ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Москву посетил известный югославский писатель Милорад Павич

, 24.04.2002
В Москву приехал всемирно известный югославский писатель Милорад Павич. Как сообщает корреспондент московского бюро компании NTV-International, поводом для посещения российской столицы стала всемирная театральная премьера спектакля «Вечность и еще один день», поставленного по пьесе писателя на сцене МХАТа имени Чехова.

Милорад Павич — один из самых популярных авторов среди интеллектуалов и эстетов. Потому имя этого писателя на афише привлечет внимание не только заядлых театралов, но и читателей.


Жанр пьесы, впрочем, как и спектакля, обозначен как меню для театрального ужина. В нем все, как и полагается: аперитив, закуска, основное блюдо и десерт. Впрочем, эта гастрономическая приправленность не должна сбить зрителя с толку. Те, кто читал Павича, знают, что в его произведениях необычайно важна форма. Это может быть словарь или кроссворд, песочные часы или книга предсказаний. Незыблемо одно — чистота жанра.

Авторы театрального меню предлагают зрителю на выбор 2 версии. Какую из них смотреть, он определит сам — путем голосования. 

Интересно, что сам автор задумал эту вещь как интерактивный роман, в котором читатель сам выбирает дорогу через произведение. «Вечность и еще один день» — пьеса о любви, финал которой зависит от версии. В мужской — он более трагический, в женской — более оптимистический. 


И еще одна особенность литературы Милорада Павича — он философ, и в его произведениях очень мало диалогов. Вероятно поэтому постановщик спектакля Николай Петров пригласил режиссера по пластике заслуженного артиста РФ Леонида Тимцуника и таким образом выразил философию и чувственность Павича через движения. 

«Здесь нет готовых решений пластических», — говорит Тимцуник, —«Здесь нужно каждый раз изобретать способ актерского действия в средствах пластики, выразительности пластической. То есть актер, прежде всего, действует. Но действует не только словом, но и телом, мимикой».


Сам Павич не скрывает, что театры шарахались от его пьесы и единственным, кто попытался с ней что-нибудь сделать, был МХАТ имени Чехова. Ему постановка полностью понравилась. «Все, о чем я только мог мечтать в связи с этой пьесой, воплотилось в этом спектакле», — считает он.
Пресса
Пальцем ноги?, Лев Аннинский, Версты, 8.10.2002
Альтернатива вечности, Александр Смольяков, Век, 24.05.2002
Балканский синдром, Павел Руднев, Ваш досуг, 13.05.2002
Затерянные в постмодерне, Мария Львова, Вечерний клуб, 8.05.2002
Вечность и еще один день, Майа Одина, Афиша, 4.05.2002
Интерактивный комплексный обед, Александр Соколянский, Ведомости, 27.04.2002
Мхатовская каракатица, Артур Соломонов, Газета, 26.04.2002
Право выбора, Григорий Заславский, Русский Журнал, 25.04.2002
Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002
Вечность мужская и женская, Ирина Корнеева, Время МН, 24.04.2002
Милорад Павич: Во время бомбежек НАТО я чистил яблоки, Зинаида Лобанова, Комсомольская Правда, 24.04.2002
Во МХАТе зрители голосуют за «розовый» или «голубой» спектакль, Ярослав Щедров, Комсомольская Правда, 24.04.2002
Вечность: между мужским и женским концом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 23.04.2002
МХАТ изнасиловал женскую версию, Елена Волкова, Газета.ru, 23.04.2002
Выбирай или проиграешь, Елена Ямпольская, Новые известия, 23.04.2002
Мой первый Павич, Дарья Коробова, Независимая газета, 23.04.2002
Миссия невыполнима, Марина Давыдова, Время новостей, 23.04.2002
«Вечность» слегка затянулась, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.04.2002
Мальчики направо, девочки налево, Алексей Филиппов, Известия, 23.04.2002
Меню для театрального ужина, Александра Лаврова, Ваш досуг, 1.04.2002