ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Портретное фойе

Эрос без Танатоса

Ирина Корнеева, Время МН, 26.10.2002
Инсценировку романа сделала сама Айрис Мэрдок. Не для Театра Пушкина, конечно, ее пьеса по ее же роману «Черный принц» в мире шла, и все ж права на первую постановку в России получил именно Роман Козак, который весьма успешно возглавил Театр Пушкина, буквально за один сезон сделав из всеми забытой площадки театр-ньюсмейкер. И подарил валом повалившей туда публике удовольствие лицезреть, как выглядит писатель-неудачник Брэдли Пирсон, на склоне лет влюбившийся по уши в дочь своих давних знакомых, какой должна быть юная Джулиана, что за чудовище ее мать Рейчел и какой английский туман ползет в наши души. Если вы сравните свои представления о персонажах Мэрдок, вы не разочаруетесь: на сцену они выйдут именно такими, какими вы их себе и рисовали в воображении. Более точного распределения ролей вы не увидите ни в одном московском театре — здесь попадание в десяточку всех, буквально всех. Так не бывает? Судите сами.

На роль Брэдли Пирсона Роман Козак пригласил Александра Феклистова, с которого, кажется, в 73-м году сама Мэрдок писала героя своего «платоновского романа». На Рейчел — мать девочки — ангажирована Оксана Мысина, в безграничных возможностях которой передать что угодно — хоть достоевщину, хоть детективщину. Чудо-девочку Джулиану, парой невинных жестов вскружившую голову пожилому мужчине, доверили сыграть чудо-студентке Школы-студии МХАТ Александре Урсуляк, о ком после исполнения Джульетты в спектакле Козака заговорили как о сложившейся, очень яркой и очень перспективной актрисе. Вера Воронкова, изгнанная из МХАТа по давним скандальным профсоюзным делам, теперь блистает в Театре Пушкина и очень искусно передает взвинченность и неврастению сестры главного героя Присциллы. Но главное даже не то, что все очень хорошо играют, а то, что картина «Черного принца» получается объемной и живой. И что драматургический ремейк пошел роману на пользу — спустя двадцать лет сделав спектакль даже лучше, чем замечательная и любимая многими книга.

Он не перегружен ни ее символами, ни ее философской концепцией, ни бесконечными отступлениями на тему Эроса и Танатоса. С учением о любви и смерти и вообще с Эросом как с посредником между природой вечной и смертной, демоном, связывающим небо и землю, там обходятся по-свойски. «Черный принц, или Праздник любви» называется спектакль, с жирным акцентом на последнем. Истину Мэрдок раньше искали в ответе на вопрос: где любовь праведная, а где эгоистичная и ведущая к несчастью других и преступлению; в разных ликах Эроса, врывающемся в жизнь людей и ломающем их; в определениях страсти Брэдли и демонической одержимости убивающей мужа Рейчел… Козак совершает большой прорыв, в том числе и в литературоведении. В спектакле нет демонов и ангелов, нет лейтмотива романа «жизнь ужасна», как нет и четкого деления мира на реальный и воображаемый. Есть страсть, сметающая все на своем пути, и есть бесконечный бег на месте, который предлагает всем без исключения судьба, без построения человечества на лагеря правых и виноватых.

Там, не в ущерб роману, после ложного обвинения в убийстве Брэдли Пирсон не погибает в тюрьме. В финале он - существо интернациональное, рода писательского, с блаженной улыбкой моет грязные стекла, которые окружали повсюду его чувства на свободе, и предается воспоминаниям о своей последней безумной любви. За этим занятием он и прощается со зрителями, оставляя их в раздумье: должны ли мы в своем воображении убивать близких нам людей, чтобы не сделать это в реальности, или не стоит себя провоцировать? И где человеку лучше — с людьми на свободе или наедине со своими мыслями?

…Романы пишутся словами. Спектакли — настроениями. Особенно те, про которые, как про «Черного принца», можно сказать: поставлено с блеском.
Пресса
«Без тебя скучно!», Мила Денёва, Комсомольская правда, 9.06.2015
Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения Романа Козака, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2012
«Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007
Игорь Бочкин: Хочу, чтобы режиссер меня любил, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 16.02.2007
Дважды два будет четыре, Наталия Каминская, Культура, 3.03.2005
Душа на просвет, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.03.2005
Враг, который не сдается, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2005
Парфюмер, Елена Ямпольская, Русский курьер, 27.02.2005
Худруки показали актерский мастер-класс, Роман Должанский, Коммерсант, 26.02.2005
Матрица: перезагрузка, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2005
Вражья сила, Дина Годер, Газета.RU, 25.02.2005
Две головы лучше, Олег Зинцов, Ведомости, 25.02.2005
На лыжах по асфальту, Время новостей, 25.02.2005
Что случилось в аэропорту., Глеб Ситковский, Газета «Газета», 25.02.2005
Игра режиссеров, Коммерсант, 18.02.2005
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Черный принц, черный, черный…, Марина Давыдова, Время Новостей № 201, 30.10.2002
Любовь должна быть с кулаками, Елена Ямпольская, Новые известия, 29.10.2002
Слегка абсурдный вымысел, Роман Должанский, Коммерсант, 29.10.2002
В Театре Пушкина открыли дело писателей, Олег Зинцов, Ведомости, 28.10.2002
Эрос без Танатоса, Ирина Корнеева, Время МН, 26.10.2002
Страдания пожилого Вертера, Алексей Филиппов, Известия, 26.10.2002
ОН ПОСТОЯННО НАЧИНАЛ ЖИЗНЬ ЗАНОВО, Ирина Тосунян, Литературная газета, 1.10.2002
О месте трагедии, Григорий Заславский, Русский журнал, 29.03.2002
Дискотека в доме Капулетти, Елена Дьякова, Новая газета, 28.03.2002
Любовники смерти, Ирина Алпатова, Культура, 28.03.2002
Любовь в кислотный дождь, Алена Карась, Российская газета, 27.03.2002
Нет повести счастливее на свете…, Елена Ямпольская, Новые известия, 26.03.2002
Из жизни тинейджеров, Алексей Филиппов, Известия, 25.03.2002
Монах и два тинейджера, Артур Соломонов, Газета, 25.03.2002
Любовь где попало, Роман Должанский, Коммерсант, 25.03.2002
Расколдованная сцена, Марина Давыдова, Время новостей, 25.03.2002
В первом чтении, Олег Зинцов, Ведомости, 25.03.2002
Роман Козак о Шекспире В и витамине Т, Павел Подкладов, Ваш досуг, 18.03.2002
Роман Козак: Спектакль — это строчка текста, окруженная жизнью, Ирина Тосунян, Литературная газета, 13.03.2002
Культурный «хит», Итоги, 5.03.2002
Заметки о прошлогоднем снеге, Анатолий Смелянский, Московские новости, 17.01.2002
Ай да цензор, ай да сукин-сан!, Ирина Алпатова, Культура, 24.10.2001
Весь мир — Художественный театр, Лариса Юсипова, Ведомости, 16.10.2001
Академия клоунов, Алексей Филиппов, Известия, 15.10.2001
Удалось, Ольга Романцова, Время новостей, 15.10.2001
По ком каркает ворона, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.2001
К бараньим рогам отношусь иронично, Роман Должанский, Коммерсант, 13.10.2001
Роман Козак приглашает в театр Пушкина, Ирина Корнеева, Время МН, 27.09.2001