ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Еще раз про любовь. Иронично

Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.03.2008
«Великий реалистический театр, в котором когда-то так убедительно играли „про любовь“, вызывая сострадания всего зрительного зала, уже умер», — к такому выводу пришел режиссер нового спектакля Виктор Рыжаков. Иначе говоря, если играть на разрыв аорты, особенно про любовь и про революцию, кто ж сегодня в такое поверит? И то, и другое — атрибуты прошлой жизни, как пропахшее нафталином бабушкино платье. Поэтому классическую лавреневскую повесть, в которой речь идет именно про любовь и революцию, нам показали по-новому. В ироничном исполнении. 

Между миром реальности и театральной фантазии — широкая разделительная полоса, заполненная водой (видимо, по ассоциации с Аральским морем, где происходят события повести). Условное море колышется перед сценой. Стоит сделать шаг — и ты окажешься в мире фантазий, где все преображения происходят на глазах у зрителей. Вместо бота, на котором Марютка должна была доставить поручика в штаб, деревянные качели. Раскачались качели — и пошли вразнос отношения молодого офицера и красноармейской девушки. Актеры прямо на сцене раздеваются догола и надевают на себя костюм комиссара Евсюкова и гвардии поручика Говорухи.

Принцип открытого театра и хулиганский эксперимент режиссера совершенно оправдан. Тем более что Виктор Рыжаков идеально подобрал исполнителей для лавреневской повести. Когда актриса Яна Сексте, с шалыми глазами, точь-в-точь как у ее Марютки, говорит, что от нее «убечь» невозможно, что «на триста шагов на бегу снимет», ей веришь. Синеглазый красавец Максим Матвеев распалит, растревожит сердце не только Марютке, но и доброй половине зала. И когда со словами «Эй, ты… кадет поганый!» Марютка убивает его, почему-то наворачивается слеза. Хотя, если верить режиссеру, нет ни романтического театра, ни романтической публики… Но если судить по хорошей игре мхатовской молодежи, то не только история «про любовь», но и революционные мифы всерьез увлекают актеров.
Пресса
Бытие № 2, Павел Руднев, Взгляд, 12.03.2008
Классовая любовь, Елена Дьякова, Известия, 11.03.2008
Еще раз про любовь. Иронично, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.03.2008
Мужчина и женщина. Opus posth, Наталия Каминская, Культура, 6.03.2008
Кожаное время, Алла Шендерова, Коммерсант, 6.03.2008
Контрольный выстрел, Мария Седых, Итоги, 3.03.2008
Синеглазенький и малиноволицый, Светлана Полякова, Газета.RU, 29.02.2008
Возвращение легенды, Радио Культура, 28.02.2008
«Сорок первый», Известия, 22.02.2008
«Сорок первый»: Opus Posth, Алла Шендерова, Ваш досуг, 21.02.2008