ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Портретное фойе

Кабуки средней полосы

Олег Зинцов, Ведомости, 28.04.2005
Театр «Около дома Станиславского» выпустил «Сцены из деревенской жизни» — первую премьеру после ноябрьского пожара. Спектакль Юрия Погребничко по пьесе Чехова «Дядя Ваня» может служить примером не только спокойного и умного искусства, но и философского отношения к жизненным несчастиям.

«Снова весна. / Приходит новая глупость / Старой на смену» — ставит эпиграфом к своему новому спектаклю Юрий Погребничко. Тот, кто видел хотя бы одну постановку театра «Около», вряд ли удивится и станет спрашивать, какое отношение имеет японский классик Исса к Чехову. Тех же, кто никогда прежде не заглядывал в маленький театр в Вознесенском переулке, могу заверить, что если они откроют пьесу «Дядя Ваня», то без труда найдут в ней несколько реплик, которые читаются совершенно как хокку.

Обнаруживать такие вещи — одна из тех привычек Юрия Погребничко, из-за которых в его театр приходишь как в гости к хорошим знакомым. Под вывеской «Около» (тоже, кстати, стилизованной под иероглифы) всегда было тесно, небогато, но ужасно уютно, и чужие здесь не ходили. Про какой еще московский театр можно сегодня такое сказать, я не знаю (наверное, про «Тень» Ильи Эпельбаума и Майи Краснопольской, но там еще теснее и записываться на спектакль надо на полгода вперед).

Уют, однако, вещь непрочная: в ноябре основная сцена театра «Около» сгорела, что будет со зданием дальше, так и неясно, и за театр тревожно. Пока что приходится перебираться, можно сказать, из гостиной на кухню: у малой сцены — уже практически квартирный размер.

Но в остальном изменилось немногое. Как и бывает в гостях у хороших знакомых, от премьер у Погребничко ждешь не новостей, а продолжения давно начатого разговора о важных для хозяина предметах. На стенах висят потрепанные ковры, а чай, как водится, пьют из стеклянных стаканов с подстаканниками, как в поездах дальнего следования. Играют Чехова, на которого Юрий Погребничко замыкает любой текст, какой бы ни ставил. 

Режиссерские и актерские приемы тоже неизменны, как в театре кабуки. Меланхоличные шутки, никаких аффектов; усмешка и печаль играются с одинаковой отрешенностью — просто эпитет «восточной» будет на этот раз, как никогда, впору. Прием, что называется, обнажен: «Сцены из деревенской жизни» и есть кабуки, только без японской красочности, а по-советски обшарпанный и нищий. На полу — какое-то условное татами, перед которым надо разуваться. Дядя Ваня (Юрий Павлов), доктор Астров (Михаил Палатник или Александр Зыблев) и Вафля (Алексей Мишаков) одеты в одинаковые серые дерюги с капюшонами и напоминают бедных крестьян из фильмов, допустим, Куросавы. У женщин, семенящих по периметру татами, наряд чуть побогаче и чуть более «японский». Елена Андреевна неожиданно двоится, не то потому, что она вторая жена Серебрякова, не то (скорее) по какой-нибудь более эзотерической причине. Как бы то ни было, актрисы Елена Кобзарь и Татьяна Лосева ходят друг за дружкой, немного танцуют, а сцену объяснения с Астровым даже играют по очереди: отошла одна, подошла другая.

Но главный в этой истории — профессор Серебряков. К его капризам, ученым штудиям и подагре Погребничко отнесся с уважением, какое редко проявляют к этому персонажу. Алексей Левинский играет Серебрякова этаким последним самураем (даже в программке вместо «отставной профессор» значится «отставной офицер»). Он состарился, но сохранил осанку и гордость. Он частенько заговаривается и бормочет монолог Призрака отца Гамлета, но при этом знает что-то такое, чего всем остальным в этом спектакле никак не понять. Потому они и страдают, говорят, что пропала жизнь, и делают всякие глупости вроде пальбы дяди Вани из револьвера. У Погребничко это, конечно, самый смешной эпизод. В нем участники спектакля превращаются в зрителей, усаживаются в ряд на колени и почтительно смотрят, как в нише вдоль задника чинно проходит Серебряков, за ним дядя Ваня с пистолетом, а соответствующие моменту реплики и авторские ремарки кто-то ровным голосом читает за сценой.

Весело еще и потому, что форма здесь замечательно совпадает с сутью. В эпизоде, который должен быть кульминацией драмы, обнаруживается ее иллюзорность. О которой мы могли бы догадаться и раньше, когда Серебряков позволял себе выходки совершенно в духе мастера дзен. Вот, например: «У тебя плед упал на пол», — волнуется Елена Андреевна, на что профессор спокойно отвечает: «Пледов больше нет».
Пресса
Опубликована переписка двух любимых женщин Чехова, Алексей Бартошевич, Московский комсомолец, 20.01.2017
Запущен сайт проекта «Чехов жив», Аргументы и факты, 17.12.2015
У «Чайки» – юбилей, Павел Подкладов, Литературная газета, 3.12.2015
Анатолий Белый: «Чайка» – это парадокс“, Анжелика Заозерская, Труд, 19.11.2015
Сорок восемь произведений Чехова за сутки, Антонина Крюкова, Трибуна, 29.09.2015
Классик в джинсах, Андрей Васянин, Российская газета, 28.09.2015
Чехов в прямом эфире, радио «Эхо Москвы», 27.09.2015
Произведения Чехова прочитали в разных уголках мира, видеосюжет телеканала «Мир 24», 26.09.2015
В мире завершился литературный марафон «Чехов жив», Оксана Полякова, Вечерняя Москва, 26.09.2015
«Чехова можно и нужно читать везде», Игорь Карев, Газета.ru, 25.09.2015
Чеховские онлайн-чтения увлекли людей по всему миру, видеосюжет телекомпании НТВ, 25.09.2015
По всему миру проходит акция «Чехов жив!», видеосюжет Первого канала, 25.09.2015
Олег Табаков: «Чехов принес мне массу доходов», Дарья Хальзова, Комсомольская правда, 25.09.2015
Дан официальный старт проекту «Чехов жив», видеосюжет телеканала «Культура», 25.09.2015
На старт! Внимание! Чехов!, Вечерняя Москва, 24.09.2015
Театр начинается с… Чехова, Кристина Малая, Диалог, 12.06.2015
Антон Чехов: особые приметы. Инфографика, Кирилл Яблочкин, Аргументы и факты, 29.01.2015
Антон Чехов. Юбилейная «Дуэль», радио Финам-FM, 29.04.2010
Юбилей Чехова. Творческий вечер в МХТ, новостной сюжет телеканала «Звезда», 26.01.2010
Чехов без глянца, Ольга Романцова, «Газета», 26.01.2010
Год Чехова в МХТ, Анна Нечаева, новостной сюжет радио «Культура», 25.01.2010
Чеховский юбилей в МХТ, новостной сюжет телеканала «Культура», 25.01.2010
После пожара, Павел Подкладов, РГ, 8.11.2005
Кабуки средней полосы, Олег Зинцов, Ведомости, 28.04.2005
Дядя Ваня-сан, Марина Шимадина, Коммерсант, 23.04.2005
Режиссер на обочине, Марина Давыдова, Время новостей, 19.07.2002
Дом, которого здесь нет, Юрий Фридштейн, «Литературная газета», 2002, 2002