ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Портретное фойе

Игра режиссеров

, 18.02.2005
Театр им. А. С. Пушкина и «Сатирикон» представляют совместный проект — спектакль по роману Амели Нотомб «Косметика врага». Инициативу худруков Романа Козака и Константина Райкина иначе как интригующей не назовешь. Во-первых, «Косметика врага» — это актерские работы Константина Райкина и Романа Козака (кстати, господин Козак выйдет на сцену как актер впервые за много лет), во-вторых, спектакль будет идти поочередно на двух сценах: хотите — смотрите в Пушкинском театре, хотите — в «Сатириконе».
На подвиги именитых худруков вдохновил текст модной бельгийки Амели Нотомб. Первые русские переводы этой любимицы европейских литературных критиков затерялись на прилавках книжных магазинов еще несколько лет назад. И только после того, как у нас показали фильм «Страх и трепет» о жизни молодой бельгийки в Японии по роману Амели Нотомб, на ее имя обратили внимание. Тогда-то на своем рабочем столе текст «Косметики врага» отыскал и Роман Козак — и, прочитав, предложил его Константину Райкину. Легко угадать, что навело Козака на такую мысль: господину Райкину не привыкать играть выдающихся подлецов (Сеньор Тодеро, Ричард III). А на сей раз, по его же собственным словам, он сыграет «человека, уникального по своей аморальности».
Роман Амели Нотомб больше напоминает пьесу: минимум авторских ремарок, сплошной диалог. Кажущийся поначалу абсурдным и нелепым разговор двух застрявших в аэропорту пассажиров к концу спектакля превращается в жесткий, словно озвученный протокол допроса, поединок. После комичного обсуждения мелочей и пререканий двух совершенно не похожих друг на друга европейцев разговор заходит о женщине. Один из них рассказывает, что у него недавно убили жену. Весь сюжет после этого можно свести к одному: постепенное распознавание врага, преступника в самом себе. Напряженный разговор двух только на первый взгляд случайных попутчиков превратил, по словам Константина Райкина, спектакль в детективный триллер, от которого невозможно оторваться.
На пресс-конференции Константин Райкин и Роман Козак в один голос рассказывали о том, «насколько энергоемким и сложным получился спектакль». К тому же Роман Козак уверен, что «внутренний враг находится в каждом из нас, а потому и играть этот спектакль придется как минимум перед вдвое большей зрительской аудиторией».
Пресса
«Без тебя скучно!», Мила Денёва, Комсомольская правда, 9.06.2015
Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения Романа Козака, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2012
«Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007
Игорь Бочкин: Хочу, чтобы режиссер меня любил, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 16.02.2007
Дважды два будет четыре, Наталия Каминская, Культура, 3.03.2005
Душа на просвет, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.03.2005
Враг, который не сдается, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2005
Парфюмер, Елена Ямпольская, Русский курьер, 27.02.2005
Худруки показали актерский мастер-класс, Роман Должанский, Коммерсант, 26.02.2005
Матрица: перезагрузка, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2005
Вражья сила, Дина Годер, Газета.RU, 25.02.2005
Две головы лучше, Олег Зинцов, Ведомости, 25.02.2005
На лыжах по асфальту, Время новостей, 25.02.2005
Что случилось в аэропорту., Глеб Ситковский, Газета «Газета», 25.02.2005
Игра режиссеров, Коммерсант, 18.02.2005
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Черный принц, черный, черный…, Марина Давыдова, Время Новостей № 201, 30.10.2002
Любовь должна быть с кулаками, Елена Ямпольская, Новые известия, 29.10.2002
Слегка абсурдный вымысел, Роман Должанский, Коммерсант, 29.10.2002
В Театре Пушкина открыли дело писателей, Олег Зинцов, Ведомости, 28.10.2002
Эрос без Танатоса, Ирина Корнеева, Время МН, 26.10.2002
Страдания пожилого Вертера, Алексей Филиппов, Известия, 26.10.2002
ОН ПОСТОЯННО НАЧИНАЛ ЖИЗНЬ ЗАНОВО, Ирина Тосунян, Литературная газета, 1.10.2002
О месте трагедии, Григорий Заславский, Русский журнал, 29.03.2002
Дискотека в доме Капулетти, Елена Дьякова, Новая газета, 28.03.2002
Любовники смерти, Ирина Алпатова, Культура, 28.03.2002
Любовь в кислотный дождь, Алена Карась, Российская газета, 27.03.2002
Нет повести счастливее на свете…, Елена Ямпольская, Новые известия, 26.03.2002
Из жизни тинейджеров, Алексей Филиппов, Известия, 25.03.2002
Монах и два тинейджера, Артур Соломонов, Газета, 25.03.2002
Любовь где попало, Роман Должанский, Коммерсант, 25.03.2002
Расколдованная сцена, Марина Давыдова, Время новостей, 25.03.2002
В первом чтении, Олег Зинцов, Ведомости, 25.03.2002
Роман Козак о Шекспире В и витамине Т, Павел Подкладов, Ваш досуг, 18.03.2002
Роман Козак: Спектакль — это строчка текста, окруженная жизнью, Ирина Тосунян, Литературная газета, 13.03.2002
Культурный «хит», Итоги, 5.03.2002
Заметки о прошлогоднем снеге, Анатолий Смелянский, Московские новости, 17.01.2002
Ай да цензор, ай да сукин-сан!, Ирина Алпатова, Культура, 24.10.2001
Весь мир — Художественный театр, Лариса Юсипова, Ведомости, 16.10.2001
Академия клоунов, Алексей Филиппов, Известия, 15.10.2001
Удалось, Ольга Романцова, Время новостей, 15.10.2001
По ком каркает ворона, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.2001
К бараньим рогам отношусь иронично, Роман Должанский, Коммерсант, 13.10.2001
Роман Козак приглашает в театр Пушкина, Ирина Корнеева, Время МН, 27.09.2001