ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Портретное фойе

«Она уникальный слухач и нюхач в профессии»

Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007
Свой юбилей отметит сегодня актриса, режиссер и театральный педагог Алла Покровская. Она окончила Школу-студию МХАТ и уже в 1959-м стала актрисой «Современника». Алла Покровская была женой Олега Ефремова, их сын Михаил Ефремов тоже стал актером. В последние годы она создала несколько замечательных ролей в спектаклях Художественного театра. О дружбе с ней корреспонденту «Газеты» Глебу Ситковскому рассказал худрук театра им. Пушкина Роман Козак.

«Я поступил в Школу-студию МХАТ, когда там набирала курс новая команда — Ефремов, Покровская, Мягков. Это был первый актерский курс Ефремова, и мы все на курсе осознавали, как нам повезло. С первого же дня мы поняли, что Алла Покровская — не просто педагог, но еще и уникальный слухач и нюхач в профессии. Она каким-то образом знает, что может случиться с актером через 5 минут, через месяц и через год. Ее чудовищная интуиция не раз повергала меня в смятение. 

Алла Борисовна репетировала наш дипломный спектакль „Оглянись во гневе“ Осборна. Это пьеса, в которой она сама когда-то играла. Мы с моим другом Брусникиным были несколько высокомерны с ней: когда она дала нам пьесу Осборна и спросила наше мнение, мы снисходительно сказали: „Ну ничего, можно попробовать“. Я в том спектакле играл Джимми Портера, Брусникин — моего друга. Только потом мы с ним поняли, что она перевела нашу житейскую дружбу в сюжет спектакля.

Потом, когда я уже пришел в театр Пушкина, мы вместе с ней ставили „Ромео и Джульетту“. Чуть позже мы с Костей Райкиным решили сыграть на двоих „Косметику врага“ и сразу позвали в качестве режиссера Покровскую, чтобы был какой-то взгляд со стороны. Постановочные идеи в этом спектакле принадлежали мне, но я выходил на сцену как актер, и мне нужен был человек, которому стопроцентно доверяешь. Скажу честно, это было непросто, потому что сразу вспомнились студенческие стены. Она бескомпромиссна в работе, ты рядом с ней остро чувствуешь свои недостатки, и это иногда болезненно для самолюбия. 

Я считаю ее членом своей семьи, мы очень часто бываем друг у друга дома. Мне бы очень хотелось, чтобы она как можно меньше ударов получала в этой жизни — слишком уж много их было за прошлые годы. В пьесе „Чайка“ на медальоне было написано: „Если тебе понадобится моя жизнь, приди и возьми ее“. Я всегда готов это повторить Покровской. Она это знает про меня, но я хотел бы лишний раз ей напомнить. Впрочем, я боюсь пафосных слов, говоря о ней. Она этого не любит, у нее для этого слишком хороший вкус.»
Пресса
«Без тебя скучно!», Мила Денёва, Комсомольская правда, 9.06.2015
Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения Романа Козака, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2012
«Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007
Игорь Бочкин: Хочу, чтобы режиссер меня любил, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 16.02.2007
Дважды два будет четыре, Наталия Каминская, Культура, 3.03.2005
Душа на просвет, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.03.2005
Враг, который не сдается, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2005
Парфюмер, Елена Ямпольская, Русский курьер, 27.02.2005
Худруки показали актерский мастер-класс, Роман Должанский, Коммерсант, 26.02.2005
Матрица: перезагрузка, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2005
Вражья сила, Дина Годер, Газета.RU, 25.02.2005
Две головы лучше, Олег Зинцов, Ведомости, 25.02.2005
На лыжах по асфальту, Время новостей, 25.02.2005
Что случилось в аэропорту., Глеб Ситковский, Газета «Газета», 25.02.2005
Игра режиссеров, Коммерсант, 18.02.2005
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Черный принц, черный, черный…, Марина Давыдова, Время Новостей № 201, 30.10.2002
Любовь должна быть с кулаками, Елена Ямпольская, Новые известия, 29.10.2002
Слегка абсурдный вымысел, Роман Должанский, Коммерсант, 29.10.2002
В Театре Пушкина открыли дело писателей, Олег Зинцов, Ведомости, 28.10.2002
Эрос без Танатоса, Ирина Корнеева, Время МН, 26.10.2002
Страдания пожилого Вертера, Алексей Филиппов, Известия, 26.10.2002
ОН ПОСТОЯННО НАЧИНАЛ ЖИЗНЬ ЗАНОВО, Ирина Тосунян, Литературная газета, 1.10.2002
О месте трагедии, Григорий Заславский, Русский журнал, 29.03.2002
Дискотека в доме Капулетти, Елена Дьякова, Новая газета, 28.03.2002
Любовники смерти, Ирина Алпатова, Культура, 28.03.2002
Любовь в кислотный дождь, Алена Карась, Российская газета, 27.03.2002
Нет повести счастливее на свете…, Елена Ямпольская, Новые известия, 26.03.2002
Из жизни тинейджеров, Алексей Филиппов, Известия, 25.03.2002
Монах и два тинейджера, Артур Соломонов, Газета, 25.03.2002
Любовь где попало, Роман Должанский, Коммерсант, 25.03.2002
Расколдованная сцена, Марина Давыдова, Время новостей, 25.03.2002
В первом чтении, Олег Зинцов, Ведомости, 25.03.2002
Роман Козак о Шекспире В и витамине Т, Павел Подкладов, Ваш досуг, 18.03.2002
Роман Козак: Спектакль — это строчка текста, окруженная жизнью, Ирина Тосунян, Литературная газета, 13.03.2002
Культурный «хит», Итоги, 5.03.2002
Заметки о прошлогоднем снеге, Анатолий Смелянский, Московские новости, 17.01.2002
Ай да цензор, ай да сукин-сан!, Ирина Алпатова, Культура, 24.10.2001
Весь мир — Художественный театр, Лариса Юсипова, Ведомости, 16.10.2001
Академия клоунов, Алексей Филиппов, Известия, 15.10.2001
Удалось, Ольга Романцова, Время новостей, 15.10.2001
По ком каркает ворона, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.2001
К бараньим рогам отношусь иронично, Роман Должанский, Коммерсант, 13.10.2001
Роман Козак приглашает в театр Пушкина, Ирина Корнеева, Время МН, 27.09.2001