черту, Марина Шимадина, Известия, 27.11.2013
Было у отца три сына. По Достоевскому, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 26.11.2013
Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013
Недружеский шарж: «Идеальный муж» в МХТ им. Чехова, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 28.02.2013
Актуальный муж, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.02.2013
Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013
Тандем МХТ и «Табакерки» приготовил 2 премьеры, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.05.2012
Страшная история, Ксения Ларина, The New Times, 5.03.2012
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Навстречу ужасу, Роман Должанский, Коммерсантъ, 29.02.2012
«Событие»: портрет жены художника, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.02.2012
Один день из жизни русских эмигрантов, Алла Шевелева, Известия, 7.02.2012
«Событие» как событие, Марина Райкина, Московский комсомолец, 6.02.2012
В МХТ имени Чехова сыграли без кавычек, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 25.01.2012
В МХТ имени Чехова репетируют «Событие», видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2012
Много шума из ничего, Екатерина Рябова, Афиша, 18.10.2007
Криминальное чтиво Шекспира, Марина Давыдова, Известия, 8.05.2007
Несколько дней без войны, Анна Гордеева, Газета «Время новостей», 7.05.2007
Слоеный Шекспир, Алла Шендерова, Газета «Коммерсант», 3.05.2007
Любовь и милитаризм, Ирина Алпатова, Газета «Культура», 3.05.2007
На волне смуты, Татьяна Семашко, Политический журнал, 2.04.2007
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003