ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Во МХАТе зрители голосуют за «розовый» или «голубой» спектакль

Ярослав Щедров, Комсомольская Правда, 24.04.2002
«Вечность и еще один день» — этакая фирменная «штучка» знаменитого сербского писателя Милорада Павича, известного любителя головоломок и кроссвордов. Есть две версии пьесы: мужская и женская, и зритель, пришедший в театр, сам выбирает, что именно он будет смотреть. На входе раздают жетоны: розовый — для голосования за «женскую версию», голубой — за «мужскую». В фойе стоят большие прозрачные урны, и по тому, какая урна наполняется больше, и становится видно, какую из постановок играть. Хотя об этом — чуть позже.

Авторы

Вообще-то «Вечность и еще один день» — это не спектакль. Это — «театральный ужин». Даже программка выполнена в виде меню.

Рецептура, как вы уже поняли, принадлежит Милораду Павичу, автору популярного среди интеллектуалов всего мира «Хазарского словаря».

«Шеф-повар» действа — режиссер из Омска Владимир Петров. Он же постарался над музыкальным оформлением, где причудливо сплелись хазарские напевы и хиты The Beatles. Чтобы блюдо вышло не только вкусным, но и красивым, потрудился, если продолжать гастрономические ассоциации, «кондитер» Валерий Левенталь, чьи сценографические бисквиты и сахарная пудра костюмов оставляют у зрителя-едока приятное послевкусие. 

Хозяин ресторана «МХАТ» — Олег Табаков — до поры в процесс приготовления не вмешивался. Лишь под финал убрал из меню аперитив «Коктейль Опера» (так называется первая миниатюра спектакля) как бесполезный и низкокалорийный. Кстати, незадолго до премьеры во МХАТе «Вечность и еще один день» всплыла в одном из театров Воронежа. Но прибывший в Москву автор пьесы заверил, что все это чистой воды пиратство. И никаких прав воронежцам он на постановку не давал.

Меню

И в мужской, и в женской версиях неизменным остается лишь «основное блюдо» — история любви молодой жительницы дунайских берегов Калины (первая большая и весьма удавшаяся роль на сцене МХАТа Дарьи Мороз) и слепленного из глины паренька Петкутина (звезды телесериалов и внука знаменитого «майора Вихря» Егора Бероева) во второй половине XVII века. Правда, в мужском варианте играется все жестче, без излишних сентенций. В женском же становится легкой народной сказкой с ведьмами и прочими чудесами а-ля Гоголь. «Закуска» в мужском варианте называется «Рыба, приправленная солью с оленьего рога» и состоит из извечного спора души (Екатерина Соломатина) и тела (Егор Бероев).

Женщинам же на закуску предлагается «Яичница по-хазарски», полная сербской народной мудрости, — здесь появляется Виктор Гвоздицкий. 

Наконец различны «десерты». Мужчины вкушают «Кофе без сахара», женщины — «Засахаренные фиалки». В первом — сплошная безнадега. Во втором — потерявшему Калину Петкутину предлагается шанс на обретение любимой.

Интерактив

Кроме двух спектаклей в месяц, когда вариант сюжета будут выбирать сами актеры, в остальные дни это предстоит делать публике. О количестве тех самых билетиков в прозрачных сосудах актеры будут знать еще до выхода на сцену.

О варианте, когда «мужских» и «женских» жетончиков окажется поровну, в театре пока стараются не думать.

Нетрудно посчитать, что подобный интерактив несет МХАТу и немалые прибыли — ведь особо любопытным зрителям придется сходить на «Вечность…» как минимум дважды. Чтобы и «голубую», и «розовую» версии сравнить. А может, двумя походами дело и не ограничится: как повадится большинство выбирать розовенькое раз пять подряд, так и окажется некий театрал в положении многодетного отца, у которого все время девочки рождаются, а он все надеется — а вдруг?..

Хорошо еще, что МХАТ имени Чехова скромно ограничился двумя вариантами, а не девятью, как у Павича…

Павич

Сам автор, по случаю премьеры оказавшийся в Москве, пока увидел только мужскую версию «театрального ужина», выбранную зрителями на премьере. Ему понравилось. Особенно молодостью и задором. Расчувствовавшийся мэтр даже приложился губами к чайке, изображенной на мхатовском занавесе. А это дорогого стоит. 
Пресса
Пальцем ноги?, Лев Аннинский, Версты, 8.10.2002
Альтернатива вечности, Александр Смольяков, Век, 24.05.2002
Балканский синдром, Павел Руднев, Ваш досуг, 13.05.2002
Затерянные в постмодерне, Мария Львова, Вечерний клуб, 8.05.2002
Вечность и еще один день, Майа Одина, Афиша, 4.05.2002
Интерактивный комплексный обед, Александр Соколянский, Ведомости, 27.04.2002
Мхатовская каракатица, Артур Соломонов, Газета, 26.04.2002
Право выбора, Григорий Заславский, Русский Журнал, 25.04.2002
Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002
Вечность мужская и женская, Ирина Корнеева, Время МН, 24.04.2002
Милорад Павич: Во время бомбежек НАТО я чистил яблоки, Зинаида Лобанова, Комсомольская Правда, 24.04.2002
Во МХАТе зрители голосуют за «розовый» или «голубой» спектакль, Ярослав Щедров, Комсомольская Правда, 24.04.2002
Вечность: между мужским и женским концом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 23.04.2002
МХАТ изнасиловал женскую версию, Елена Волкова, Газета.ru, 23.04.2002
Выбирай или проиграешь, Елена Ямпольская, Новые известия, 23.04.2002
Мой первый Павич, Дарья Коробова, Независимая газета, 23.04.2002
Миссия невыполнима, Марина Давыдова, Время новостей, 23.04.2002
«Вечность» слегка затянулась, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.04.2002
Мальчики направо, девочки налево, Алексей Филиппов, Известия, 23.04.2002
Меню для театрального ужина, Александра Лаврова, Ваш досуг, 1.04.2002