ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Достоевский. Этюды по мотивам

Елена Ковальская, Афиша, 3.04.2012
Те, кто видел когда-нибудь спектакли Льва Эренбурга (хотя бы «Вассу Железнову» на большой сцене МХТ), узнает его почерк и в камерной постановке «Преступления и наказания». Другим следует приготовиться: текста в инсценировке будет меньше, чем кому-то хотелось бы, зато много актерских этюдов на ситуации, которых нет в романе, но которые воображение режиссера нарисовало ему при чтении романа. Ему — или, что вероятней, им с актерами: спектакли Эренбурга — коллективные сочинения. Они играются на одном дыхании, но сложны в производстве. В них есть та редкая энергия, которую актер генерирует в момент, когда чувствует себя не исполнителем чужой воли, а автором, сочинителем («Гроза», сочиненная Эренбургом подобным образом с актерами Магнитогорской драмы, выиграла «Золотую маску» и объехала пол-Европы). Мхатовский спектакль открывается шокирующей сценой любви Лизаветы с безногим солдатом — она выросла из одного упоминания о Лизаветиной беременности. Или, допустим, такой эпизод. Соня входит в дом, и Катерина Ивановна, учуяв запах алкоголя, заходится в истерике. Толкает девочку к Мармеладову, мертвецким сном спящему на топчане, — мол, подивись; теребит Соню так, что из ее кармана выскакивают на пол монеты. Катерина Ивановна видит их - торопеет, — понимает, что это она принудила Соню продаться, кидается к печке ставить воду на огонь: «Будем мыться, Соня». И вдруг кричит истошно, обжегши руку. Обе рыдают и бросаются в объятия друг другу.

Эренбург — изобретательнейший мастер действенного анализа. Его персонажи все до одного — физические существа. Они могут лгать на словах, но всегда выдадут свои истинные чувства в действии. И в этом они невероятно экспрессивны. Злопыхатели скажут — надрывны. Факт в том, что — нравится вам физическая выразительность или вы предпочитаете читать по движениям ресниц — спектакли Эренбурга не забываются. В известном смысле они факультативны: Эренбург не интерпретирует текст, а пишет свои сочинения на полях. Школьнику, к примеру, «Преступление и наказание» Эренбурга не заменит чтения — но, скорее всего, чтение спровоцирует. Допустим, чтобы разобраться, что же такое происходит в голове у яркого, цельного Родиона Раскольникова (его с большой силой играет Кирилл Плетнев), отчего у него носом идет кровь.
Пресса
Чистосердечное непризнание, Алла Шендерова, Коммерсант, 19.04.2012
«Преступление и наказание»: «выход» есть только у зрителя, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 18.04.2012
«Преступление и наказание»: на крови грешника, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 18.04.2012
Мясо, кости да «проклятые вопросы», Алла Шевелева, Известия, 16.04.2012
Достоевский. Этюды по мотивам, Елена Ковальская, Афиша, 3.04.2012