ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Портретное фойе

Пощечины достались зрителям

Марина Шимадина, Коммерсантъ, 5.11.2002
Во МХАТе имени Чехова состоялась премьера спектакля финского режиссера Райи-Синикки Ранталы по пьесе Леонида Андреева «Тот, кто получает пощечины». Постановка стала бенефисом замечательного актера Виктора Гвоздицкого, который новой ролью отметил свое 50-летие и 30 лет работы на сцене. Но, несмотря на цирковой антураж спектакля и яркие клоунские костюмы, мастерство знаменитых актеров и задор артистов совсем молодых, МАРИНЕ ШИМАДИНОЙ этот день рождения показался не в радость.

Пьеса Леонида Андреева, принятая МХАТом к постановке, давно и прочно забыта нашим театром, и нельзя сказать, что так уж незаслуженно. История циркового клоуна, обуреваемого экзистенциальными вопросами, в начале прошлого века воспринималась как философская драма, где под неловко скроенным сюжетом скрывался некий подтекст. Тогда, наверное, процесс извлечения этого подтекста был очень увлекателен для философски настроенных граждан. Зритель сегодняшний, уже избалованный красочными и легко усваиваемыми зрелищами, которые в изобилии изготавливаются в том же МХАТе, вряд ли склонен искать в спектакле экзистенциальные глубины. И главный вопрос, который должен мучить человека хоть немного думающего, зачем это поставили именно здесь и именно сейчас?

В спектакле ответ на этот вопрос найти трудно, поэтому его авторы пытаются объясниться со зрителями с помощью программки. Во-первых, оказывается, что нынешняя постановка — это попытка замолить грех театра перед драматургом, который в свое время мечтал стать сотворцом Художественного, как, скажем, Чехов или Горький, но так и не стал. Во-вторых, «Тот, кто получает пощечины» — одна из любимых пьес финского режиссера Райи-Синикки Ранталы (R. -S. Rantala), которая уже давно сотрудничает с Олегом Табаковым и поставила в его театре-студии два спектакля — «Опасные связи» и «А в Конго есть тигры?». Госпожа Рантала уже ставила эту драму в театре города Лахти, которым тогда руководила, лет 15 назад, но, по ее словам, «с тех пор мир кардинально изменился, и сегодняшнее время гораздо ближе состоянию души героев Леонида Андреева». Однако нынешний спектакль, как уверяет режиссер, не похож на старый финский. Хотя бы потому, что главную роль в нем играет Виктор Гвоздицкий, актер, не похожий ни на кого, который даже циркового клоуна может сыграть как Гамлета.

Он выходит на сцену из зала, как человек с улицы, начинает переобуваться в смешные длинноносые ботинки и разговаривает с цирковыми артистами с той простотой, которая сразу обнаруживает наигрыш и неестественность в его собеседниках. Но таинственный незнакомец, у которого и имени-то нет, старается попасть в этот невзаправдашний мир, чтобы спрятаться здесь от каких-то своих проблем и роковых обстоятельств. Он возьмет себе новое имя и станет просто Тот, который получает пощечины. Он наденет дурацкий цирковой костюм и прилепит красный нос, станет говорить ломаным клоунским голосом и будет совершенствоваться в получении пощечин. Он станет свидетелем закулисных любовных драм и, как залетный ангел, будет давать всем очень глубокие, но бесполезные советы. Он станет представлять себя старым богом, а свою возлюбленную, наездницу Консуэллу, вышедшей из пены Афродитой. Но при всем этом не раскроется ни на йоту и останется просто господином с грустными глазами, с которым что-то не так, но что именно, не смогут сказать ни его коллеги-циркачи, ни зрители. Не смог это объяснить и режиссер: спектакль наполнен глубокомысленными паузами, тихой музыкой, не обременен излишней сценографией — все действие разворачивается перед кулисами, за которые навстречу шуму воображаемого зала и свету прожекторов время от времени убегают актеры. Но все это вместе клонит зрителя не к размышлениям о тайнах бытия, а скорее ко сну. По крайней мере, время от времени хочется оказаться по ту сторону цирковых кулис, где прыгают акробаты, скачут отважные наездницы и веселятся клоуны. Даже если никто из них не получает пощечин. 
Пресса
Пьеро и Арлекин, Вадим Гаевский, Экран и сцена, 13.10.2015
Его жизнь была полна отваги, Лев Додин, Виктор Гвоздицкий, Культура, 4.10.2007
Театр как его двойник, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007
Последнее слово, Елена Губайдуллина, Независимая газета, 23.05.2007
Памяти Виктора Гвоздицкого, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Алена Солнцева, Время новостей, 22.05.2007
Артист-парадоксалист, Роман Должанский, Коммерсант, 22.05.2007
Играл как дышал, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.05.2007
Невосполнимый Парадоксалист, Глеб Ситковский, Газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Вечерняя Москва, 20.05.2007
Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003
Неча на зеркало плевать…, Елена Ямпольская, Русский курьер, 3.06.2003
Неподражаемо противный спектакль, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.05.2003
Мелкий бес и его двойник, Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003
Есть несколько Любшиных, Артур Соломонов, Газета, 7.04.2003
Пощечины достались зрителям, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 5.11.2002
Настоящий Гвоздицкий, Григорий Заславский, Независимая газета, 5.11.2002
Тот и другие, Александр Соколянский, Время Новостей, 5.11.2002
Закрытый актер Виктор Гвоздицкий, Алена Карась, Ваш досуг, 22.10.2002
В театре надо быть смиренным…, Александр Строганов, Век, 18.10.2002
Эпизоды из жизни актера Гвоздицкого, Алла Михалёва, Литературная газета, 9.10.2002
Браво, Гвоздицкий, браво!, Екатерина Васильева, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Вот это я люблю…, Артур Соломонов, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Наша профессия эфемерна, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2002
Артист и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 19.09.2002
Затерянные в постмодерне, Мария Львова, Вечерний клуб, 8.05.2002
Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002
Выбирай или проиграешь, Елена Ямпольская, Новые известия, 23.04.2002
Мальчики направо, девочки налево, Алексей Филиппов, Известия, 23.04.2002
Погиб поэт, невольник чести, Валентина Львова, Комсомольская правда, 3.10.2001
Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999