ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Счастье — хорошо, а правда — хуже

Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004
В тот самый день, когда жюри «Золотой маски» отправилось в Малый театр отсматривать прошлогоднюю постановку Сергея Женовача «Правда — хорошо, а счастье — лучше», Женовач выпускал свой новый спектакль — на этот раз во МХАТе имени Чехова. Премьера более чем ответственная: сыграть «Дни Турбиных» Булгакова в Художественном театре для режиссера шаг не менее амбициозный, чем поставить Островского в Доме Островского.

Прошлогоднее сценическое столкновение правды и счастья в творчестве режиссера Женовача вовсе не кажется случайным. Его смело можно именовать одним из главных театральных спецов по счастью — не зря он ученик Петра Фоменко. Счастье в спектаклях Женовача рождается словно бы из сущей чепухи: из тихого пения под сурдинку, из повседневной нелепицы, из шумных застолий и бесед вполголоса. Что же касается правдоискательства, то за этим — к кому-нибудь другому. Режиссерская манера Женовача застенчива и непафосна, и ни в одной из своих работ он не брал на себя смелость заявить о том, что вот наконец-то им найден философский камень правды. Уходя от роли третейского судьи, Женовач симпатизирует и правым, и виноватым. Прекрасный пример — «Горе от ума» все в том же Малом театре: чуть иронизируя над риторикой Фамусова и Чацкого, Женовач исподволь внушал зрителю нежное любовное отношение и к тому, и к другому.

«Дни Турбиных» в этом смысле логично вписались в женовачевский контекст. Ведь Булгаков сочинил свою пьесу всего лишь о том, как простое обывательское счастье столкнулось с десятками правд, каждая из которых тщится водрузить свой собственный флаг над городом Киевом. Красная, белая и жовто-блакитная правды со всех сторон теснят маленький мирок семейства Турбиных, опасно раскачивая его из стороны в сторону. В спектакле Женовача раскачка эта достигла степеней столь значительных, что даже планшет сцены перекосило (художник Александр Боровский). Один неверный шаг — и покатишься кубарем под откос.

Обстоятельный четырехчасовой спектакль Женовача можно смело назвать одним из самых счастливых событий в новейшей, пост-ефремовской биографии МХАТа: едва ли не впервые здесь явлен высокий класс по-настоящему ансамблевой игры. Когда Алексей Турбин, жестко и сдержанно сыгранный Константином Хабенским, улыбчивый Николка (студент Иван Жидков, призванный режиссером из школы-студии МХАТ), фатоватый Шервинский (Никита Зверев), курьезный, дряблощекий Лариосик (Александр Семчев) и выпивоха Мышлаевский (Михаил Пореченков) рассядутся под абажуром вокруг грациозной, чурающейся всякого кокетства Елены (Наталья Рогожкина), то немедленно уверишься: наблюдать за этими людьми, раскрасневшимися от водки и мороза, — это и есть то самое счастье, рецептуру которого так хорошо знает Сергей Женовач.

Длинный многофигурный спектакль МХАТа имеет два названия: «Белая гвардия» набрано на афишах крупно, а «Дни Турбиных» — буковками помельче. Сидя в мхатовском зале и отдавая должное игре актеров, порой начинаешь втайне желать, чтобы «Белая гвардия» отступила на второй план, а семейство Турбиных, напротив, было бы подано на программках более крупным кеглем. Сергею Женовачу свойственно священное уважение к каждому авторскому слову, и сцены из семейной хроники Турбиных чередуются в спектакле с хроникой исторической. Но каким бы человеколюбивым ни был режиссер, он не в состоянии по-христиански возлюбить ни погромщиков-петлюровцев, ни подлеца гетмана. Фирменная женовачевская манера здесь попросту не работает. В этих сценах у Женовача явно уходит почва из-под ног, и они в итоге сводятся к скучноватым разговорам, которые зрителю приходится терпеливо пережидать, дабы затем, в награду за терпение, его вернули в турбинскую гостиную.

Турбиным не огородиться кремовыми шторами от мира, и гостиную Женовач делает комнатой проходной в буквальном смысле этого слова — целый батальон юнкеров, всегда готовый грянуть песню вслед за Николкой, кирзовыми сапожищами затаптывает турбинский паркет. Над сценой клубится табачный дым, смешиваясь с облаком от артиллерийской канонады. Накрытый снежной завесой, призрачный город тонет в тумане. Удаляясь от нас, Турбины напоследок грянут громкое «ура». Не красным, не белым, не жовто-блакитным. Себе «ура». Своему счастью.
Пресса
«Белогвардейцы» любят Владивосток, Любовь Берчанская, Владивосток, 2.07.2014
«Белая гвардия» добралась до Владивостока, видеосюжет телекомпании ОТВ (Владивосток), 30.06.2014
МХАТ в Севастополе, видеосюжет Независимого Телевидения Севастополя, 29.04.2014
Латвию оккупировала белая гвардия, Телеграф, ежедневная газета Латвии, 21.11.2006
Здравствуйте, дачники!, Майя Мамаладзе, Россiя, 3.06.2004
Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004
Другие дни, Борис Минаев, Огонек, 14.04.2004
Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004
Турбины — первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004
Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004
Стулом по России, Алена Карась, Российская газета, 7.04.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Хабенский и Пореченков теперь белогвардейцы, Анна Орлова, Комсомольская правда, 6.04.2004
Кому пролог, а кому и эпилог, Григорий Заславский, Независимая Газета, 6.04.2004
Белую гвардию сделала убойная сила, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.04.2004
Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004
Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004
Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004
Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004
Счастье — хорошо, а правда — хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004
Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004
Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004
Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004
Крестный путь белой гвардии, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, 27.03.2004
Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004
Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004
«Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004
Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004