ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Портретное фойе

Табаков против Лицемерия

Елена Ямпольская, Новые Известия, 6.01.1998
«Табакерка» растет. Обаятельная молодость позади, на пороге матерая зрелость. В программке «На всякого мудреца?» практически нет фамилий без титулов. Как минимум «заслуженный артист». Иногда к нему добавляется еще и «лауреат государственной премии». В репертуаре такого солидного коллектива солидного Маленького Драматического театра уже пора было бы появиться не менее весомому и безусловному названию. А что может быть респектабельнее «Мудреца»?

Табаков, в очередной раз прельстившийся роль постановщика, по его собственным словам, к респектабельности и традиционности именно и не стремился. Он вроде бы хотел, наоборот, порушить каноны и возвести на классицистских развалинах новое здание «Мудреца». В итоге получилось, примерно как у Церетели: странновато, но узнаваемо.

Основные коррективы, внесенные Табаковым в привычную трактовку «Мудреца» — возрастные. Молодая Мамаева (Марина Зудина), ее достаточно молодой муж (Михаил Хомяков) и Крутицкий, который, несмотря на все старания Евгения Киндинова и его гримера, больше чем на шестьдесят пять не тянет. У зрителя, давно приспособившегося к другому раскладу, в голове начинается путаница. Если Нил Федосеич Мамаев молод, тогда откуда него эта страсть к поучениям, эта педагогическая изжога?.. если Клеопатра Мамаева молода и хороша собой, о она — и то, и другое несомненно, то что за кремень тогда Глумов, обманывающий ее на каждом шагу с хладнокровной жестокостью?.. При этом надо учесть, что Глумову — Сергею Безрукову чуть больше двадцати и негде, и некогда ему было освоить науку подлого обольщения в таком совершенстве?

Что касается Крутицкого, он, увы, просто не смешон. Хрестоматийные сцены «Мудреца» — например, разговор Крутицкого с Мамаевым — свидетельствуют в пользу более характерного возрастного решения. Достаточно вспомнить хотя бы Лебедева и Басилашвили в спектакле БДТ. 

Но в конце концов лета героев пусть будут на совести постановщика. Олег Табаков, как я уже однажды писала, все-таки актер по щучьему велению, а режиссер — по своему хотению, и его новые постановочные опыты не меняют, а лишь подтверждают этот тезис. Что же в таком случае остается в положительном остатке?

Ну, во-первых, несколько очень хороших актерских работ. Начинать перечисление следует с Зудиной. На мой взгляд, это одна из лучших, а может быть, и вообще лучшая ее работа в «Табакерке». Вот кому определенная зрелость — и профессиональная, и женская — идет на пользу. Роль, не без пристрастных усилий режиссер, насыщена эротикой до такой степени, что волнующие флюиды идут в зал даже во время беседы двух женщин — Мамаевой и Глумовой.

На роль Егора Глумова изначально были назначены сразу два лауреата Госпремии, но Евгений Миронов репетирует сейчас у Валерия Фокина и введется в «Мудреца» в лучшем случае в марте. Если не введется, закапризничает и передумает, будет очень и очень жаль. Как очень и очень жаль Владимира Машкова, которому активная кинодеятельность помешала сыграть Крутицкого. Равноценного характерного актера в «Табакерке» нет? Миронова, кстати, хочется посмотреть в «Мудреце» не потому, что Безруков слабее. Вовсе нет. Просто интересно.

Безруков работает хорошо, с толком, свежо и остро. Особенно обнадеживающий разгон он берет сначала: в первой сцене Глумов действительно «умен, зол и завистлив» до отвращения. Продержаться в таком качестве ему удается недолго — явившись страшным человеком, Глумов дальше живет на сцене обаятельным притворяшкой, разве что с воспаленными от ночной писанины глазами. Но все же первый опыт Безрукова предстать пред публикой в отвратительной личине — это гигантский прогресс для молодого актера.

Едва ли не самое яркое актерское событие «Мудреца» — крохотная, почти эпизодическая роль гадалки, доставшаяся Наталье Журавлевой. Законченный характер, вполне целостный образ, чуть ли не биография на десятилетия назад и вперед — и все это за десять минут.

Спектакль Табакова не слишком смешон, возможно, потому, что он не про Глумова, Мамаеву, Крутицкого или Турусину (еще одна удачная работа Ольги Блок-Миримской). Главный герой этого «Мудреца» — Его Величество Лицемерие. 

Табаков никогда не расскажет всего, что знает о лицемерии, то есть о примерке разных лиц, но можно догадаться, что знание его обширно. Это, наблюдая премьеру из зала, он довольно фыркает, хмыкает, гыкает и издает целый ряд звуков, для который глаголов пока не придумано? А когда ставил, наверное, было страшновато? И у зрителя в какой-то момент дрожь пробегает по коже: а ведь у меня-то в душе, в самой глубине, лежат глумовские зернышки. Лежат, зреют и время от времени всходы дают? Чаще, чем хотелось бы.

Хотя, впрочем, может быть, все это только фантазии. Ведь большинство наших проблем от того. Что у нас на всякую простоту довольно мудрецов.
Пресса
В Камергерском переулке столицы раздавали «Чаек», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 30.10.2012
«Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004
Легкое дыхание, Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004
Четвертая стена, пятая стена, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.05.2004
Радость, которой не миновать, Дина Годер, Газета.Ru, 20.05.2004
«Дядя Ваня» против «Чайки», Марина Райкина, МК, 20.05.2004
Деревенский романс, Алена Карась, Российская газета, 20.05.2004
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
И ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ?, М. Кузнецова, Нижегородские новости, 23.06.1998
Но умный человек не может быть не плутом, Ирина Алпатова, Культура, 22.01.1998
Табаков против Лицемерия, Елена Ямпольская, Новые Известия, 6.01.1998
МОЛОДЫМ ОСТАЛОСЬ ТОЛЬКО «ПЕПСИ»?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.12.1997
Психотерапия от Житинкина, Елена Курбанова, Московская Правда, 22.11.1995
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости