ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Портретное фойе

В Театре Пушкина открыли дело писателей

Олег Зинцов, Ведомости, 28.10.2002
Роман Козак руководит Театром им. Пушкина второй сезон и за это время сумел добиться главного: если два года назад ходить в этот театр было совершенно незачем, то теперь — любопытно. Не сказать, чтобы новый репертуарный конвейер производил шедевры, но его задача, как можно понять, пока в другом.

Сделать театр неглупый, но доступный хотели бы, вероятно, многие; удача Козака в том, что для него это стремление, судя по последним премьерам, органично. Он не подыгрывает зрителю антреприз, но умеет сделать так, чтобы этому зрителю было нескучно. Он пересказывает интеллектуальный роман Айрис Мердок упрощенным языком love story, но не забывает о его втором — шекспировском — сюжете. И то и другое выходит, по-моему, более плоско, чем могло бы быть, но затеянная Козаком репертуарная игра по крайней мере занимательна.

Его первым спектаклем в качестве худрука Театра им. Пушкина была «Академия смеха», в которой японский драматург приносил цензору пьесу «Джулио и Ромьетта» — пародию на шекспировскую драму. Следующей постановкой оказалась «Ромео и Джульетта». Теперь вышел «Черный принц», по которому белой ниткой прошит гамлетовский мотив. 

Забавно, кстати, представить, какой душераздирающий кич можно сочинить из переделанного в пьесу романа Айрис Мердок: ее сюжет — готовая ловушка для любителей бульварного фрейдизма; в нее наверняка угодил бы, например, Андрей Житинкин. Роман Козак осмотрительно обошел стороной.

Стареющий писатель Брэдли Пирсон, не опубликовавший за всю жизнь ни одной книги, влюбляется в 20-летнюю дочь своего друга и конкурента, пекущего романы как пирожки. Любовная история начинается с того, что Брэдли по просьбе девушки трактует «Гамлета» — сперва в духе расхожего психоанализа, затем, все больше увлекаясь, излагает собственную концепцию, основанную на том, что Гамлет — самый автобиографический из шекспировских героев. Его бездействие в чем-то сродни неспособности самого Брэдли написать книгу, и сюжет трагедии начинает, как в кривом зеркале, отражаться в комедии положений, в которой увяз писатель, собравшийся было сбежать из Лондона в домик у моря, но каждый раз спотыкающийся буквально на пороге: то из Америки приезжает бывшая жена, то ушедшая от мужа сестра съедает упаковку снотворного, то друг-писатель бьет свою жену по голове кочергой и т. д. Затем Брэдли влюбляется в юную Джулиану — и, разумеется, видит в ней не Лолиту, но Офелию. 

Вероятно, интереснее и сложнее всего разыграть эту историю как трагедию несоответствия — невозможности и комичности гамлетовских жестов и гамлетовской рефлексии в пространстве и обстоятельствах буржуазной мелодрамы. Вероятно и то, что приглашенный на главную роль Александр Феклистов мог бы справиться с этой задачей — как, впрочем, мог и проиграть.

Рассуждать об этом, однако, излишне, потому что Роман Козак ставил перед собой и актерами совсем другие задачи. Его «Черный принц» первым делом, конечно, love story — возможно, поэтому интересней смотреть не на устало рефлексирующего Феклистова, а на Александру Урсуляк в роли Джулианы: она прелестна и пока что очень искренна, а большее ее Лолите-Офелии вряд ли нужно. Остальные роли получились по большей части плоскими: Оксана Мысина играет жену друга-писателя так, что, не зная сюжета, нетрудно догадаться: ее героиня подстроит Феклистову какую-нибудь гадость; Елена Новикова в роли экс-супруги героя занята главным образом пародированием американских манер; Вера Воронкова в роли сестры однообразно капризничает.

В этом упрощении и шаржированности есть понятный расчет — на таком фоне главные герои должны выглядеть живыми людьми, а их чувства — подлинными. Тем более что именно подлинность и мнимость — главный сюжет спектакля. У Козака все, в общем, просто и внятно: Брэдли Пирсон — истинный художник, его друг и конкурент Арнольд Баффин (Борис Дьяченко) — удачливый ремесленник. Пережив настоящее чувство и настоящую драму, потеряв Джулиану и попав в тюрьму по ложному обвинению, Брэдли Пирсон пишет наконец свою главную книгу — и предстает в финале не проигравшим, а победителем. Мне нечего добавить к этой морали, кроме сожаления, что в результате «Черный принц» стал похож не на трагикомедию, а на мелодраму. Если, конечно, не принимать в расчет сегодняшнюю трагикомичность сюжета «писатель должен сидеть в тюрьме».
Пресса
«Без тебя скучно!», Мила Денёва, Комсомольская правда, 9.06.2015
Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения Романа Козака, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2012
«Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007
Игорь Бочкин: Хочу, чтобы режиссер меня любил, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 16.02.2007
Дважды два будет четыре, Наталия Каминская, Культура, 3.03.2005
Душа на просвет, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.03.2005
Враг, который не сдается, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2005
Парфюмер, Елена Ямпольская, Русский курьер, 27.02.2005
Худруки показали актерский мастер-класс, Роман Должанский, Коммерсант, 26.02.2005
Матрица: перезагрузка, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2005
Вражья сила, Дина Годер, Газета.RU, 25.02.2005
Две головы лучше, Олег Зинцов, Ведомости, 25.02.2005
На лыжах по асфальту, Время новостей, 25.02.2005
Что случилось в аэропорту., Глеб Ситковский, Газета «Газета», 25.02.2005
Игра режиссеров, Коммерсант, 18.02.2005
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Черный принц, черный, черный…, Марина Давыдова, Время Новостей № 201, 30.10.2002
Любовь должна быть с кулаками, Елена Ямпольская, Новые известия, 29.10.2002
Слегка абсурдный вымысел, Роман Должанский, Коммерсант, 29.10.2002
В Театре Пушкина открыли дело писателей, Олег Зинцов, Ведомости, 28.10.2002
Эрос без Танатоса, Ирина Корнеева, Время МН, 26.10.2002
Страдания пожилого Вертера, Алексей Филиппов, Известия, 26.10.2002
ОН ПОСТОЯННО НАЧИНАЛ ЖИЗНЬ ЗАНОВО, Ирина Тосунян, Литературная газета, 1.10.2002
О месте трагедии, Григорий Заславский, Русский журнал, 29.03.2002
Дискотека в доме Капулетти, Елена Дьякова, Новая газета, 28.03.2002
Любовники смерти, Ирина Алпатова, Культура, 28.03.2002
Любовь в кислотный дождь, Алена Карась, Российская газета, 27.03.2002
Нет повести счастливее на свете…, Елена Ямпольская, Новые известия, 26.03.2002
Из жизни тинейджеров, Алексей Филиппов, Известия, 25.03.2002
Монах и два тинейджера, Артур Соломонов, Газета, 25.03.2002
Любовь где попало, Роман Должанский, Коммерсант, 25.03.2002
Расколдованная сцена, Марина Давыдова, Время новостей, 25.03.2002
В первом чтении, Олег Зинцов, Ведомости, 25.03.2002
Роман Козак о Шекспире В и витамине Т, Павел Подкладов, Ваш досуг, 18.03.2002
Роман Козак: Спектакль — это строчка текста, окруженная жизнью, Ирина Тосунян, Литературная газета, 13.03.2002
Культурный «хит», Итоги, 5.03.2002
Заметки о прошлогоднем снеге, Анатолий Смелянский, Московские новости, 17.01.2002
Ай да цензор, ай да сукин-сан!, Ирина Алпатова, Культура, 24.10.2001
Весь мир — Художественный театр, Лариса Юсипова, Ведомости, 16.10.2001
Академия клоунов, Алексей Филиппов, Известия, 15.10.2001
Удалось, Ольга Романцова, Время новостей, 15.10.2001
По ком каркает ворона, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.2001
К бараньим рогам отношусь иронично, Роман Должанский, Коммерсант, 13.10.2001
Роман Козак приглашает в театр Пушкина, Ирина Корнеева, Время МН, 27.09.2001