ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Портретное фойе

«Чайка» опять полетела

Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001
Московский художественный театр имени Чехова возобновил спектакль «Чайка». Состав исполнителей в старой постановке Олега Ефремова изменился фактически полностью, поэтому можно говорить о премьере, причем о настоящей удаче МХАТа под руководством Олега Табакова.

Олег Ефремов поставил эту «Чайку» больше двадцати лет назад. С тех пор актерский состав ее обновлялся не раз. Чеховский спектакль стал чем-то вроде теста на верность Художественному театру. Через «Чайку» в разные годы прошли почти все значительные актеры мхатовской труппы времен Ефремова: Смоктуновский и Евстигнеев, Невинный и Саввина, Вертинская и Лаврова, Попов и Калягин, Васильева и Вознесенская, Сергачев и Кашпур, Козак и Мягков, Ефремов-младший и Добровольская. Бывали такие составы, когда на сцене было просто физически тесно от выдающихся актеров своего времени. Когда они собирались вместе, сцена выглядела как парад звезд: в этих «сборных» не всегда соблюдался дух классической мхатовской ансамблевости, крупные актеры часто играли без оглядки на партнеров. Но спектакль был так поставлен Ефремовым, что в конце концов любая актерская индивидуальность находила в нем свое пристойное место. Ткань действия как бы обволакивала каждого и примиряла всех.

Именно это качество старой ефремовской постановки служит залогом ее воспроизводимости. «Чайка» Ефремова, по правде говоря, и после премьеры не считалась шедевром. Естественно, не стала она таковым и теперь. Например, совершенно безнадежно устарела сценография Валерия Левенталя — тюлевые портьеры, лирично ползающие вверх-вниз, уже давно никто не «носит». Но мизансценический и ритмический рисунки не разложились и не смазались (видимо, благодаря режиссеру возобновления Николаю Скорику). И это при том, что ефремовская «Чайка» лишена внятной концепции. В ней есть общее настроение, есть приличествующий чеховской традиции спектр эмоций, но нет ведущей идеи и отчетливых смысловых приоритетов. В любом другом театре подобный спектакль смотрелся бы вызывающе старомодным и был бы справедливо осмеян как безнадежная архаика. Но главной пьесе главного театра страны (а именно таков статус «Чайки» во МХАТе, кто бы ее ни поставил) такая «объективность» совсем не претит. На ней не возбраняется скучать, но ее невозможно оспорить.

Спектакль этот задуман так, что каждый актер отвечает в нем только за свою роль. Поэтому и актерскую игру следует не столько анализировать, сколько пробовать на вкус. Большинство из нового состава (а по сравнению с последней редакцией здесь почти все — новички) со своими задачами справились. Ставка делалась прежде всего на четверку актеров — «табакерцы» Евгений Миронов (Треплев), Марина Салакова (Заречная), Михаил Хомяков (Тригорин) плюс мхатовка Евгения Добровольская (бывшая Нина, теперь Маша). Но реальность сместила приоритеты нового распределения ролей. Хомяков и Салакова пока не слишком преуспели. Зато заявила о себе старая мхатовская гвардия: Ирина Мирошниченко неожиданно остро и с юмором сыграла Аркадину, а Вячеслав Невинный, приглушив свои привычные комедийные краски, — трогательного Сорина. Евгений Миронов сделал Треплева очень искренним: каждую чеховскую реплику он наполнил реальным оправданием. Евгения Добровольская вывела Машу чуть ли не в главные героини.

Словом, групповой портрет мхатовской «Чайки» в очередной раз переписан и перекомпонован. Ефремовский спектакль по-прежнему кончается на ноте мистической безнадежности — повтором монолога Нины Заречной и словами «а до тех пор — ужас, ужас, ужас». Но сам проект надо занести в безусловный актив Олега Табакова. Он убил сразу двух малосовместимых зайцев: обозначил верность памяти Ефремова и усилил столь важную для нынешнего худрука кассовость мхатовской афиши, не дав консерваторам ни одного повода для обид.
Пресса
Фото с историей. МХАТ, 1987 год: комедия распада, Олег Перанов, Собеседник, 8.10.2017
«Конечно, это был гений. ..», Анна Тимина, Театрал, 3.10.2017
Непостижимый Олег Ефремов, Зоя Игумнова, Известия, 2.10.2017
Живой Ефремов, Дмитрий Брусникин, Известия, 1.10.2017
РАМТ поздравил своего патриарха, Елена Владимирова, Театрал, 13.12.2016
Олег Ефремов и театральная Москва, Григорий Заславский, Римма Кречетова, радио «Вести FM», 23.07.2016
Как Олег Ефремов делил МХАТ, Анжелика Пахомова, 7 дней, 4.02.2015
Театральный критик в заложниках у дворника МХАТа, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.06.2014
Московскому Художественному театру — 115 лет, видеосюжет телеканала «Культура», 28.10.2013
Поэт, и раб, и гражданин, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.10.2012
Со дня рождения Олега Ефремова исполняется 85 лет, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 1.10.2012
Вечер памяти Олега Ефремова, телеканал «Культура», 1.10.2012
Последняя осень патриарха, Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.10.2012
Олег Ефремов жил театром, Григорий Заславский, радиостанция «Вести-FM», 1.10.2012
Сирано де Ефремов, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2012
85 лет со дня рождения Олега Ефремова, телеканал «Культура», 1.10.2012
Исполняется 85 лет со Дня Рождения Олега Ефремова, видеосюжет Первого канала, 1.10.2012
День памяти Олега Ефремова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 1.10.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод седьмой. «Аритмия», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 26.09.2012
День памяти Олега Ефремова: «Я в ответе за всех!», Валентина Оберемко, Аргументы и факты, 26.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод шестой. «Четвертая работа», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 25.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод пятый. «Не от мира сего», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 24.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод четвертый. «Мышеловка», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 20.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод второй. «Сборная страны», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 18.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод первый. «Нижнее фойе», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 17.09.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Крик над озером, Виктор Борзенко, Новые известия, 8.02.2011
В МХТ имени Чехова вспоминали Олега Ефремова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.05.2010
Ефремов поселился у Станиславского, Мария Москвичева, Московский Комсомолец, 6.10.2007
Он говорил за всю среду, Анатолий Смелянский, Культура, 4.10.2007
Его жизнь была полна отваги, Лев Додин, Виктор Гвоздицкий, Культура, 4.10.2007
С Ефремова начался отсчёт нового театрального времени, Олег Табаков, Литературная газета, 3.10.2007
Его домом был театр, Любовь Лебедина, Труд, 2.10.2007
Звезда Олега Ефремова, Ольга Кучкина, Комсомольская правда, 1.10.2007
7 лет без Олега Ефремова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 1.10.2007
Современник, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2007
Ностальгия по позапрошлому, Елена Ямпольская, Известия, 1.10.2007
Все дальше от настоящего Ефремова, Григорий Заславский, Независимая газета, 1.2007
Не наш современник, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2002
Освоение кумира, Роман Должанский, Коммерсантъ, 1.10.2002
Под знаком Весов, Анатолий Смелянский, Московские Новости, 1.10.2002
Александр Калягин о чеховских спектаклях и о мхатовской «Чайке» 1980 года, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин об отношениях с Олегом Ефремовым. Переписка, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
«Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001
Погиб поэт, невольник чести, Валентина Львова, Комсомольская правда, 3.10.2001
Когда разгуляется — 2, Известия, 1.10.2001
И мы идем по кругу..., Анатолий Смелянский, Известия, 24.05.2001
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000