Имена

МХТ дает шанс покаяться

Любовь Лебедина, Трибуна, 8.04.2010
На премьеру «Вассы Железновой» в чеховский МХТ пришел цвет театральной элиты. Всех разбирало любопытство — насколько вписался питерский режиссер Лев Эренбург в альма-матер психологического реализма, сумел подчинить своему замыслу капризных звезд или остался непонятым, а то и посрамленным. Ведь до него тут никто, даже при жизни Горького, не осмеливался ставить про железную Вассу, отравившую своего мужа.

Но оставим историю в покое, не будем также сосредотачиваться на успехах Анатолия Васильева с этой пьесой в Театре Станиславского и Глеба Панфилова в кино с властной Инной Чуриковой. Здесь другой коленкор и другое время на дворе, требующее нового осмысления старой пьесы в условиях возрожденного капитализма, пока еще дикого, но уже расправляющего плечи и подчиняющего себе «совковую» психику.

Так кто же она, хозяйка огромного пароходства и многомиллионного состояния, мать троих детей и красивая женщина, запретившая себе думать о любви, в исполнении Марины Голуб? Честно сказать, поначалу я была удивлена таким выбором режиссера. По крайней мере, мне казалось, что ее должна была играть Наталья Тенякова, а не актриса, рекламирующая майонез на телевидении. И тем не менее Голуб сумела доказать, что способна отказаться от своих фривольных штучек-дрючек и превратиться в трагическую фигуру, одинокую и непонятую, вынужденную тянуть огромное хозяйство на себе, потому что рядом нет сильных мужчин. Муж целые ночи бражничает и совращает малолеток, а родной брат страдает эпилепсией и тоже пьет. Это та самая порча, та самая зараза, которая изнутри подтачивает дом Железновых, кишащий крысами.

Недаром спектакль начинается с того, что ранним утром ухарь Пятеркин (Евгений Миллер), большой ходок по части женщин, собирает мертвых крыс и не пропускает мимо себя ни одной юбки: начиная с юной Людочки (Ольга Красько) и заканчивая Анной (Янина Колесниченко), снабжающей его краденными у Вассы деньгами.

Деньги, деньги, они веером рассыпаются по ковру, испачканному кровью беременной горничной, спешно расталкиваются по карманам прислуги, ложатся эполетами на могучие плечи Пятеркина, решившего оказать мужскую услугу хозяйке дома. Власть денег, из-за которых Васса идет против Бога и совести, уговаривая красавца-мужа принять яд, так как суда за растление не избежать, в данном спектакле соединяется с другой властью. Властью плоти, необузданных страстей и безграничных удовольствий. В общем, всего того, что сегодня называется бесшабашным драйвом и выбросом сладкого адреналина в кровь. Чего только стоит сцена в бане, где мужики и бабы парятся вместе и горькую пьют тоже вместе, и тела своего не стесняются, потому что сумасшедшая вольница берет верх. Тут Лев Эренбург, можно сказать, «садится» на своего любимого конька, подробно исследует природу человека, его психофизику, поскольку по своей первой профессии врач. Тело актера для него все равно что живая скульптура, вмещающая в себя столько греха, сколько и святости. Он как бы рассматривает каждого персонажа под лупой и дает ему шанс покаяться, вспомнить о миге жизни, данной однажды.

В этом смысле мощно и страшно решена сцена молчаливого прощания Сергея Железнова (Сергей Колесников) со своей семьей. Он выходит к обеду в блестящем капитанском мундире, подтянутый и собранный, высыпает в стакан яд, даденный женой, та напряженно смотрит на него с другого конца стола, и кипяток из самовара тонким ручейком льется в дребезжащий стакан, после чего капитан выходит в соседнюю комнату и пытается повеситься на люстре…

Так с этой смерти начинается крах дома Железновых, его медленное сползание к пропасти. И не потому, что приехавшая тайно из-за границы Рашель предрекает гибель прогнившему капитализму, дело в другом: Россия давно погрязла в пьянстве и безразличии, сутяжничестве и равнодушии, а дети унаследовали пороки своих отцов.

Тема духовного очищения исподволь вкрадывается в бурлящий страстями спектакль, заставляет хозяев дома вспомнить о душе, когда и жизни-то не осталось и надо держать ответ перед самым страшным судом, Высшим судом. Усталая Васса Железнова возвращается домой после склочных дел в пароходстве, а тут невестка пристает: отдай сына да отдай сына, то есть внука. Дочери тоже с «катушек съехали», напились, приходится в ванной «отмачивать», где когда-то их отец смывал свои грехи, и вдруг удар! Правая рука онемела, тело свело судорогой, ноги подкосились, удушье, хрип: воды, воды… Но Рашель (Ксения Лаврова-Глинка) не спешит спасать свекровь, ведь если Васса умрет, сын будет снова с ней, вот только кто его будет воспитывать: революция или мать…

Финал спектакля остается открытым, Васса уходит в мир иной, не оставив после себя наследников. И на заднем плане покатого подиума (художник Валерий Полуновский) тоже отходит пароход, дымя черными трубами, который, может быть, вернется в Россию через 70 лет, но Железновых там уже не будет, и все придется начинать сначала.

Давненько ничего подобного я не видела на сцене легендарного театра, когда атмосфера той или иной картины возникает из совокупности внутренних состояний героев, а классика не подстраивают под сегодняшний день, его просто внимательно слушают, размышляют и сочиняют.
Пресса
Она играла «своим горюшком», Лев Эренбург, Известия, 8.12.2017
Сегодня исполняется 60 лет со дня рождения Марины Голуб, видеосюжет телеканала «Культура», 8.12.2017
Солнечная Маня, Наталья Анисимова, Столичный информационный портал «ЯМосква», 30.03.2017
«Для меня зажим — это полный разжим», Aлександр Кремнев, Театрал, 30.03.2017
Прерванный полёт, Театрал, 19.03.2017
Любовь и Голуб, Виктор Борзенко, Театрал, 9.10.2014
Год назад не стало Марины Голуб, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2013
Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013
Марина Голуб — актриса, приносившая радость, фотогалерея РИА-Новости, 8.12.2012
Марина Голуб: я не уйду, Игорь Логвинов, Гудок, 6.12.2012
«Этот спектакль нужно выпустить ради Марины», Марина Райкина, Московский комсомолец, 29.10.2012
Актриса Марина Голуб в последнем интервью: Я никогда не позволяю себе останавливаться!, Анна Велигжанова, Анна Симоянова, Комсомольская правда, 18.10.2012
Марина Голуб: «Любви было много…», Людмила Вевере, Суббота, 16.10.2012
Русская театральная школа: миф или сохранение традиций?, Ксения Ларина, программа «Культурный шок», радио «Эхо Москвы», 13.10.2012
Марина, Роман Супер, видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 13.10.2012
Театральный мир скорбит о Марине Голуб, видеосюжет канала НТВ, 13.10.2012
Жизни и роль Марины Голуб, WeekEnd РИА-Новости, 13.10.2012
Прощание с актрисой Мариной Голуб, фотолента РИА-Новости, 13.10.2012
Гибель Марины Голуб: театр расстался с сердцем, видеосюжет телеканала «Россия-24», 13.10.2012
В столице простились с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет Первого канала, 13.10.2012
Прощание с Мариной Голуб, видеосюжет телеканала НТВ, 13.10.2012
В Москве прощаются с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.10.2012
В Москве простились с актрисой Мариной Голуб, Софья Анохина, Комсомольская правда, 13.10.2012
Ностальгия по Марине, Александр Мельман, Московский комсомолец, 12.10.2012
Марина Голуб: «Не взяли меня в балет, а я все равно танцую», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.10.2012
Актриса сцены и зала, Роман Должанский, Коммерсантъ, 11.10.2012
Прощайте, Марина…, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 11.10.2012
Роман Марины Голуб с нами оборвался так трагично, Анна Балуева, Комсомольская правда, 10.10.2012
Коллеги о Марине Голуб: она очень сильно любила жизнь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.10.2012
Марина Голуб больше не сыграет Вассу Железнову, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.10.2012
Памяти Марины Голуб. «Надо уметь любить», Елена Милиенко, Театрал, 10.10.2012
Марина Голуб ушла к Мэрилин Монро, Марина Шимадина, Лариса Юсипова, Известия, 10.10.2012
Марина Голуб: «Нижегородский зритель — сложный и понимающий!», Наталья Халезова, Аргументы и факты — Нижний Новгород, 10.10.2012
Друзья и коллеги скорбят о кончине Марины Голуб, Екатерина Чеснокова, МТРК «Мир», 10.10.2012
Марина Голуб. Она была абсолютной оптимисткой…, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2012
Страшная автокатастрофа унесла жизнь Марины Голуб, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2012
Марина Голуб погибла в ДТП, Российская газета, 10.10.2012
Марина Голуб всегда хотела, чтобы вокруг нее было веселье, Григорий Заславский, радио «ВестиFM», 10.10.2012
МХТ: «Марине Голуб замены нет», Вера Копылова, Аргументы и факты, 10.10.2012
Актриса Марина Голуб погибла в Москве, телеканал «Культура», 10.10.2012
Марина Голуб в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 2.10.2012
Марина Голуб в программе Киры Прошутинской «Жена», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2012
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Марина Голуб: «Надо уметь любить», Елена Милиенко, Театрал, 3.01.2011
Марина Голуб в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 9.11.2010
Марина Голуб: женский юмор — трудная вещь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 6.05.2010
МХТ дает шанс покаяться, Любовь Лебедина, Трибуна, 8.04.2010
По сравнению с 1913 годом…, Григорий Заславский, РИА новости, 29.03.2010
«Титаник» класса «Волга-Волга», Елена Дьякова, Новая газета, 29.03.2010
Пароход назвали «Вассой», Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010
Жизнь в трубу, Роман Должанский, Коммесантъ, 26.03.2010
Горький вернулся в МХТ имени Чехова, Алла Шендерова, InFox.ru, 24.03.2010
Два взгляда на «Вассу Железнову», Григорий Заславский, радио «Вести-FM», 24.03.2010
Новый взгляд на классическую пьесу, Гуля Балтаева, видеосюжет телеканала «Вести-Москва», 23.03.2010
Горькая правда, Анна Нечаева, радио «Культура», 23.03.2010
Горькая история порочного семейства, Илья Бухтуев, видеосюжет телеканала НТВ, 23.03.2010
«Васса Железнова» в МХТ — царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010
Мастер изнанки, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, № 10, 19.03.2010
МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» — Санкт-Петербург, 10.09.2009
Непраздничная радость, Катерина Антонова, Театрал, 2.09.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Всегда в «Дозоре», Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 11.01.2007
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Интервью программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радиостанция «Эхо Москвы», 28.01.2006
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Пластилиновые люди, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 23.01.2002
Им удалось иное рвение, Виталий Вульф, «Литературная газета», 11.07.2001