Художники

Виктор Березин
Мария Плахова

Художники по костюмам

Художники по свету

Видео

Криминальное чтиво Шекспира

Марина Давыдова, Известия, 8.05.2007
Первая — «Горячее сердце» в постановке Романа Самгина — оказалась любопытной постановкой подающего надежды режиссера, вторая — «Много шума из ничего» Константина Богомолова — и вовсе тянет на событие сезона.

После удачного дебюта в Театре им. Гоголя («Что тот солдат, что этот» Бертольда Брехта) и несколько менее удачных поисков своего пути недавний выпускник режиссерского факультета РАТИ поставил спектакль, после которого можно с уверенностью сказать, что в плеяде уже не очень молодых «молодых режиссеров» (Бутусов —Карбаускис — Серебренников — Черняков) появилось наконец-то новое имя.

В сущности, Константин Богомолов остался в этом опусе верен своему весьма мизантропическому взгляду на жизнь, явленному в предыдущих работах. Просто на сей раз его взгляд обрел стройность и художественную убедительность. Действие шекспировской комедии он перенес в некую условную тоталитарную страну, находящуюся в состоянии длительной войны с другими — видимо, не менее тоталитарными — странами. Это эпоха фашизма с общеевропейским лицом. Немецкие песни военных лет сменяют тут берущий за душу советский шансон. Курорт (отличная сценография Ларисы Ломакиной) напоминает блиндаж. Листва похожа на пепел. Ренессансная Италия — на Италию времен Муссолини. Взгляд на войну начисто лишен романтизма: нравы огрубели, иллюзии утрачены, военный этос пропитан маньеристским душком. За Шекспиром то и дело проступает Брехт, у которого что тот солдат, что этот — все безжалостные дети войны.

В пьесе «Много шума из ничего» и впрямь разлито предчувствие трагедии, но это всего лишь предчувствие. Мир в целом гармоничен, и любой очаг дисгармонии можно локализовать и нейтрализовать — было бы желание. Дон Хуан (Дмитрий Цурский), оклеветавший красавицу Геро (Дарья Грачева) примерно так же, как Яго оклеветал Дездемону, конечно же будет посрамлен. Ну что может сделать один злонамеренный и закомплексованный тип против целой компании пышущих душевным здоровьем ренессансных жуиров и остряков?

У Богомолова комплексами изъеден весь мир, и Дон Хуан — лишь органичная его часть. Дремлющая в недрах пьесы возможность трагедии тут извлечена на поверхность. Недаром роль влюбленного в Геро Клавдио отдана в спектакле темнокожему Григорию Сиятвинде — этот Отелло не только сразу же поверит в порочность своей возлюбленной, он с садистским наслаждением расправится с ее отцом, а тот, придя в себя от побоев, не замедлит воздать будущему зятю незамысловатым макабром: якобы почившая в бозе Геро вдруг оживет на руках у Клавдио прямо в склепе и заставит возлюбленного в ужасе уносить ноги.

В ранних шекспировских комедиях любовь взрастает как цветы из хорошо удобренной почвы. Раз-два — и все влюблены друг в друга по уши. В спектакле Малой Бронной она пробивается как травинка через асфальт. Но если уж пробьется, ее обязательно втопчут в землю кованым сапогом. Как-то так, по привычке. Ишь зеленеет тут — и без нее тошно. Изголодавшиеся по женщинам мужчины и по мужчинам — женщины готовы к постельным отношениям, но на большое и светлое чувство сил у них явно не хватает. На темные чувства и мысли силы находятся. Тут жертвы на наших глазах становятся палачами, а справедливое возмездие чревато неоправданной жестокостью. И контуженный на войне Кизил (Ильяс Тамеев), изловивший оклеветавших Геро мошенников, — уж не извольте сомневаться — отыграется на них за свою контузию. 

Тут все — не только Дон Хуан — ставят эксперименты друг над другом. Брат Хуана Дон Педро (Сергей Перелыгин) тоже, в сущности, манипулятор, просто куда более опытный и удачливый. Чуть что не так — палит из револьвера: всем стоять, бояться. Прелестные шекспировские перебранки Бенедикта (чудесный Михаил Полицеймако) и Беатриче (Анна Дубровская) тут лишь предпосылка для розыгрыша. Забавного, конечно, но и безжалостного, как всякий розыгрыш.

Богомолов словно бы ставит не раннюю трагедию Шекспира, а его же тронутых декадансом «Троила и Крессиду», а еще — немного лукавого Мариво с его непостоянством чувств и изменчивостью желаний, а еще — любимых своих абсурдистов. Военно-полевой роман то и дело превращается у него в криминальное чтиво, трагедия — в триллер, гротеск — в гиньоль. Но посреди всех этих жанров искалеченные души его героев все же жаждут сострадания и тепла. И мужчины в финале опять уходят на войну, и бабы опять рыдают…

Несмотря на очень современный строй этой постановки, она сделана в русле не нынешней европейской, а скорее классической интерпретационной режиссуры. Богомолов не переписывает, подобно столпам современной режиссуры Михаэлю Тальхаймеру или Люку Персевалю, наново классический текст, но стремится постичь его с помощью глубокого погружения. Ищет смысл на дне пьесы и пытается вытащить его на берег, по возможности (конечно же не всегда без потерь) миновав многочисленные рифы. Он уверенно плывет старым стилем в новых культурных обстоятельствах. И по всем признакам это уже не просто увлекательное, но и большое плавание. 
Пресса
Есть одна награда — смех, Вадим Рутковский, coolconnections.ru, 24.10.2022
Три плюс три сестры, Ольга Фукс, Международный институт театра, 19.07.2018
«Три сестры» по-богомоловски, Наталия Каминская, Musecube.org, 24.06.2018
Дело не в новых формах, Антон Хитров, Colta.ru, 15.06.2018
Легкое сдыхание, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 14.06.2018
Сестры немилосердия, Елена Федоренко, Культура, 7.06.2018
В МХТ имени Чехова представят самых красивых «Трех сестер», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 30.05.2018
Законный мрак, Алла Шендерова, Colta.ru, 26.06.2017
Брачные краски, Роман Должанский, Коммерсантъ, 17.06.2017
Женюсь? Женись, Анастасия Вильчи, Index-art, 16.06.2017
Гори оно всё огнём, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 27.03.2017
Выцветший красный и положительно прекрасный, Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 20.03.2017
Чем занять рот, если сказать нечего, Анна Банасюкевич, Lenta.ru, 8.03.2017
Безблагодатный огонь, Роман Должанский, Коммерсантъ, 2.03.2017
Звериный стиль, Алла Шендерова, Colta.ru, 27.02.2017
В МХТ имени Чехова выпускают «Дракона» Шварца, видеосюжет телеканала «Культура», 10.02.2017
Вуди Аллен идеален, или Звезды без одеял, Кристина Матвиенко, Газета.ru, 13.12.2016
Главная премьера ноября в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Дождь», 28.11.2016
Двести (почти) лет спустя, Нина Агишева, Сноб, 28.12.2015
Не политически, но поэтически, Анна Банасюкевич, Петербургский театральный журнал, 14.12.2015
Горе от Дюма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 10.12.2015
Три мушкетера, не считая la bite, Алла Шендерова, Театр, 1.12.2015
Бесславные ублюдки, Антон Хитров, Colta.ru, 26.11.2015
Мушкетеры. Сага. Часть первая, Юлия Арсеньева, Русский блоггер, 2.11.2015
В МХТ провели смелый эксперимент над «Тремя мушкетерами», видеосюжет телеканала «ТВ Центр», 30.10.2015
МХТ привез в Северную столицу нашумевший спектакль-провокацию, видеосюжет телекомпании НТВ (Санкт-Петербург), 30.05.2015
Лариса Ломакина: «Главное — помучить кота», Анна Ананская, Весь театр (ТеатрAll), 15.05.2015
Ювелиры бывшими не бывают, Григорий Заславский, Независимая газета, 30.03.2015
Память сердца. Эпизод 1, Эмилия Деменцова, Театрон, 28.03.2015
Лариса Ломакина в проекте “Maskbook”, Мария Маношкина, Maskbook, 27.03.2015
Трагичный юбилей Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 13.03.2015
Ювелирная весна, Алена Карась, Российская газета, 11.03.2015
«Когда холодные воды-годы смыкаются над головой…», Нина Агишева, Петербургский театральный журнал, 7.03.2015
Роза ветров, Ирина Решетникова, Диалог искусств, № 4, 11.09.2014
Сложносочинённое разложение, Роман Должанский, Коммерсантъ, 3.12.2013
Заповедник одержимых, Алла Шендерова, Огонёк, 2.12.2013
Карамазовы и ад, Ксения Ларина, The New Times, 2.12.2013
Достоевский-трип, Алена Карась, Российская газета, 29.11.2013
Карамазовы пошли к черту, Марина Шимадина, Известия, 27.11.2013
Было у отца три сына. По Достоевскому, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 26.11.2013
Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013
Недружеский шарж: «Идеальный муж» в МХТ им. Чехова, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 28.02.2013
Актуальный муж, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.02.2013
Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013
Тандем МХТ и «Табакерки» приготовил 2 премьеры, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.05.2012
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Навстречу ужасу, Роман Должанский, Коммерсантъ, 29.02.2012
«Событие»: портрет жены художника, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.02.2012
Один день из жизни русских эмигрантов, Алла Шевелева, Известия, 7.02.2012
«Событие» как событие, Марина Райкина, Московский комсомолец, 6.02.2012
В МХТ имени Чехова сыграли без кавычек, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 25.01.2012
В МХТ имени Чехова репетируют «Событие», видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2012
Много шума из ничего, Екатерина Рябова, Афиша, 18.10.2007
Криминальное чтиво Шекспира, Марина Давыдова, Известия, 8.05.2007
Несколько дней без войны, Анна Гордеева, Газета «Время новостей», 7.05.2007
Слоеный Шекспир, Алла Шендерова, Газета «Коммерсант», 3.05.2007
Любовь и милитаризм, Ирина Алпатова, Газета «Культура», 3.05.2007
На волне смуты, Татьяна Семашко, Политический журнал, 2.04.2007
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003