ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

МХАТ изнасиловал женскую версию

Елена Волкова, Газета.ru, 23.04.2002
МХАТ имени Чехова сыграл со зрителями в Павича. При входе в театр, у гардероба, всем раздали карточки для голосования: выбирайте, что пожелаете — версию мужскую (идет два часа) или женскую (час пятьдесят пять). Выбирать приходилось при входе в фойе, до того как успеваешь купить программку и узнать, что тебе предстоит смотреть не комедию или драму, а «меню для театрального ужина» из четырех блюд, и что дамам МХАТ подает яичницу по-хазарски и засахаренные фиалки, а господам — рыбу, приправленную солью с оленьего рога, и кофе без сахара.

Впрочем, основное блюдо и в мужской, и в женской версии одинаковое: Петкутин с Калиной — красивая любовная история из «Хазарского словаря» о любви девушки-красавицы к юноше-голему. Разница между версиями в деталях, но существенная. Если выбрать мужскую, то кончится все плохо — смерть навсегда разлучит влюбленных. В женской счастье будет и близко, и возможно. Все в руках зрителей.

Однако сразу после голосования и изучения программки игру МХАТа с текстами сербского постмодерниста можно считать законченной. Едва открывается занавес, сразу становится очевидно, что никакого интерактивного театра не будет. Он если и начался в гардеробе, то там же и закончился, а под фамилией Павич и названием «Вечность и еще один день» МХАТ демонстрирует образец занудной читки по ролям, а также красивые сербские пляски и костюмы. Режиссер Владимир Петров даже не пытался искать сценический аналог литературным играм модного прозаика.

Павича МХАТ соорудил то той же традиционной схеме, с какой производит «вишневые сады» в оптовых количествах. Вышли герои, присели среди условных античных руин, доложили нечто витиевато-мифологическое и ушли в кулису, как ни в чем не бывало. Затем явились следующие. .. И так все четыре «перемены блюд».

Тоскливее всего на этом невкусном ужине выглядели молодые артисты, продемонстрировавшие весь спектр типичных актерских штампов. Дарья Мороз (Калина) изображала резвость необычайную и юную девичью непокорность. Егор Бероев (Петкутин) — немногословную преданность своей пылкой подруге. Они принимали грациозные позы, держались за руки и смотрели горящими глазами в зал.

Публика, привлеченная фамилией модного писателя, откровенно скучала и тихо расходилась, не дождавшись обещанного десерта. Однако сам автор, посетивший премьеру, выглядел довольным. «Все театры шарахались от моей сценической каракатицы, и только единственный, кто с ней попытался что-то сделать, оказался МХАТ. Это лучшее место в мире, где может быть подано мое „меню для театрального ужина“, — сообщил он публике, которая, несмотря на занудную постановку, устроила знаменитому писателю овацию. — Сегодня я посмотрел спектакль и понял, что мне больше нравится женская версия», — добавил Павич, уходя со сцены.

И правда, если уж предоставляется право выбирать, то лучше женскую версию. Во-первых, она хорошо кончается, во-вторых, там в трех крошечных эпизодах появляется Виктор Гвоздицкий — единственный артист, которого приятно слышать и видеть в этой постановке.
Пресса
Пальцем ноги?, Лев Аннинский, Версты, 8.10.2002
Альтернатива вечности, Александр Смольяков, Век, 24.05.2002
Балканский синдром, Павел Руднев, Ваш досуг, 13.05.2002
Затерянные в постмодерне, Мария Львова, Вечерний клуб, 8.05.2002
Вечность и еще один день, Майа Одина, Афиша, 4.05.2002
Интерактивный комплексный обед, Александр Соколянский, Ведомости, 27.04.2002
Мхатовская каракатица, Артур Соломонов, Газета, 26.04.2002
Право выбора, Григорий Заславский, Русский Журнал, 25.04.2002
Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002
Вечность мужская и женская, Ирина Корнеева, Время МН, 24.04.2002
Милорад Павич: Во время бомбежек НАТО я чистил яблоки, Зинаида Лобанова, Комсомольская Правда, 24.04.2002
Во МХАТе зрители голосуют за «розовый» или «голубой» спектакль, Ярослав Щедров, Комсомольская Правда, 24.04.2002
Вечность: между мужским и женским концом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 23.04.2002
МХАТ изнасиловал женскую версию, Елена Волкова, Газета.ru, 23.04.2002
Выбирай или проиграешь, Елена Ямпольская, Новые известия, 23.04.2002
Мой первый Павич, Дарья Коробова, Независимая газета, 23.04.2002
Миссия невыполнима, Марина Давыдова, Время новостей, 23.04.2002
«Вечность» слегка затянулась, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.04.2002
Мальчики направо, девочки налево, Алексей Филиппов, Известия, 23.04.2002
Меню для театрального ужина, Александра Лаврова, Ваш досуг, 1.04.2002