ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Портретное фойе

«Невинный при всей своей массе человек очень тонкий»

Ольга Романцова, Газета, 29.11.2004
Вячеслав Михайлович Невинный отпразднует во вторник свой 70-летний юбилей. Непревзойденный комический актер, с первого взгляда заметный на сцене или в кадре не столько из-за объемистой фигуры, сколько благодаря масштабу таланта, всю жизнь, еще с момента окончания Школы-студии, служит МХАТу. Были у него, конечно, и выдающиеся кинороли (незабываемый Собакевич в фильме Швейцера «Мертвые души», например, или неподражаемо противный Весельчак У в фильме «Гостья из будущего»), но сам он к кинематографу относится снисходительно, на первое место в своей жизни ставя театр. Сейчас из-за проблем со здоровьем он, увы, играет мало, но в его мхатовском репертуаре до сих пор числятся Сорин в «Чайке» и блестящая роль Яичницы в спектакле Романа Козака «Женитьба». О своих встречах с Вячеславом Невинным режиссер Роман Козак, занимающий ныне должность художественного руководителя театра имени Пушкина, рассказал Ольге Романцовой.

- Роман Ефимович, когда вы в первый раз встретились с Вячеславом Невинным?

 — Наша главная встреча была на «Чайке». Олег Николаевич Ефремов ввел меня на Треплева, а Невинный играл Шамраева. У этих героев в спектакле не самые богатые взаимоотношения. Но у нас сложились замечательные закулисные отношения. Он, несмотря на свою, как мне казалось тогда, важность, очень хорошо понимал меня и Лену Майорову — цыплят, которых швырнули в эту звездную компанию. Негласно и незаметно помогал нам и опекал. Потом у нас были другие спектакли: «Иванов» и «Перламутровая Зинаида». Вячеслав Михайлович очень многому научил меня как партнера, я учился у него, даже когда ставил «Женитьбу», а он в ней играл.

- Почему вы пригласили его сыграть роль Яичницы?

 — Потому что другого варианта в природе просто не существует. Все сходится: пьеса Гоголя, МХТ, уникальный артист. Вячеслав Михайлович невероятно правдив и в то же время невероятно фантасмагоричен. Есть хорошие артисты, есть замечательные, а есть артисты-планеты. Он - планета. И я благодарен судьбе, что смог работать рядом с этим человеком.

- Когда Вячеслав Михайлович играет на сцене, он тянет одеяло на себя?

 — Еще как! Но я ничего не могу с собой поделать, мне на это одеяло приятно смотреть. Он накрывает им весь зал. Естественно, когда он играл в «Женитьбе», я как режиссер пытался этому сопротивляться. Иногда получалось, иногда — нет.

- Невинный — послушный артист?

 — Нет. Вячеслав Михайлович мог остановить репетицию и сказать: «Подождите, ребята. Вранье! Тут нужно сделать так». Мог и меня остановить. Особо не стеснялся, он не из стеснительных и осторожных людей, но в то же время очень культурен. Понятно, что репетицию останавливает человек, чье обостренное чувство правды дает право сделать это. Бывало так, что Вячеслав Михайлович шуткой разряжал атмосферу на репетициях, а иногда, наоборот, напрягал. По его реакции всегда легко понять, естественна атмосфера или нет. Невинный при всей своей массе человек очень тонкий. Не замыкается, не отгораживается от жизни и все воспринимает. Он приходил на репетиции в разном настроении. Иногда был грустным, больным, иногда приходил обозленный каким-то эпизодом, относящимся не к репетиции, а к внутренним делам театра или к поведению руководства. А иногда счастливый, озаренный какой-то идеей и очень возбужденный. Я считаю, что так и должно быть. Артист — не робот, а живое существо, и он не может не слышать и не чувствовать дыхание жизни. Благодаря этому и рождаются неожиданные предложения, интересно сыгранные роли, талантливые спектакли. И в то же время, Невинный очень дисциплинирован. Я бы сказал, что он - человек старой школы, жесткой дисциплины и невероятной профессиональной чести.

Мы с «Женитьбой» часто ездили на гастроли. Даже когда я уже не работал во МХТ, театр приглашал меня, чтобы я на гастролях поддерживал уровень спектакля. Обычно после первого спектакля устраивали прием или посиделки. Я их с нетерпением ждал. Юрский, Калягин и Невинный сходились вместе, рассказывали истории, шутили, соревновались и кто кого «переисторит». Это было потрясающее соревнование титанов. Невинный на этих вечерах был настоящим королем. Трудно вспомнить, что именно он говорил. Проще показать. О Невинном вообще нужно не рассказывать, а показывать. Потому что всегда важнее, не что он делает, а как.

- Какую роль вы бы ему предложили? Только отвечайте без раздумий, прямо сейчас.

 — Мефистофеля. Я построил бы его роль так, что он бы вообще не двигался, просто смотрел бы в зал, и этого было бы достаточно.

- Чем актеры старой школы отличаются от новой?

 — Не хочется говорить банальные вещи… Масштабом личности, наверное. Чтобы быть артистом, недостаточно обаяния, красивого голоса, мужественной пластики и романтически спадающих прядей волос. Да, это нравится зрителям и приводит в экстаз женскую часть зала. Но мне кажется, что к этому нужно прибавить еще что-то, что транслируется совсем на другом уровне. Актеры старой школы этим владеют. Но таких людей остается все меньше.
Пресса
Вячеслав Невинный. Биография, РИА «Новости», 30.11.2014
Лучшие роли актера Вячеслава Невинного, Наталья Соколова, Российская газета, 30.11.2014
Смех и слёзы Вячеслава Невинного, Сергей Юрьев, Аргументы и факты, 30.11.2014
Вдова Вячеслава Невинного: Слава пришел жить ко мне с одним чемоданом носовых платков…, Анна Велигжанина, Денис Горелов, Комсомольская правда, 30.11.2014
Всенародный Слава, Александр Мельман, Московский комсомолец, 29.11.2014
… И чайка в память о славе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.09.2012
Памятник на могиле Вячеслава Невинного поставили только спустя 3 года, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.09.2012
Вячеслав Невинный умер с улыбкой на устах, Виктория Катаева, Собеседник, 21.11.2011
Невинная любовь, Марина Шимадина, Известия, 18.04.2011
Вячеслав Невинный. Вспоминая артиста., видеосюжет ВГТРК «Культура», 30.11.2009
Ход к зрительному залу… Вячеслав Невинный, телеканал «Культура», 30.11.2004
Верный, страстный, Невинный, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.11.2004
Косметический ремонт, Нина Агишева, Московские новости, 6.11.2001
«Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001
Статья «Толстый, но Невинный» на сайте «Российский Кто есть Кто», Елена Светлова, по материалам газеты «Совершенно секретно», 1.02.1999