ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

…И нет старушки

Алексей Филиппов, Известия, 26.06.2002
МХАТ, новая сцена: «Преступление и наказание» поставила Елена Невежина. Это главный сюжет, а за ним встает множество других — и вовсе не мелких. 

Здесь и история о хитром Табакове, приваживающем к Художественному театру молодую режиссуру (на той же новой сцене, до Невежиной, выпустил свой спектакль недавний студент РАТИ Миндаугас Карбаускис). Табаков понимает, что старому, пережившему свою собственную легенду, много раз умиравшему театру нужна молодая кровь, и пытается сделать переливание — попытка разумная, но не обреченная на успех.

Здесь и история самой Невежиной, 4 года назад блестяще поставившей свой первый спектакль на профессиональной сцене («Жак и его господин» в театре «Сатирикон», в 1999 году выдвигался на «Золотую маску»), но с тех пор ни разу не взявшей эту планку. Тут и общие проблемы молодых режиссеров, часто полностью выкладывающихся в первой работе, а затем работающих на понижение. Главную роль в спектакле исполнил Евгений Цыганов, актер студии Петра Фоменко, еще год назад отлично игравший в студенческих спектаклях РАТИ: у нас на глазах рождается новая театральная звезда — чем это не событие?..

Но главный сюжет, все же, связан со спектаклем.

Елена Невежина сама написала инсценировку, и первый акт превратился в детектив. Убийство старухи-процентщицы вынесено за сцену, о том, что виновен Раскольников, в тексте не говорится. Те, кто читал роман, знают это и так, но и они принимают условия игры: здесь есть тайна, она туго закручивает действие. 

А преступления в пьесе нет — нет удара топором, грязи, крови и куриной шеи процентщицы. Второй акт перегружен бесконечными страданиями Раскольникова: Невежина положилась на то, что все помнят роман, но зритель имеет дело с ее текстом, а из него ужас убийства испарился. Без преступления наказание повисает в воздухе, и спектакль выглядит не в меру декларативным.

Но сделан он на очень высоком уровне — во всяком случае, поначалу. У Евгения Цыганова (Раскольников) обаяние бронебойное: молодой актер играет не по годам развитого, славного мальчишку, вляпавшегося в дурную историю — насупленный лоб, виноватый взгляд, чудесная улыбка. Андрей Ильин (Порфирий Петрович) как всегда умно и тонко выстраивает роль, собирая ее из множества точно подобранных бытовых деталек и психологических нюансов; Максим Виторган (Разумихин) лучится простодушным дружелюбием.

Елена Невежина умеет работать с актерами, для каждого из них она находит действенные зацепки. «Преступление и наказание» Невежина превратила в психологический триллер, — но к концу второго акта она начинает спорить сама с собой.

Если бы Невежина работала с чужим текстом, все могло сложиться по другому. Автору дорого собственное (пусть и заимствованное у Достоевского) слово: в бесконечных, не подкрепленных действием финальных монологах Раскольникова и его матери тонет весь спектакль. Да и стремление вынести за рамки действия все, что не ложится на основную линию ее текста сыграло со спектаклем дурную шутку. Не худо было бы напомнить зрителю о том, что Сонечка Мармеладова работает проституткой, а заодно озаботиться тем, чтобы актриса Елена Панова, статная и ухоженная русская красавица, больше походила на загнанную жизнью героиню Достоевского. Если Соня напоминает фотомодель, то питающий к ней исключительно братские чувства Раскольников должен быть святым — а герой Евгения Цыганова на него совсем не похож.

И все же это славный спектакль. Умный, крепкий, с хорошими
актерскими работами. Пожалуй, чуть затянутый. И уж точно не до конца придуманный режиссером.

За главным сюжетом мхатовского «Преступления и наказания» встает побочный: Елена Невежина не взяла высоту, которую задала четыре года назад.

О работе над спектаклем рассказывает артист Андрей Ильин, известный по сериалам «Каменская» и «Досье детектива Дубровского».

- Что отличает сегодняшнюю молодую режиссуру?

 — Дело не в молодости, а в заряженности на работу, в иной энергетике. У них и глаза горят по другому. Опыта у молодых, может быть, не много, зато в избытке желание сделать что-то неожиданное. Но я не могу сказать, что Лена Невежина хочет что-то перевернуть. Она достаточно консервативна, у нее все в порядке со вкусом и мерой. Лена хороший, добротный, уверенный в себе профессионал: если бы я не знал, сколько ей лет, я бы подумал, что она занимается режиссурой не одно десятилетие. 
Пресса
Раскольников наказал сам себя, Елена Волкова, Газета.Ru, 27.09.2002
После преступления, Ольга Галахова, Литературная газета, 11.09.2002
Убийства не было…, Николай Александров, Газета, 1.07.2002
Наказание без преступления, Ирина Корнеева, Время МН, 27.06.2002
Диалектика, Зоя Шульман, Ведомости, 27.06.2002
Образ Раскольникова, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
О наказании, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2002
Скромное обаяние Достоевского, Мария Львова, Вечерний клуб, 27.06.2002
Из «Преступления и наказания» извлекли урок, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
…И нет старушки, Алексей Филиппов, Известия, 26.06.2002
Холодный ум и негорячее сердце, Марина Давыдова, Время новостей, 26.06.2002