ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Портретное фойе

Коллеги об Андрее Панине

, 7.03.2013
7 марта стало известно о трагической гибели знаменитого актера Андрея Панина. Корреспонденты «Вечерней Москвы» дозвонились до его коллег.

Художественный руководитель МХТ ОЛЕГ ТАБАКОВ: Сам все узнал из новостей. Андрей играет в спектаклях в моем театре. Теперь надо говорить, играл… Ничего пока сказать не могу, да и не хочу. Пока просто не осознаю, что произошло. Андрей Панин — изумительный актер, с потрясающей харизмой и внутренними переживаниями. Извините, пока сказать больше нечего.

 — Погиб Андрей Панин. .. Потрясающий актер. Когда мы снимались с ним в «Бригаде», он напоминал мне молодого Николсона.. Потрясающий, очень сильный партнер в кадре, — написал СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ на своем сайте. — Очень жаль, очень жаль… жаль по-человечески. Ему так мало лет было. Сколько бы он успел еще сделать как актер и как режиссер. Посмотрите его режиссерскую работу «Внук Гагарина» — замечательная, пронзительная картина. Это потеря для нашего кино. Светлая память Андрею… Я счастлив, что работал с ним. 

Актриса ИРИНА АПЕКСИМОВА: К сожалению, мы давно с ним не виделись и не общались… Я не знаю, как он жил последнее время… Он талантливый человек… Он был замечательным артистом и замечательным человеком — легким, родным, близким, хулиганом в хорошем смысле слова. И главное — он был верным другом….

АЛЛА ПОКРОВСКАЯ, народная артистка России, профессор Школы-студии МХАТ, педагог на курсе, где учился Андрей Панин: Я настолько потрясена… Только сейчас от вас узнала… Неужели, это правда?.. Боже мой… Андрей был выдающимся артистом в кинематографе по количеству и качеству сыгранных работ. Удивительно одаренный человек. Удивительно неспокойный, все время ищущий какие-то новые пути и возможности. И для меня… Я его не учила — просто была на этом курсе педагогом. Но с ним всегда была в хороших отношениях. Он мог бы быть замечательным педагогом. Он даже пробовал когда-то преподавать, но потом у него появилось огромное количество предложений, и он ушел в кино. Но на самом деле, это был очень разносторонний, необычный человек, как и любая одаренность, привлекающий к себе внимание. Своей необычностью он выбивался из всех артистов. Он ведь и очень хорошим театральным актером был, но ушел из театра. Но в театре у него сыграна замечательная роль в спектакле Романа Козака «Академия смеха» в Театре им. Пушкина, где он играл с Николаем Фоменко. Это была выдающаяся его роль. Когда актер живет, его не очень славят. Я понимаю, что славить не надо, но надо понимать, что живут такие необычные актеры. К ним надо привлекать больше внимания, исследовать их дарование хотя бы. Вот дарование у Андрея было необычным, необыкновенным. При том, что он очень простой человек, но в то же время у него очень подвижные мозги, очень умный человек. Поэтому он умел и понимал человеческую психологию, отчего так хорошо и играл совершенно разные роли. Он понимал людей… Не могу больше говорить… Я в потрясении. .. Какой кошмар…

Режиссёр ДМИТРИЙ АСТРАХАН:

 — Дмитрий Хананович, когда вы познакомились с Андреем?

 — Все началось с того, что мы с супругой были в Минске, где я снимал кино. Однажды моя хорошая знакомая привела двух парней-артистов, оба неизвестные. Один из них представился: Андрей Панин. Я про такого совсем ничего не знал. Они пришли со съемок, что-то отмечали, все были немножко навеселе. Мы сидели дома и разговаривали, Андрей больше молчал, сказал буквально несколько слов, как-то пошутил, а потом разговор перекинулся на чисто профессиональные темы, уж не помню почему. И тут он начал говорить какие-то очень толковые, серьезные вещи. Не видя его ни на сцене, ни на экране, я сразу понял, что я имею дело с профессионалом высшего класса, человеком, до глубины понимающим профессию, суть нашего ремесла. Я почувствовал мощного человека! Разница между Андреем и вторым артистом была разительная. Помню, он вышел от нас, а я сказал своей жене: «Большой артист!». Она только улыбнулась: «Ты же не видел его!». Спустя много лет мы с ней вспоминали этот случай, и жена спросила: «Дима, а как ты тогда его „вычислил“, почувствовал?». А все просто: Андрей действительно сказал о профессии несколько таких тонких и редких вещей, которые я редко от кого слышал. И в нем уже тогда чувствовалась мощная энергетика.

 — И вы захотели с ним работать?

 — Не сразу. Наша совместная работа началось несколько лет спустя, с моего комедийного антрепризного спектакля с Сашей Абдуловым, Ириной Алферовой, Еленой Прокловой «Все проходит», где Андрей играл пьяного адмирала, точней, актера-пьянчужку, нарядившегося адмиралом… В том спектакле все просто замечательно играли, ну а Панин просто блистал, хоть и роль была эпизодическая. Я понимал, что его можно смело позвать на главную роль, что и сделал, когда в рамках театра «Антреприза Александра Абдулова» мы поставили еще один спектакль — «Семейная идиллия» («Непростая история из личной жизни»), в котором Панин уже играл главную роль, а на сцене у него были замечательные партнерши: Елена Проклова, Вера Сотникова, Ирина Лачина. И там он снова блистал.

 — Так случилось, что на съемках фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» вы встретились уже как два актера: Панин играл доктора, а вы - прохиндея-администратора… Причем, для вас это была чуть не первая большая роль в кино!

 — Да, на съемочной площадке «Высоцкий» мы встретились как два артиста, по этому поводу много прикалывались. Не только он, но и вся съемочная группа надо мной иронизировала, как над «молодым актером». Но Панин смотрел какие-то сцены со стороны и давал мне очень дельные советы, чисто актерские, которые даже режиссер не всегда знает. И все его советы были просто в точку. Актер от Бога, что тут скажешь! Актерская судьба его складывалась счастливо. Он сыграл прекрасные роли, практически всюду сохранив свою особенную индивидуальность. Он прекрасно работал как актер, хотя все мы знали, что Андрей страдал известным старым актерским недугом, сгубившим не один настоящий талант. Говорят: «не по таланту пьешь», а он и жил, и пил по таланту. Как-то очень по-русски… В своем поколении артистов он был удивителен именно в актерском масштабе. Не был замкнут на одном амплуа: мог играть комедию, трагедию, драму, фарс… Панин был масштабным артистом, которому легко давались самые разные, самые сложные роли. Это большая потеря, что такой артист ушел, и так обидно, что ушел молодым, полным сил, перспектив человеком. Что такое 51 год для актера? Самый расцвет! Ему бы еще работать и работать.

 — Панин ведь родился в Новосибирске, жил на Урале, потом в Кемерово… Сибирская закалка ему помогала в жизни?

 — Он был натуральный, настоящий. Не знаю, за счет сибирской закалки, или еще чего-то, но он был подлинный. Ироничный, но не злой — добрый, душевный. В нем была страсть, щедрость, он тратился в партнерстве, с ним было легко работать. Легко шел на импровизацию, подхватывал и углублял тему, образ. Был в нем какой-то скрытый драматизм, своя яркость, свой смысл. Такое наблюдаешь только у тех, кто на своем месте, занимается делом своей жизни.

 — Вы сейчас кусаете локти, что не сняли его в своих фильмах?

 — Я всегда очень радовался за Андрея: он и без меня сыграл множество прекрасных и великолепных ролей.

 — А вы в курсе, что он сыграл Доктора Ватсона в новом «Шерлоке Холмсе»?

 — Все, кто видел фрагменты, был на съемочной площадке, в один голос говорят: прекрасная роль! Я пока не видел. Хотя сам Андрей мне увлеченно рассказывал, что он играет Доктора Ватсона, что ему очень интересно работать над этим проектом, и должно получиться что-то настоящее, неожиданное. На выходе и еще несколько очень интересных сериалов и фильмов с Андреем. Думаю, только сейчас, когда выйдут новые картины, когда вновь покажут на ТВ какие-то старые фильмы с ним, мы все поймем, какой редкий человек и актер жил вместе с нами.

Актриса ЮЛИЯ МЕНЬШОВА: Очень трудно найти какие-то слова… Это более чем неожиданное событие. .. Не приходит сейчас в голову ничего, кроме банальных слов… Это очень печально, ведь впереди у него было все. Он был невероятно талантливым человеком, причем с самых-самых первых шагов — еще в институте, когда он только-только вступил на этот путь. Тогда он был одним из самых сильных студентов, одним из лидеров нашего курса, самым талантливым. Впереди у него было много работы, его ждало много успеха, много признания. .. Это огромная потеря для нас. И огромная потеря для детей, которые очень любили папу…

Режиссер ГРИГОРИЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ: Я в шоке от этих известий, это был блистательный артист, которого поцеловал Бог. Мы вместе не успели поработать, к сожалению, но отношения были приятельские. Собирались сделать один проект, но… не успели. Он был очень жизнерадостным человеком. Андрей был, конечно, не простым человеком, но его все любили. Очень жаль, что он ушел. Это был один из лучших российских актеров. Я, во всяком случае, не могу назвать ни одной его неудачной роли. Ужасно жаль.

Актриса ОЛЬГА БУДИНА: Мы потеряли выдающегося артиста и замечательного человека. На сегодняшний день у меня это не укладывается в голове. И к этому невозможно привыкнуть. И я могу сказать, что нам всем его будет очень не хватать. И прежде всего, зрителям. И семье — у Андрея осталось двое замечательных детей. Ком в горле стоит. Правильных слов не находится… Очень тяжело, сложно и непостижимо в это поверить. С Андреем мы снимались вместе в нашумевшем и любимом всеми сериале Александра Митты «Граница. Таежный роман». Помню, как снималась сцена у постели больной Альбины, которую играла Рената Литвинова. Она по сюжету была без сознания, а Андрей (точнее, его герой, майор Вячеслав Ворон) пришел в больницу навещать жену. И вот операторы не могли совсем снимать — Андрей так проникновенно произносил свой монолог, что операторы плакали и теряли фокус на камере… А теперь, получается, мы плачем — мы потеряли фокус… не знаю, на какое время…

Режиссёр КАРЕН ШАХНАЗАРОВ: Я в шоке. Не могу даже как-то смириться с этой мыслью. Абсолютно она не укладывается в голове. В расцвете сил, на подъеме, талантливый необыкновенно человек во всех отношениях. Своеобразнейший актер. Со своим каким-то неповторимым стилем, с особенной пластикой, языком. Какая-то нелепая смерть. Я с ним работал три картины: «Всадник по имени Смерть», главную роль он играл у меня, «Яды» и «День Полнолуния». Первую свою роль в кино он играл у меня в этом фильме, кстати. Довольно поздно он свой путь в кино начал, потом он стал блистательным актером, играл десятки ролей, такие образы создал. Он - человек, который сам себя сделал, приехал откуда-то из Сибири, как-то он пробивался и долго не мог пробиться, так что, все его успехи были заслужены и заработаны тяжелым трудом. Прекрасный профессионал. В общем, это конечно действительно огромная потеря. Всегда, пока жив человек мы избегаем громких слов. А сейчас я скажу — это был выдающийся мастер. Один из лучших мастеров, актеров, среднего возраста уже. Огромная утрата.

 — Карен Георгиевич, в связи с такой странной гибелью Панина, ходят слухи, что это могло быть убийство…

 — Он не был конфликтным, никогда. Вы знаете, он был закрытым человеком, он был в себе. Но я с ним проработал три картины, это много, можно сказать, что это несколько лет жизни. Никогда у меня с ним не было даже намека на конфликт. Он не был капризным, ничего никогда не требовал. У него не было звездной болезни, он даже избегал гламурного мира. Он занимался своим делом, которое очень любил и был предан этому. Но, я даже намека на конфликт или агрессию не видел.

 — Приношу вам глубокие соболезнования. 

 — И я вам. Потому что это потеря для всей страны.

Одну из своих лучших ролей Андрей Панин сыграл в фильме «Преступление и наказание» петербургского режиссера ДМИТРИЯ СВЕТОЗАРОВА. 

 — Дмитрий Иосифович, Панин сыграл десятки прекрасных ролей, но когда я думаю об Андрее в кино, почему-то первым делом вспоминаю именно пристава следственных дел Порфирия Петровича в вашем фильме 2007 года… Вы согласны, что это его лучшая роль?

 — Поймите, мне оценивать свой фильм не скромно. Но что касается его роли, я считаю, что эта работа, как минимум, блестящая. Как минимум… По-моему, он превзошел Иннокентия Михайловича Смоктуновского, который в свое время блистал в этой роли в фильме «Преступление и наказания» Льва Кулиджанова. Могу открыть небольшую тайну: когда, взявшись за Достоевского, я стал думать об исполнителях, то первая и стопроцентная кандидатура, которая всплыла — Андрей Панин. А ведь мы к тому времени даже не были знакомы. На мой взгляд, это удивительное совпадение темперамента, пластики, психики, даже произнесения слов. Ваш звонок застал меня в студии — мы сейчас работаем на озвучании моей новой картины «Снегурочка», и я вспоминал сегодня, как работал Андрей Владимирович — с профессиональной точки зрения, это было удивительно. Обычно актеры пишут звук фразами, а то и целыми абзацами, диалогами, а Андрей писал буквально по слогам и словам. Причем, он постоянно искал какие-то нюансы, которые даже мне порой были не слышны. Я поражался, что же выйдет из этого звучания, когда мы складываем фразы буквально по слогам… Но потом, когда все удивительным образом сложилось, поразился еще больше: все было филигранно сделано, огранён каждый звук, каждое слово, каждое междометие. Я в кино всю жизнь, с раннего детства (Светозаров — не только прекрасный мастер, но и сын легенды советского кинематографа — режиссера Иосифа Хейфица. — Прим. Авт.), но, честно признаюсь, работа Панина в студии звукозаписи была удивительной и совершенно непривычной техникой.

 — Дмитрий Иосифович, а вы меня наповал сразили своим признанием, что Панин переиграл Смоктуновского! Впервые слышу, что кто-то мог сыграть лучше гениального Иннокентия Михайловича…

 — Понимаете, театр и кинематограф — две стихии, весьма не похожие, а то и противоположные. В театре режиссер, имеющий, как правило, дело с постоянной труппой, вынужден выбирать из имеющегося у него состава актеров, и так или иначе приспосабливать актера под роль, искать актера нужного размера, чтобы он влез в костюм этой роли. В этом смысле у режиссера кино есть огромное преимущество — я волен выбирать из всего разнообразия актерских дарований. И я всегда ищу наибольшего совпадения, профессионально говоря, психофизики актера и персонажа. Должен вам сказать, что в этом смысле внутреннее совпадение натуры, природных данных и психического строя Андрея значительно ближе к образу Порфирия, чем у Смоктуновского. Иннокентию Михайловичу все-таки приходилось приноравливать себя, учитывая разный характер их темперамента, второго и третьего плана. Просто Панин ближе изначально к Порфирию, нежели Смоктуновский, хотя оба актеры огромны по масштабу личности. Вообще если говорить о темпераменте дарования, то Панин мне напоминает другого великого актера, с которым мне посчастливилось работать — Олега Ивановича Борисова (в фильме «Прорыв» — Прим. Авт.). Из ряда великих русских актеров, если подбирать, наиболее близкую Андрею фигуру, то им был, безусловно, Борисов.

 — Кстати, тоже при жизни недооцененный, фактически изгнанный из БДТ!..

 — Конечно. Если бы мне пришлось снимать в ту пору, когда Олег Иванович был жив, то он был играл роль Порфирия Петровича.

 — А ведь, действительно, в Смоктуновском в роли Порфирия среди прочего проскальзывало какое-то любование собой, а Панин словно растворился в этом образе…

 — Понимаете, я не люблю высокий штиль, все время ищу низких сравнений, и вот сравнение с костюмом тут наиболее близко. Эта роль «сшита» по Панину. То, что касается Смоктуновского, там был чуть-чуть не его размер, то ли маловат, то ли великоват, то ли рукава коротки, но чуть-чуть на нем не сходился. Панин не растворился, а где-то играл одну из ипостасей своего нутра. Андрей ведь был человек очень не простой, сложный в общении, и к нему довольно сложно было приспособиться по-человечески. По-видимому, Порфирий — это одна из внутренних личин Панина, как человека.

 — На недавнем творческом вечере в Петербурге Елена Яковлева, сыгравшая в вашей картине роль Пульхерии Ивановны Раскольниковой, вспоминала, как трудно давался ей текст ее героини. Актриса говорила, что никогда не испытывает сложности с запоминанием текста, а тут никак не могла запомнить, все время спотыкалась о язык, которым говорят герои Достоевского. Намаявшись, поделилась своей проблемой с Александром Балуевым, игравшим Свидригайлова, и услышала от коллеги: «У меня та же история!» Скажите, а у Панина не было сложностей с запоминанием текста Достоевского?

 — У Панина абсолютно не было. Он не всегда был готов к съемкам, по известным причинам, о которых сейчас мне не хотелось бы говорить, но в тот момент, когда он был готов — это было стопроцентное попадание. Лена Яковлева, кстати, тоже немножко кокетничает: я ни секунды не замечал в ней этого. У Балуева, да, были проблемы с текстом, но эти проблемы шли от того, что изначально текст у Свидригайлова огромный, там целые страницы его монологов в трактире, в комнате Раскольникова. Хотя, конечно, текст Достоевского, действительно, труден, потому что он воспроизводит индивидуальную речь не столько персонажа, сколько самого Достоевского, а этой речи уже 150 лет, характер языка, характер интонаций, да всего-всего — изменился.

 — Такие актеры, такие роли!.. Но, простите великодушно, почему же ваш фильм не «выстрелил», не вызвал такого мощного резонанса, как тот же «Идиот», экранизированный Владимиром Бортко в 2003 году?

 — Мне трудно сказать. Это, может быть и в какой-то степени моя судьба, как режиссера… Кто знает. Я сейчас могу сравнивать лишь судьбу «Преступления и наказания» и судьбу «Идиота». Мало кто знает, что в одном из писем Николаю Николаевичу Страхову, Достоевский писал: «Я изговнял роман», и он был очень недоволен в результате тем, что вышло… К тому же Бортко и его продюсеры вытащили из «Идиота» мелодраматическую «подзвучку». Знаете, что такое экранизация? Это, говоря современным языком, эквалайзер, дирижирование многими голосами, тем более что Достоевский, по Бахтину, полифоничен, одни голоса можно приглушить, а вытащить другие. Также можно вытащить одни мотивы и приглушить другие. Вот мне кажется в «Идиоте» Бортко была «вытащена» мелодраматическая основа Достоевского, я же в «Преступлении и наказании» хотел воссоздать всю сложную полифонию этого романа, изначально идя на то, что это будет вещь довольно сложная для восприятия. Возможно, и в этом причина…

 — В любом случае, если по другим актерам, в частности, по исполнителю роли Раскольникова Владимиру Кошевому, у меня были вопросы, то игрой Панина я был сразу восхищен, понимая, что еще и плод вашей совместной работы…

 — Как бы то ни было, но мне очень приятно, что по моему фильму в Японии изучают Достоевского. И японцы знают Порфирия Петровича именно по игре Панина.

 — После «Преступления…» желание еще работать с Паниным у вас было?

 — У меня есть понятие «труппы», но не в театральном смысле, а в кинематографическом. Под «труппой» понимаю узкий круг актеров, которые мне близки, интересны, которых я готов ставить в будущих «заездах». И вот к этой моей виртуальной труппе, конечно же, принадлежал Андрей Панин. Я очень на него рассчитывал, не могу сейчас сказать в каких ролях, но это был мой артист.

 — Интересно, а в новом своем фильме «Снегурочка» в роли профессора, который бросает все, влюбившись в юную блондинку (ее играет отличный театральный актер БДТ Валерий Дегтярь), вы могли бы представить Панина?

 — Нет, не мог. Потому что Дегтярь играет воплощение мягкого питерского интеллигента, Андрей был значительно жестче, я бы даже сказал «жесточе». Его актерская мягкость — это был первый слой. Отсюда и родился Порфирий: внешне мягкий, как кошка, а внутри жесткий, как железо. Такого, как Панин, молодая блондинка бы не провела — тут другой случай. Теперь уже бессмысленно загадывать, и безумно жалко, что теперь мне не удастся позвонить ему и попросить, как я обычно говорю, «помочь» мне, уже не получится. Ведь таких артистов, как Андрей, я думаю, можно перечесть по пальцам одной руки. В связи с этим хочу вспомнить Константина Леонтьева (российский философ, публицист. — Прим. Авт.), который говорил, что на Руси святых через одного, а порядочного человека не сыскать. Вот на Руси «звезд» масса, а больших артистов можно перечесть на пальцах одной руки…

 — У Андрея Панина были ведь одно время и режиссерские амбиции. Как раз в период вашей работы над Достоевским в 2007 годы он вместе с Тамарой Владимирцевой снял как режиссер фильм «Внук космонавта», где сам сыграл одну из главных ролей. Вы наверняка говорили с ним о режиссерской профессии!

 — Я не видел фильма, который поставил Андрей, и мы об этом не говорили, возможно, для него это была больная тема. Но, дело в том, что существует теория видов искусств, которая вкратце сводится к тому, что один вид искусства, стремясь в сферу соседнего, близкого ему, престает быть тем, чем он был, и не обладает качествами другого. Грубо говоря, поэзия, стремящаяся к музыкальности, перестает быть поэзией, не становясь музыкой. Мне кажется, то же самое можно говорить о творческих профессиях — артист, стремящийся в близкую к нему, но все-таки не его, сферу, режиссуру, редко становится хорошим режиссером. И даже картина Бена Аффлека"Операция «Арго», несмотря на «Оскар-2013», на мой взгляд, это наглядно демонстрирует…

Режиссёр ПАВЕЛ ЧУХРАЙ: Андрей Панин — один из любимейших моих актеров и настоящий соратник в кино. Для меня его уход — это огромная потеря. Но, как я понимаю, не только для меня, но для всех его друзей, коллег, всех, кто с ним работал. Показательно, как сейчас всколыхнулась вся страна — блогосфера, СМИ, телевизионный каналы, газеты… Все так или иначе откликнулись на эту печальную весть. И это говорит о том, что он занимает очень важное место в нашей культурной жизни. Конечно, он недооцененный. Но фильмов у него много, и они будут еще долго идти. И для меня работа с ним была счастьем, потому что роль в «Водителе для Веры» я писал на него. Я представлял себе именно такого героя. Когда я писал его поступки — я видел Андрея Панина. И поэтому было очень легко работать — он человек работоспособный, увлеченный и очень скромный на площадке. Он никогда не капризничал, не выказывал своего недовольства — всегда с юмором. В этом смысле самая большая благодарность и теплые воспоминания о нем остаются… К сожалению, последние два года мы с ним мало пересекались… До этого я предложил ему роль в своей картине «Русская игра» по Гоголю. Но он в это время снимал фильм как режиссер и был очень увлечен и делить время не мог. И я только радовался за то, что он нашел себя в новой творческой жизни в качестве режиссера. Может быть, у него не так громко складывалась режиссерская жизнь, как актерская… Но актер он был замечательный. Я видел в театре его гротескные роли — они всегда были просто безумно искрометные, смешные, с ощущением жанра. Он вообще — актер, который очень чувствовал жанр. У него была потрясающая интуиция… Уже позже я узнал — он родился в 1962 году. А наш фильм «Водитель для Веры» рассказывает именно об этом времени — когда Андрюше было полгодика. Он прекрасно ощущал это время, его тонкости ему не надо было расшифровывать, нет… Он сразу все понимал… Большое счастье работать с такими актерами и большое горе их потерять…

Актёр ЛЕОНИД БИЧЕВИН: Самое светлое мое воспоминание о работе над фильмом «Морфий» Алексея Балабанова — именно партнерство с Андреем Паниным, знакомство с этим удивительным человеком. На съемках всегда царила очень теплая атмосфера. И хотя Панин мог быть каким-то закрытым, дистанцированным (все мы так можем вести себя в какие-то моменты), но от него никогда не веяло холодом. Он всегда был теплым — такого оранжевого настроения человек. Для меня, во всяком случае. Минусов я не знал и не видел… Я с ним был мало знаком… Но я всегда помню и с гордостью буду вспоминать, что работал с таким замечательным актером. Помимо лучших человеческих качеств, он был уникальным актером. Мне казалось, что это просто экстраординарного таланта и одаренности человек. Я таких — его возраста и даже младше — не знаю. Таких — нет. Жаль только, что он не успел сделать всего того, что мог сделать. Не до конца реализовался. И я всегда буду вспоминать о нем как об одном из лучших актеров современности. Это очень горькая потеря…

Продюсер ЕВГЕНИЙ ФРИДЛЯНД: Мне очень стыдно! Много лет назад я, абсолютно зашоренный своим шоу-бизнесом, сказал своему другу и земляку Саше Корчинову, который сидел десять лет с Андреем Паниным за одной партой, нехорошо об Андрее. Якобы мне его жаль, что роли он играет однотипные и сам чуть ли не одинаковый в них во всех. А что я мог сказать, если в театр не ходил, с Андреем встречался по гостиницам, а на отдыхе — по баням. Когда же я более пристально стал следить за своим товарищем, мне как откровение стали телепередачи «Интервью с Андреем Максимовым» и «Серебряный шар» Виталия Вульфа. В первой Панин для меня открылся не только как большой актёр, но и как талантливый режиссёр и даже театральный теоретик! А Виталий Вульф заставил меня просто рыдать, столько похвалы и превосходной степени я никогда не слышал от Вульфа не только о молодых и современных артистах, но даже о мэтрах и легендах! И действительно, из нынешнего поколения он был самым ярким и востребованным актёром. В памяти всплывает малюсенькая, но гениально сыгранная роль в «Жмурках». Играл он настолько достоверно и точно, что казалось, Андрей и в жизни такой же как его персонажи. А в жизни он был мягкий, добрый и очень скромный! Я очень хотел его снять в клипе. Это была наша последняя встреча. Я привёз его домой, заставил слушать новую песню группы «Ассорти». Сценарий и раскадровка были сделаны под него. Он мялся, ему было неудобно отказывать, но потом он сказал: «Жень, ты хочешь, чтобы я сыграл героя-любовника с пятью девочками и меня выгнали из дома?». Этот аргумент был убедителен! Больше мы не встретились. Андрюшка, я зла на тебя не держу! В сердце только восхищение и любовь! И светлая память!

Андрей Панин не успел завершить работу над тремя фильмами. В сериале «Гетеры майора Соколова» актер сыграл только две трети эпизодов (его герой возглавлял разведгруппу из юных красавиц, которая должна была в 1939 г. уничтожить пробравшуюся в СССР диверсионную банду). В сериалах «Шерлок Холмс» и «Бомба» он снялся, но не успел озвучить роли. Режиссер «Бомбы» ОЛЕГ ФЕСЕНКО рассказал «Вечерке», как он планирует выйти из положения. 
 — Если телевидение пойдет на уступки и не будет придираться к качеству звука, мы оставим его голос. Если канал скажет, что это не устраивает его по техническим причинам, тогда будем обсуждать. Я буду бороться за то, чтобы оставить его голос, потому что переиграть Панина невозможно. Большая часть роли идет на английском языке, а мало кто умеет играть на иностранном языке, со всеми нюансами хорошей актерской игры. Надеюсь, мне пойдут на встречу. В сериале Панин сыграл русского эмигранта Донперского, много лет живущего в Америке. Действие происходит в 1941 г., его будущий зять, американец курсант морской пехотинец Стэнли Либер, пропадает без вести. А женитьба дочери для Донперского связана с обретением солидной суммы денег. И Донперский предлагает советской разведке выгодное сотрудничество. Советскому студенту Ивану Гучкову меняют внешность, создают легенду и засылают в Америку, выдав за вернувшегося Стенли Либера. Разведчик Гучков должен проникнуть на завод по обогащению урана в Неваде.

Получается, что Панин опять сыграл злодея. Режиссер это не отрицает, но в то же время не полностью соглашается.

 — Действительно, Панина ценили за его возможности очень тонко создавать злодеев, — говорит Олег Фесенко. — Он обладал отрицательным обаянием. Но хотелось бы подчеркнуть и нотки доброты, которые есть в его герое. Он действует в предлагаемых обстоятельствах. Он понимает, что если его зять не объявится, у него нет другой возможности получить эти деньги из банка. А нашим разведчикам это на руку, потому что заслать агента в США очень трудно.

По мнению Олега Фесенко, несмотря на то, что Андрей Панин сыграл почти в 8 десятках фильмов, его талант так и не был полностью раскрыт режиссерами, все предпочитали эксплуатировать его злодейскую «харизму».

 — Он как раз вышел на уровень, в котором мог бы сниматься в серьезных ролях, — говорит Олег Фесенко. — Из него мог бы выйти идеальный Гамлет. У него также все рвалось внутри: быть или не быть. И внешность у Панина была подходящая: Гамлету было около 36 — 38 лет, во времена Шекспира он бы выглядел как раз как нынешний 50-летний человек. У меня была мысль сделать с ним «Гамлета». Теперь уже не придется…
Пресса
Смертельный номер Андрея Панина, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 21.03.2013
Андрея Панина проводили в последний путь аплодисментами, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2013
Москва прощается с Андреем Паниным, видеосюжет ИТАР-ТАСС, 12.03.2013
Москва простилась с Андреем Паниным, Елена Юринская, Российская газета, 12.03.2013
В Москве простились с Андреем Паниным, видеосюжет телеканала «Вести», 12.03.2013
В Москве прощаются с актером Андреем Паниным, видеосюжет телеканала «Звезда», 12.03.2013
В Москве прощаются с Андреем Паниным, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.03.2013
В Москве прощаются с актером Андреем Паниным, видеосюжет Пятого канала, 12.03.2013
Евгений Гришковец о кончине Андрея Панина, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 10.03.2013
Не стало Андрея Панина, видеосюжет телеканала «Культура», 7.03.2013
Коллеги об Андрее Панине, Вечерняя Москва, 7.03.2013
Нет хлеба — дайте зрелища. Последнее интервью Андрея Панина, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 8.11.2012
Андрей Панин в программе «Встречи на Моховой», Пятый канал (Санкт-Петербург), 6.06.2010
Андрей Панин в театре «Встреча», видеосюжет Студенческого телевидения КемГУ, 22.03.2010
Андрей Панин: Стал актером благодаря женским колготкам, Мария Березина, Родная газета, 21.04.2006
Мой серебряный шар. Андрей Панин (2006), Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2006