ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Портретное фойе

Из жизни тинейджеров

Алексей Филиппов, Известия, 25.03.2002
На премьерах некоторых классических пьес театральный критик чувствует себя медитирующим буддийским монахом. Текст известен наизусть, в голове шевелится память о предыдущих трактовках: двадцать видел сам, о тридцати других читал — весь набор возможных постановочных решений как на ладони. Из-за этого театральные обозреватели регулярно подумывают о самоубийстве: впереди три с лишним часа сценического действия, а ты знаешь не только все предстоящие слова, но и то, как их скажут. Ощущение, не сравнимое ни с чем: кажется, что кусок жизни повторяется снова и снова — до бесконечности… Это присказка, не сказка — рецензия впереди.

Зрителям нет никакого дела до страданий театральных журналистов: гимназии они закончили, но шекспиров, как правило, не читали. Для них текст свеж, чем закончатся веронские разборки, значительная часть сегодняшнего зала не знает. Но берущегося за «Ромео и Джульетту» серьезного профессионала сценическая история обязывает: зал может и не заметить общих мест, зато театральным людям они бросятся в глаза.

Роман Козак, выпустивший пьесу Шекспира в Театре Пушкина, преследовал собственные задачи: он поставил ее на своих студентов, девятнадцатилетних ребят из Школы-студии МХАТ. Спектакль стал молодежным: с музыкой Чайковского соседствуют современные мелодии, веронская молодежь ширяет друг друга ножами, Ромео забивает Тибальта большой железной трубой. Ничего нового в такой осовремененности нет. Шекспира уже ставили в современных костюмах (даже в кино — см. фильм с Леонардо Ди Каприо), действие «Ромео и Джульетты» переносили на городское дно (самым ярким примером будет «Вестсайдская история»). Дело в другом: Козак хотел сделать а) молодежный, б) культурный и в) не затертый предыдущими интерпретациями спектакль. И это ему удалось.

Здесь есть даже то, чего не бывало прежде: папа Капулетти стал комическим персонажем. З. а. России Владимир Николенко играет суматошного, пытающегося казаться значительным, то и дело впадающего в показную ярость человечка — глава рода похож на мелкого служащего, вымещающего на домашних испытанные в офисе унижения. Действие спектакля происходит на каком-то условном юге, герои щеголяют в костюмах с галстуками, майках и бриджах, а таких молодых Ромео и Джульетты на московской сцене не было с досоветских времен. То, как работают Александра Урсуляк (Джульетта) и ставший Ромео Сергей Лазарев, напоминает хорошую учебную работу. Это вносит в постановку совершенно особую (и совсем неплохую) ноту: герои другие, они отличаются от своего окружения. В остальном спектакль добропорядочен, осмыслен… И не в меру длинен — не по хронометражу, а по зрительским ощущениям.

Крепкую, чуть буквалистскую (спектакль поработан до мелочей и явно перегружен деталями — танцами, сценами молодежных тусовок, драками на кулаках, плащах и ножах) постановку не одухотворяют ни большая идея, ни мощные актерские работы. Роман Козак все сделал очень грамотно — вплоть до откровенной, сыгранной с трогательным юношеским старанием эротической сцены. Но почему режиссеру нужно было ставить именно «Ромео и Джульетту», остается неясным.

Получилась театральная стори, адаптированный для восприятия молодежной аудиторией рассказ о печальной судьбе двух подростков. Свою репертуарную нишу премьера наверняка найдет. Но для этого режиссеру придется сокращать спектакль: для легкой, не обремененной особой философией молодежной постановки он чересчур громоздок.
А что Вы думаете об этом?
Пресса
«Без тебя скучно!», Мила Денёва, Комсомольская правда, 9.06.2015
Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения Романа Козака, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2012
«Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007
Игорь Бочкин: Хочу, чтобы режиссер меня любил, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 16.02.2007
Дважды два будет четыре, Наталия Каминская, Культура, 3.03.2005
Душа на просвет, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.03.2005
Враг, который не сдается, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2005
Парфюмер, Елена Ямпольская, Русский курьер, 27.02.2005
Худруки показали актерский мастер-класс, Роман Должанский, Коммерсант, 26.02.2005
Матрица: перезагрузка, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2005
Вражья сила, Дина Годер, Газета.RU, 25.02.2005
Две головы лучше, Олег Зинцов, Ведомости, 25.02.2005
На лыжах по асфальту, Время новостей, 25.02.2005
Что случилось в аэропорту., Глеб Ситковский, Газета «Газета», 25.02.2005
Игра режиссеров, Коммерсант, 18.02.2005
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Черный принц, черный, черный…, Марина Давыдова, Время Новостей № 201, 30.10.2002
Любовь должна быть с кулаками, Елена Ямпольская, Новые известия, 29.10.2002
Слегка абсурдный вымысел, Роман Должанский, Коммерсант, 29.10.2002
В Театре Пушкина открыли дело писателей, Олег Зинцов, Ведомости, 28.10.2002
Эрос без Танатоса, Ирина Корнеева, Время МН, 26.10.2002
Страдания пожилого Вертера, Алексей Филиппов, Известия, 26.10.2002
ОН ПОСТОЯННО НАЧИНАЛ ЖИЗНЬ ЗАНОВО, Ирина Тосунян, Литературная газета, 1.10.2002
О месте трагедии, Григорий Заславский, Русский журнал, 29.03.2002
Дискотека в доме Капулетти, Елена Дьякова, Новая газета, 28.03.2002
Любовники смерти, Ирина Алпатова, Культура, 28.03.2002
Любовь в кислотный дождь, Алена Карась, Российская газета, 27.03.2002
Нет повести счастливее на свете…, Елена Ямпольская, Новые известия, 26.03.2002
Из жизни тинейджеров, Алексей Филиппов, Известия, 25.03.2002
Монах и два тинейджера, Артур Соломонов, Газета, 25.03.2002
Любовь где попало, Роман Должанский, Коммерсант, 25.03.2002
Расколдованная сцена, Марина Давыдова, Время новостей, 25.03.2002
В первом чтении, Олег Зинцов, Ведомости, 25.03.2002
Роман Козак о Шекспире В и витамине Т, Павел Подкладов, Ваш досуг, 18.03.2002
Роман Козак: Спектакль — это строчка текста, окруженная жизнью, Ирина Тосунян, Литературная газета, 13.03.2002
Культурный «хит», Итоги, 5.03.2002
Заметки о прошлогоднем снеге, Анатолий Смелянский, Московские новости, 17.01.2002
Ай да цензор, ай да сукин-сан!, Ирина Алпатова, Культура, 24.10.2001
Весь мир — Художественный театр, Лариса Юсипова, Ведомости, 16.10.2001
Академия клоунов, Алексей Филиппов, Известия, 15.10.2001
Удалось, Ольга Романцова, Время новостей, 15.10.2001
По ком каркает ворона, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.2001
К бараньим рогам отношусь иронично, Роман Должанский, Коммерсант, 13.10.2001
Роман Козак приглашает в театр Пушкина, Ирина Корнеева, Время МН, 27.09.2001