ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Портретное фойе

Любовь где попало

Роман Должанский, Коммерсант, 25.03.2002
«Ромео и Джульетта» в Театре имени Пушкина
Московским театром имени Пушкина Роман Козак руководит уже почти год. Но до сих пор его усилия как худрука и режиссера были сосредоточены на Малой сцене театра. Теперь он представил свою первую в новом статусе режиссерскую работу на Большой сцене — шекспировские «Ромео и Джульетта» сыграны словами выдающегося современного переводчика Осии Сороки.

Игровое пространство упирается в свежевыкрашенный белый задник с парой окон. Ближе, справа и слева — металлические строительные леса, кажется, сплошь заляпанные известкой. Со стеклянных ширмочек, щитов и кубиков, из которых быстро складываются места действия, тоже не успели стереть похожие на изморозь разводы белил. «Стройка» у художника Георгия Алекси-Месхишвили получилась не рабочая, а стильно-выходная. Действие «Ромео и Джульетты» происходит где-то очень близко, хотя и не совсем рядом. Спектакль Романа Козака наследует тем сравнительно недавним театральным временам, когда шекспировских влюбленных решительно отозвали из романтически возвышенного исторического далека, спустили на грешную землю и переодели в простые джинсы и футболки. Козак не первый, кто в шекспировском сюжете с тех пор ищет не идеальную историю для воспитания школьников, а вполне реальную.

Недавно опубликованный перевод Осии Сороки — отличный помощник в таком деле. Новый текст, полный острых языковых парадоксов, свободы глаголов и резкой игры слов, напролом пробивается к шекспировскому первоисточнику. Знакомые строчки взрываются одна за другой, обломки пастернаковских поэтических красот летят во все стороны. Само по себе вживление перевода Сороки в театральную практику уже превращает новую версию «Ромео и Джульетты» в событие. 

Дело, однако, не в освобождении от лирического флера. Потому что время совершило еще один поворот: те самые некогда революционные джинсы и футболки стали на сцене Театра имени Пушкина дорогими и вполне дизайнерскими. Козаковские Ромео и Джульетта — герои современные, может быть, и вправду из большого южного города, как того хотелось режиссеру, но уж точно не из подворотни, не из враждующих до кровянки банд. Здешняя молодежь знает, что одеваться надо ярко, а вести себя броско и даже вызывающе. Тут много дурачатся, скачут, катают разноцветные обручи, а первый поцелуй может случиться в воздухе, на летящих поперек сцены качелях. Режиссер делает все, чтобы положенные по сюжету Шекспиром убийства не выпячивались, а смотрелись как досадные случайности.

Любовь по замыслу Романа Козака рождается не посреди средневековой чумы, не как ответ природы на клановую поножовщину, а, как ей и положено, вдруг, из ничего и где попало. На премьере в зале Театра имени Пушкина было полно школьников. Наверняка они видели «Ромео и Джульетту» Бэза Лурмана (Baz Luhrmann) с Ди Каприо (Leonardo Di Caprio) и потому заранее уверены, что пришли на что-то современное. Такой премьерный контингент в иных случаях следует списывать на нерадивость администрации, но здесь подростки смотрелись вполне уместно. Худрук, должно быть, именно того и хотел — сделать не мощный философский спектакль, а молодежный и заводной, чтобы новая аудитория протоптала дорожку в Пушкинский театр. Стратегический шаг оправдан тактическим приемом: на главные роли Роман Козак пригласил студентов из Школы-студии МХАТа, где он руководит актерской мастерской.

Педагогический процесс таким образом соединился с практическим. Худрук смог совершить первый шаг на Большой сцене, взяв за руки учеников и омолодившись рядом с ними, студенты получили шанс поработать с более опытными актерами, а сам спектакль получил фору: ведь дебютантам немудрено стушеваться и, прежде чем поплыть, они имеют полное право поначалу беспорядочно лупить по воде руками и ногами. Кажется, Александра Урсуляк (Джульетта) освоилась быстрее других, ей даже иногда веришь, чего, вообще говоря, очень трудно сегодня добиться в этой роли. Сергею Лазареву (Ромео) предстоит чем-то заменить повадки гламурного мальчика, улыбающегося загорелой улыбкой дорогой модели. Педагоги «застроили» его роль со всех сторон, хореограф Алла Сигалова сочинила для влюбленных выразительный эротический танец-вставку, но пока что этот Ромео даже интерес к Джульетте лишь изображает, не говоря о чувстве поглубже.

Студентам есть с кого брать пример. Хотя бы с Владимира Николенко; схематичная обычно роль синьора Капулетти здесь запоминается. Но в первую очередь — с Натальи Николаевой, играющей кормилицу Джульетты. Можно сказать, что она дает небольшой мастер-класс: как сыграть смешно, остро и жанрово, соединить социальную зарисовку с вкусным театральным юмором. Притом ненавязчиво, деликатно, не посягая на игровое пространство молодых актеров, приглашая их соответствовать себе. Наталья Николаева давно работает в пушкинской труппе, так что здешняя старая гвардия, надо думать, от козаковских новаций может только выиграть. А один из следующих спектаклей стоило бы поставить специально для Николаевой — это к вопросу о художественной стратегии. 
Пресса
«Без тебя скучно!», Мила Денёва, Комсомольская правда, 9.06.2015
Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения Романа Козака, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2012
«Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007
Игорь Бочкин: Хочу, чтобы режиссер меня любил, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 16.02.2007
Дважды два будет четыре, Наталия Каминская, Культура, 3.03.2005
Душа на просвет, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.03.2005
Враг, который не сдается, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2005
Парфюмер, Елена Ямпольская, Русский курьер, 27.02.2005
Худруки показали актерский мастер-класс, Роман Должанский, Коммерсант, 26.02.2005
Матрица: перезагрузка, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2005
Вражья сила, Дина Годер, Газета.RU, 25.02.2005
Две головы лучше, Олег Зинцов, Ведомости, 25.02.2005
На лыжах по асфальту, Время новостей, 25.02.2005
Что случилось в аэропорту., Глеб Ситковский, Газета «Газета», 25.02.2005
Игра режиссеров, Коммерсант, 18.02.2005
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Черный принц, черный, черный…, Марина Давыдова, Время Новостей № 201, 30.10.2002
Любовь должна быть с кулаками, Елена Ямпольская, Новые известия, 29.10.2002
Слегка абсурдный вымысел, Роман Должанский, Коммерсант, 29.10.2002
В Театре Пушкина открыли дело писателей, Олег Зинцов, Ведомости, 28.10.2002
Эрос без Танатоса, Ирина Корнеева, Время МН, 26.10.2002
Страдания пожилого Вертера, Алексей Филиппов, Известия, 26.10.2002
ОН ПОСТОЯННО НАЧИНАЛ ЖИЗНЬ ЗАНОВО, Ирина Тосунян, Литературная газета, 1.10.2002
О месте трагедии, Григорий Заславский, Русский журнал, 29.03.2002
Дискотека в доме Капулетти, Елена Дьякова, Новая газета, 28.03.2002
Любовники смерти, Ирина Алпатова, Культура, 28.03.2002
Любовь в кислотный дождь, Алена Карась, Российская газета, 27.03.2002
Нет повести счастливее на свете…, Елена Ямпольская, Новые известия, 26.03.2002
Из жизни тинейджеров, Алексей Филиппов, Известия, 25.03.2002
Монах и два тинейджера, Артур Соломонов, Газета, 25.03.2002
Любовь где попало, Роман Должанский, Коммерсант, 25.03.2002
Расколдованная сцена, Марина Давыдова, Время новостей, 25.03.2002
В первом чтении, Олег Зинцов, Ведомости, 25.03.2002
Роман Козак о Шекспире В и витамине Т, Павел Подкладов, Ваш досуг, 18.03.2002
Роман Козак: Спектакль — это строчка текста, окруженная жизнью, Ирина Тосунян, Литературная газета, 13.03.2002
Культурный «хит», Итоги, 5.03.2002
Заметки о прошлогоднем снеге, Анатолий Смелянский, Московские новости, 17.01.2002
Ай да цензор, ай да сукин-сан!, Ирина Алпатова, Культура, 24.10.2001
Весь мир — Художественный театр, Лариса Юсипова, Ведомости, 16.10.2001
Академия клоунов, Алексей Филиппов, Известия, 15.10.2001
Удалось, Ольга Романцова, Время новостей, 15.10.2001
По ком каркает ворона, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.2001
К бараньим рогам отношусь иронично, Роман Должанский, Коммерсант, 13.10.2001
Роман Козак приглашает в театр Пушкина, Ирина Корнеева, Время МН, 27.09.2001