ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Портретное фойе

Мрак народа

Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Режиссер Роман Козак и хореограф Алла Сигалова решили пересказать повесть Андрея Платонова, вероятно, самым верным способом. Если уж переводить эту прозу в действие, то удобней всего — на язык пластических образов. Другое дело, что в спектакле «Джан» этот язык удручающе беден.

Нельзя, впрочем, сказать, что спектакль, сыгранный на тесной сцене филиала Театра им. Пушкина, не передает настроения, а отчасти даже ритма и страсти платоновской прозы. Но он, конечно, меняет ее масштаб и рассказывает пусть похожую, но все-таки другую историю. 

Назар Чагатаев, главный герой повести, спасает от вымирания вымышленный народец, называющий себя «джан» (что по-туркменски означает «душа, которая ищет счастья»). Один из многих вариантов платоновской утопии, этот сюжет прошит мерцающей любовной линией и, в отличие от более знаменитых и страшных «Котлована» или «Чевенгура», дает отличные возможности для лирической аранжировки — чем, вероятно, как раз и привлек Романа Козака и Аллу Сигалову. Их «Джан» — не пластический эквивалент немыслимого синтаксиса Андрея Платонова, а скорее попытка перевести его прозу на доступный язык танцевальной love story. Проблема в том, что индивидуальная любовь возможна у Платонова только как часть всеобщего будущего счастья, и потому ради скорейшего наступления коммунизма должна быть не только отсрочена, но и переадресована: например, как в «Джан», от матери к дочери, в которой будущего заведомо больше. Роман Козак и Алла Сигалова точно чувствуют, что воспаленный и одновременно целомудренный платоновский эротизм имеет отношение не столько к индивидуальному, сколько к «коллективному» телу. Но переносят это коллективное тело из пространства утопии в пространство архаики, где человеческая чувственность еще не выделена из мира природы, где «женское» — это, собственно, природа и есть.

В практическом театральном смысле такой поворот сюжета надо понимать как бенефис танцовщицы Аллы Сигаловой, чья роль в программке обозначена местоимением «Она». Это и беременная Вера, которую встречает в Москве Назар Чагатаев, и ее дочь Ксеня, и старая мать Назара Гюльчатай, и девочка Айдым из народа джан. А еще «Она» — и колючка в степи, и орел, напавший на умирающего от голода героя, и верблюд, чьим мясом было трудно питаться Назару, потому что «это печальное животное тоже казалось ему членом человечества». И как бы хорошо ни работал играющий Назара Александр Матросов, и сколько бы ни менял голос, одежду и выражение лица Илья Барабанов, единолично изображающий весь народ джан, на маленькой сцене, застеленной восточными коврами, энергетическим центром всегда оказывается Алла Сигалова с яростно горящими глазами и неизменно экзальтированной пластикой.

Верблюд ли, скрюченная старуха или даже сухое перекати-поле в ее исполнении превращаются в сгустки энергии, которая, кажется, никак не может найти точное пластическое выражение. Фантазия хореографа Аллы Сигаловой слишком явно уступает ее темпераменту, и оттого все разнообразные проявления женской природы сводятся в спектакле к двум образам, которые авторами вряд ли задумывались. Когда Сигалова показывает эротическую сцену, кажется, что ее задача — изобразить то самое мифическое существо, которое в Средние века называлось суккубом, принимало женское обличье и, являясь по ночам монахам, соблазняло их на что-нибудь богопротивное. В иных же сценах существо это представляется болезненным видением, которое являлось учителю Передонову из романа Сологуба «Мелкий бес» и называлось недотыкомкой. Но может быть, яростная Алла Сигалова так и хотела: превратить платоновскую утопию в однообразное дурное наваждение. Чтобы на этом фоне настоящей мечтой казалось простое человеческое счастье, обретенное Назаром в финале, когда он возвращается в Москву, чтобы держать за руку юную Ксеню и кататься с ней на трамвае.
Пресса
«Без тебя скучно!», Мила Денёва, Комсомольская правда, 9.06.2015
Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения Романа Козака, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2012
«Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007
Игорь Бочкин: Хочу, чтобы режиссер меня любил, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 16.02.2007
Дважды два будет четыре, Наталия Каминская, Культура, 3.03.2005
Душа на просвет, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.03.2005
Враг, который не сдается, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2005
Парфюмер, Елена Ямпольская, Русский курьер, 27.02.2005
Худруки показали актерский мастер-класс, Роман Должанский, Коммерсант, 26.02.2005
Матрица: перезагрузка, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2005
Вражья сила, Дина Годер, Газета.RU, 25.02.2005
Две головы лучше, Олег Зинцов, Ведомости, 25.02.2005
На лыжах по асфальту, Время новостей, 25.02.2005
Что случилось в аэропорту., Глеб Ситковский, Газета «Газета», 25.02.2005
Игра режиссеров, Коммерсант, 18.02.2005
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Черный принц, черный, черный…, Марина Давыдова, Время Новостей № 201, 30.10.2002
Любовь должна быть с кулаками, Елена Ямпольская, Новые известия, 29.10.2002
Слегка абсурдный вымысел, Роман Должанский, Коммерсант, 29.10.2002
В Театре Пушкина открыли дело писателей, Олег Зинцов, Ведомости, 28.10.2002
Эрос без Танатоса, Ирина Корнеева, Время МН, 26.10.2002
Страдания пожилого Вертера, Алексей Филиппов, Известия, 26.10.2002
ОН ПОСТОЯННО НАЧИНАЛ ЖИЗНЬ ЗАНОВО, Ирина Тосунян, Литературная газета, 1.10.2002
О месте трагедии, Григорий Заславский, Русский журнал, 29.03.2002
Дискотека в доме Капулетти, Елена Дьякова, Новая газета, 28.03.2002
Любовники смерти, Ирина Алпатова, Культура, 28.03.2002
Любовь в кислотный дождь, Алена Карась, Российская газета, 27.03.2002
Нет повести счастливее на свете…, Елена Ямпольская, Новые известия, 26.03.2002
Из жизни тинейджеров, Алексей Филиппов, Известия, 25.03.2002
Монах и два тинейджера, Артур Соломонов, Газета, 25.03.2002
Любовь где попало, Роман Должанский, Коммерсант, 25.03.2002
Расколдованная сцена, Марина Давыдова, Время новостей, 25.03.2002
В первом чтении, Олег Зинцов, Ведомости, 25.03.2002
Роман Козак о Шекспире В и витамине Т, Павел Подкладов, Ваш досуг, 18.03.2002
Роман Козак: Спектакль — это строчка текста, окруженная жизнью, Ирина Тосунян, Литературная газета, 13.03.2002
Культурный «хит», Итоги, 5.03.2002
Заметки о прошлогоднем снеге, Анатолий Смелянский, Московские новости, 17.01.2002
Ай да цензор, ай да сукин-сан!, Ирина Алпатова, Культура, 24.10.2001
Весь мир — Художественный театр, Лариса Юсипова, Ведомости, 16.10.2001
Академия клоунов, Алексей Филиппов, Известия, 15.10.2001
Удалось, Ольга Романцова, Время новостей, 15.10.2001
По ком каркает ворона, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.2001
К бараньим рогам отношусь иронично, Роман Должанский, Коммерсант, 13.10.2001
Роман Козак приглашает в театр Пушкина, Ирина Корнеева, Время МН, 27.09.2001