ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Юность — это возмездие

Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999
Только что на?его сцене прошла премьера ?Привидений? Генрика Ибсена (режиссер-постановщик Николай Скорик). Если в?начале века интеллигенцию потрясало революционное слово Ибсена в??Докторе Штокмане? со?Станиславским и??Бранде? с?Качаловым, сегодня столь?же актуально звучит семейная драма ?Привидения?. Конфликт отцов и?детей, старшего поколения, отказывающегося признать свои ошибки, и?младшего, более слабого, больного от?пошлости жизни и?мечтающего об?идеалах,?? это и?сегодня реальная общественная проблема. Кроме того, сыграть фру Альвинг (роль, между прочим, из?репертуара Элеоноры Дузе) мечтает каждая актриса, переходящая на?роли возрастного плана, так что во?время первого представления ?Привидений? на?Анастасию Вознесенскую?? фру Альвинг?? были устремлены напряженные взоры артисток театра, входящих в?состав художественного совета, который по?традиции ?принимает? каждую премьеру, и?нетрудно догадаться, что после спектакля Вознесенская услышала много нелицеприятных слов.

Даже если сделать скидку наvволнение первого показа на?публике, из-за которого, возможно, половину реплик в?зале просто не?было слышно, в?новой постановке все равно обнаруживаешь немало несуразностей. Например, герои так часто закрывают и?открывают зонтики, подставляя их?под жалкие струйки воды в?дверном проеме, что вспоминается эпизод: однажды Чехову смертельно надоел комариный писк во?время действия, тщательно воспроизводимый на?сцене Художественного, и?он сказал: ?Следующая моя пьеса начнется репликой: ?Надо?же, совсем нет комаров!?? К?надоедливому ?дождю? добавляются группки детей (они играют будущих обитателей приюта, задуманного фру Альвинг), которые к?месту и?не?к?месту высыпают на?сцену, своими оживленными мордашками только подчеркивая бутафорность обстановки. Потом, когда за?монументальными конструкциями Бориса Мессерера зажжется что-то зловеще красное, символизирующее пожар, невольно задумаешься о?проблемах театральной рутины и?поиске новых форм, с?разговора о?которых и?начался МХАТ сто лет тому назад. Впрочем, в?наших театральных ?академиях? это опасная и?обидная тема для разговора: не?случайно многие спектакли Художественного и?Малого театров становятся чем-то неуловимо похожи друг на?друга, о?чем их?создатели и?не?подозревают, так как друг к?другу на?премьеры не?ходят.

В?пьесе Ибсена есть две чрезвычайно выигрышные роли?? фру Альвинг и?пастор Мандерс, и?одна куда менее благодарная?? это Освальд, сын героини. Тем не?менее Андрей Панин в?роли Освальда пока что играет интереснее?и, что немаловажно, современнее. Анастасия Вознесенская и?Андрей Мягков (пастор Мандерс) явно недобирают трагизма, ограничиваясь внешним правдоподобием. Для представителей среднего мхатовского поколения актеров долгое общение с?драматургией Шатрова и?Гельмана, конечно?же, не?прошло даром: они с?теми?же интонациями и?той?же степенью погружения в?образ начинают играть классику, а?она в?ответ мстит. Актриса, например, совершенно не?подводит свою героиню к?финалу, к?прозрению, когда та?понимает, что собственной ложью сгубила сына. Ее?словам о?том, что все будет хорошо и?выглянет наконец солнце, не?верит даже режиссер?? иначе зачем ему в?этот момент спускать сверху некое зеленое полотно, расшитое листьями и?призванное выразить надежду на?лучшее. Иное дело?? Освальд. Андрей Панин смело и?жестко играет его болезнь, его душевное расстройство, готовность в?любой момент взорвать мнимое благополучие отчего дома, точно выражая важную для Ибсена мысль: ?Юность?? это возмездие?. Его резкая, на?грани дозволенного, манера напрочь сметает не?только ханжескую мораль старшего поколения, но?и?архаику постановки как таковой?? со?всеми ее?зонтиками, вазами с?цветами, бокалами и?так далее. Внушительных размеров дом фру Альвинг, тщательно воссозданный в?знаменитых производственных мастерских Художественного театра, дрогнул под этим напором, но?устоял.

В чеховском МХАТе сегодня много сильной молодежи, а?совсем недавно в?труппу влилась большая студийная группа?? целый курс выпускников Школы-студии. 2?декабря на?новой сцене они покажут свою премьеру?? пьесу Клима (Владимира Клименко) ?Джульетта и?ее?Ромео?. Взаимодействие разных поколений в?знаменитых стенах обещает быть драматичным, но?интересным.
Пресса
Привидения в Камергерском переулке, Дина Абрамова, Вечерняя Москва, 14.04.2002
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Юность — это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999
Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999