ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

В МХТ им. А. П. Чехова сыграли сказку для детей с намеками для взрослых

Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 7.11.2011
Олег Табаков, провозгласивший политику рекрутирования театральных зрителей, слов на ветер не бросает. Репертуар МХТ им. А. П. Чехова пестр и разнообразен, так что спектакль по душе найдется для каждого зрителя. Даже юного.

Очередная премьера на Малой сцене театра, хотя и призвана взращивать молодую поросль, взрослых зевать не заставит. «Белоснежка и семь гномов» — музыкальная история для детей, в которой взрослые расслышат не только лейтмотивы, но и полутона. Старшее поколение наверняка помнит одноименный спектакль «Современника», сочиненный и поставленный Олегом Табаковым и Львом Устиновым. Та постановка в начале 1960-х казалась совсем не детской и не сразу была одобрена цензурой. Спустя полвека историю реанимировали, но то ли у нас что ни сказка, то намек, то ли социум мыслит чересчур ассоциативно, но «Белоснежку» образца 2011 заглушает хохот взрослой половины зала.

Вроде все ожидаемо: злая королева, сиротка-огородница Белоснежка, семь гномов, отравленное яблоко и прекрасный принц. Но вот на аудиенции королевы Исполнитель королевских желаний сообщает сводку новостей о "воплях народа: «Где же свобода?!». И это в непосредственной близости от Кремля. Впрочем, тут же исправляется и дополняет: «Да разве ж это народ? Хулиганье!». Здесь награждают медалями за хорошие новости и натравливают тайную полицию за плохие. Здесь королева, прочитав критику в адрес своего величества, объявляет приговор: «Всех казнить, журнал закрыть». Здесь проводят «реструктуризации» даже библиотек, в результате чего не остается ни одной книги. Здесь — это в сказочном королевстве. А вы о чем подумали?

Несмотря на мерещащиеся отсылки к реальности, сказка эта совсем не вредная. Мораль соблюдена. Упорная и правдолюбивая Белоснежка (Надежда Жарычева) с бандой гномов, преодолевая всевозможные препятствия и преграды, освобождает от оков Принца-волюнтариста (Максим Блинов), а злая Королева (очаровательная Ольга Воронина), слагает свои полномочия. 

Для Михаила Миронова «Белоснежка и семь гномов» — дебют в качестве режиссера. Он же сочинил и прекрасные тексты песен, положенные на музыку Сергея Чекрыжова. Столь удачному началу помог и актерский опыт, и ассистирование признанному мастеру воодушевляющих спектаклей Евгению Писареву, поставившему в МХТ знаменитого «Конька-Горбунка». Начинающий режиссер, осмыслив данные уроки, понял главное — спектакль для детей со всеми упрощениями и наивностью не может быть плоским. Ни по замыслу, ни по воплощению. Воспитывать необходимо не только зрителей, но и актеров.

«Белоснежка…» — спектакль молодой. Молодо-зелено, вот и традиционно строгая программка к спектаклю, кажется, нарочно позеленела. Но краснеть за молодежь в театре не придется никому. Все без исключения участники спектакля прекрасно и с удовольствием играют свои незаурядные роли. Гамлетов много, а мексиканский мачо Кактус в исполнении Павла Ващилина уж точно один такой. Ольга Литвинова, играющая на взрослой сцене Офелию, оказалась не менее убедительной Ромашкой, а пестрая и суетливая великолепная семерка гномов просто покорила зрителей и заставила аплодировать в такт чуть ли не каждой песне. Гномы, названные по дням недели, двигают время вперед и могут, если очень нужно, обратить его вспять, но спать никого уж точно не заставят.

В общем, чудес и приключений будет много, но под чутким присмотром не кривящего душой зеркала — незримая, озвученная Олегом Табаковым роль. МХТ к приему юных зрителей готов абсолютно. Дело не только в специальных подушечках для детей и в особом «детском» радиоприветствии худрука, а в совсем не театральной чуткости и душевности. Вот, например, к расплакавшейся в антракте девочке обратилась капельдинер и, выяснив, что причина слез — желание потрогать «волшебные клубки ниток», разбросанные по сцене, как добрая фея в один миг решила проблему, проводив плаксу на сцену. А чего стоит трогательный поступок одного из гномов, Виктора Хориняка: финал, поклоны, спектакль окончен, и другая маленькая зрительница принялась собирать конфетти, разбросанное по сцене, актер подошел к ней и насыпал в ладошку целую горку разноцветных кружочков. Это, как говорят на сцене по соседству, дорогого стоит. 

Пока Сергей Безруков прокатывает свою «Реальную сказку», в которой из-за того, что дети перестали верить в волшебство, их персонажи живут и тужат наравне с людьми, в МХТ играют историю, на первый взгляд, неактуальную, не взаправдашнюю и не всамделишную. Здесь добро побеждает зло, справедливость торжествует, а правду говорить легко и безопасно. Что ж, в сказке чего только не бывает!