Чайка
МХТ
Теннесси Уильямс
Сцены из городской жизни
Основная сцена, 19:00
В спектакле заняты:
Марина Зудина, Ирина Пегова, Михаил Пореченков, Михаил Трухин, Денис Бобышев и др.
19 апреля
Сбор труппы 23 апреля


23 апреля в 12.30 в МХТ состоится общий сбор труппы. Коллективу будет представлен новый художественный руководитель театра — Сергей Васильевич Женовач.

Аккредитация прессы: pressamxt@yandex.ru, + 7 495 692-29-97
18 апреля
100-й спектакль «Дыхание жизни»


Сегодня, 18 апреля, спектакль Елены Невежиной «Дыхание жизни» будет сыгран в 100-й раз! Поздравляем всех создателей и участников спектакля с этим прекрасным событием!
17 апреля
«Слава». В рамках лаборатории «После революции (драматургия и проза 1920-1930-х)»


Московский Художественный театр имени А. П. Чехова в рамках режиссёрской лаборатории «После революции (драматургия и проза 1920-1930-х)» представляет эскиз спектакля «Слава» по пьесе Виктора Гусева.

Показы состоятся 25 апреля (начало в 14.00) и 26 апреля (начало в 19.00) на Новой сцене МХТ. 

Режиссёр Михаил Рахлин
В ролях: Станислав Любшин / Валерий Трошин, Артем Быстров, Данил Стеклов, Руслан Братов, Нина Гусева, Вероника Тимофеева, Янина Колесниченко, Дмитрий Чеблаков, Иван Дергачев, Кузьма Котрелев, Антон Ефремов, Евгений Сытый, Артем Соколов, Николай Сальников

Михаил Рахлин: «Это памятник советской драматургии, да еще и в стихах. „Слава“ — поэтическая пьеса 1935 года, сегодня такие редко можно встретить в репертуаре, и в Художественном театре стихотворных пьес в последнее время было мало. Она, как ни странно, не лишена актуальности. Пьеса изображает мир накануне войны, в предчувствии скорой войны. И тема подвига, героизма, патриотического воспитания рассматривается тут неоднозначно. Люди живут подготовкой к войне. Ожидая постоянно какого-то врага, готовятся быть во всеоружии, они забывают о том, что есть простая человеческая жизнь и простое человеческое счастье. Которое забывается и которое надо беречь. Мы строим светлое будущее и постоянно забываем про настоящее. И вся эта стройка превращается в огромную могилу.
В пьесе очень много наивным милых моментов, где мы позволяем себе иронию с высоты нашего времени. Но где-то этот наив становится поистине страшным. Тут есть мера серьеза, которую надо выдерживать. Чтобы тема не превратилась в стеб».

Стать зрителем показов можно, прислав запрос на адрес zritel@mxat.ru. В письме необходимо указать свою фамилию и дату. Количество мест ограничено. Убедительно просим ответственно подходить к заказам мест и отменять их, если в ваших планах что-то меняется: возможно, из-за вашего билета, который окажется невостребованным, мы напрасно откажем в посещении кому-то еще.
11 апреля
«Игра в „Городки“» — к юбилею Станислава Любшина


14 апреля спектакль «Игра в „Городки“» будет сыгран в честь юбилея народного артиста РФ Станислава Любшина.
6 апреля
Юбилей Станислава Любшина


6 апреля исполняется 85 лет народному артисту России Станиславу Андреевичу Любшину.

Он окончил Театральное училище им. Щепкина в 1959 году и, будучи воспитанником традиционнейшей школы Малого театра, оказался одним из самых ищущих артистов своего поколения, неудовлетворенных современной сценой. Его путь пролегал через несколько театров — Любшин играл в «Современнике», на Таганке, в Театре на Малой Бронной, в Театре им. Ермоловой. Его Шаманов в спектакле «Прошлым летом в Чулимске» (1974, постановка В. Андреева) стал вехой в освоении драматургии А. Вампилова и новой драмы вообще. Его герои сочетали в себе почти избыточную открытость и внезапную замкнутость, жесткость и ранимость.
Союза с Любшиным искали выдающиеся кинорежиссеры, их фильмы с участием Станислава Андреевича стали классикой отечественного кинематографа: «Мне двадцать лет» («Застава Ильича»), «Щит и меч», «Монолог», «Слово для защиты», «Пять вечеров», «Не стреляйте в белых лебедей», «Кин-дза-дза!», «Тема»… Примечательна его работа над Чеховым — «Моя жизнь», «Черный монах», «Три года» (этот фильм, как и «Позови меня в даль светлую» по повести В. Шукшина, снят самим Любшиным).
В труппу МХАТ Станислав Андреевич вступил в 1980 году. Событиями стали его Тартюф в спектакле А. Эфроса, князь Хевистави в «Обвале» Т. Чхеидзе. Духом «жесткого Чехова» отмечены его вводы на роли Иванова и Гаева. Он играл Шмидта в «Возможной встрече», Мишу в «Мишином юбилее», Пиромова в «Колее», Мартина Дайзерта в «Эквусе», Андерсена в «Из жизни дождевых червей», Юродивого в «Борисе Годунове», Вершинина в «Трех сестрах», Битчема в спектакле «Художник, спускающийся по лестнице»… Сегодня в репертуаре артиста спектакли «Немного нежности» (Ненил), «Обрыв» (Тит Никоныч), «Мефисто» (Профессор), «Игра в „Городки“».

Московский Художественный театр отметит юбилей Станислава Андреевича 14 апреля недавней премьерой — спектаклем «Игра в „Городки“».
5 апреля
100-я «Крейцерова соната»


Сегодня, 5 апреля, спектакль Антона Яковлева «Крейцерова соната» будет сыгран в 100-й раз! Поздравляем всех создателей и участников спектакля с этим прекрасным событием!
5 апреля
Экскурсии «Путешествие в закулисье»
21 и 22 апреля Художественный театр приглашает своих зрителей на экскурсию «Путешествие в закулисье. По мхатовским закоулкам». Об истории МХТ и его сегодняшнем дне мы расскажем в Портретном фойе, а на Основной сцене и в зрительном зале можно будет понаблюдать за подготовкой к вечернему спектаклю и узнать, в чем заключается работа помощника режиссера.
В путешествии по мхатовскому закулисью вас ждут неожиданные и интересные встречи. Вы побываете на всех трех сценах театра, увидите гримуборные мхатовских артистов, познакомитесь с работой гримеров и костюмеров. Мы пригласим вас в гримуборные К. С. Станиславского и О. Н. Ефремова и покажем рабочий кабинет Вл. И. Немировича-Данченко.
Путешествовать по мхатовским закоулкам вместе с вами будут автор проекта Александр Попов и Екатерина Кузнецова.
Билеты можно приобрести в кассах и на сайте МХТ. Цена билетов 1000₽. Предложение ограничено, на экскурсию отправится всего 15 человек. Счастливых обладателей билетов в день экскурсии мы ждем в 14:00 в кассовом зале Художественного театра.
17 марта
Память места. Речь Анатолия Смелянского памяти Олега Табакова
Анатолий Смелянский
Память места
(Памяти Олега Табакова, речь на панихиде 15.03.2018)



Кажется, в мае 2000 года, когда прощались с Олегом Ефремовым, я стоял на этой сцене и даже на этом же самом месте. Тогда Олег-младший готовился принять Художественный театр, фонтанировал предложениями, собирал команду. Теперь и он вслед за Олегом-старшим присоединился к большинству. При всём художественном родстве этих двух Олегов они вели театр по-разному, и дело понимали по-разному. Эпоха двух Олегов длилась без малого полвека. Можно подвести сегодня предварительные итоги.

Они оба играли Мольера на этих подмостках – в первом спектакле Олег-старший был Мольером, а Лёлик — Бутоном, тушильщиком свечей, его слугой. Потом Лёлик стал Мольером и худруком МХАТа. Роль Мольера не считал своей, он по амплуа Бутон, конечно. За восемнадцать лет он приобрел в МХТ огромный решающий опыт, который, мне кажется, важен для любого следующего Мольера, который придёт ему на смену. В эти восемнадцать лет он внятно осознал, что значит вести в России отчасти независимый и относительно свободный Художественный театр (без буквы А).

Старший Олег расписывался в верности Станиславскому в студенческие годы кровью, был погружен в методологические споры его актёрской юности. Ненавидел термин «переживание», придумал свой – «проживание». Лёлик любой схоластики боялся: как бы она не задушила «весёленькое» (его словечко) актёрское дело. Он принципиально не стал ставить в МХТ спектакли, именовал себя исключительно «кризисным менеджером». Все эти годы ориентировался на актёров, способных собрать зал. Ошибался. Примеривался. «Гамлет в остром соусе», был у нас такой спектакль… Табаков закрыл его с новой для МХАТ формулировкой: «за деньги это показывать нельзя». Учился капитализму. Сам закрыл в МХТ больше спектаклей, чем вся советская власть.

Отбирая режиссуру и актёров, не боялся конкуренции, принцип был один – взять талантливого человека, не холопа, не исполнителя, а человека, который мог бы дать художественный припёк. Ошибался жестоко, расстраивался – и шёл вперёд. Ни одного талантливого человека не предал или, как у нас теперь говорят, не сдал. Не потому что храбрый, не потому что за спиной президент. Твёрдо ощущал себя первым в своей актёрской профессии, это придавало ему устойчивость. За спиной ощущал какую-то свою Россию. 

Старший Олег играл в фильме Столпера капитана, и на вопрос «Как фамилия?» тот отвечал: «На моей фамилии вся Россия держится. Иванов моя фамилия». Его родина – место, арбатские переулки. У младшего Олега время — родина и время – место: Волга, Саратов, а также наше всероссийское Простоквашино.

Полагал себя характерным актёром, на вопрос, не обидно ли ему, что Смоктуновского все вспоминают Гамлетом, а тебя будут вспоминать хитрым котярой Матроскиным, сразу же возражал: «Нет, не обидно. Я ведь никогда не хотел играть Гамлета или Чацкого, только Полония или Фамусова».

От своего учителя Топоркова шло понимание характерного артиста как высшего актёрского звания. Беспрерывно внушал нынешним мхатовцам топорковские расценки: первые деньги надо платить героине, потому как её все хотят. Вторые – комику, но не просто комику, а с каскадом (и показывал губы Топоркова в виде двух шпрот). Он и стал таким комиком с каскадом. Познал на интонационном уровне психологию людей в нашем необъятном и вечном Простоквашине.

Вёл театр под свою ответственность: знал на своем опыте советское прошлое Художественного театра и вырывался из этого прошлого. Был первым, кто встал рядом с Ефремовым в дни раскола МХАТ СССР, – для обоих Олегов тот МХАТ был и гордостью и тайным стыдом: при обилии великих артистов это был театр, задушенный годами сталинщины, а потом коллективного и безликого руководства.

Идею вертикали власти воспринял позитивно: «в большом театре как в большой стране». Уничтожил в МХТ все мнимые советские представительские функции — ни худсовета, ни обсуждаловки. «Артист должен говорить только на сцене». Любил показывать, как лётчик в войну брал на себя бой и помахивал крыльями, чтобы все остальные боевые товарищи ориентировались на него. Для наглядности сам помахивал руками, чтобы сравнение вошло в память.

Талантливых людей обласкивал, дарил ювелирные изделия. С давних времен «Современника» помнил, что талант — единственная новость, которая всегда нова. Никого не сдал – потому как не играл с властью в карты по поводу своей профессии: за ним стояли самые талантливые режиссёры России. Это шире надо понимать: сознательно, а часто интуитивно, повинуясь своему звериному инстинкту, он создавал и поддерживал баланс художественных сил в главном театре страны. Это было важно для МХТ, и для Москвы, и для всей театральной России. 

Он был человеком успеха (и в этом тоже напоминал Немировича). «В поисках радости» – название пьесы Виктора Розова и прелюдия ко всей его актёрской судьбе. Радости в последние годы было у него все меньше и меньше. Идущая снизу, и сбоку, и сверху мутная волна готова была не раз поглотить его. Подкладывали под стену театра голову свиньи, выпрыгивали на сцену, дрались с актёрами. Ревнители скреп даже в день отпевания грозились отлучить тех, кто решится отпеть нечестивца-лицедея. Когда это движение только начиналось, он сказал мне тихо, даже шепнул с некоторым удивлением: «Толяша, против меня выступает чёрная сотня». Он впервые почувствовал, что это зловещее словосочетание имеет отношение к нему.

Дело в суде называлось так: «Художественный театр против „Божьей воли“. А я вспомнил Константина Сергеевича, который в сходной с нынешней ситуацией годы сформулировал цель Художественного театра: „Не быть ни революционным, ни черносотенным“. Ничего более сложного в России, кажется, нет. Это та самая балансировка, на которую во многом была истрачена жизнь „кризисного менеджера“ Олега Табакова.

Немирович был для него во многих отношениях примером. В одной трудной ситуации он попросил меня подыскать какой-нибудь текст, как Немирович-Данченко формировал репертуар в старом Художественном театре. Мы в Школе-студии с Инной Соловьевой выпустили незадолго до того четырёхтомник Немировича, и я поисках нужного текста тут же наткнулся на нужный документ. Это лето 1917-го. „Кризисный менеджер“ того МХТ, кадет со стажем, перебирает все конкурирующие партии, их шансы на победу, понимает, что страна летит в пропасть, но всё же набрасывает план сезона. С чем начинаем сезон 1917-1918 годов, то есть с чем выходим к стране? И задает вопрос своему собеседнику и всем нам: „Выйти со знаменем или на манер шакалов?“ Олег не всегда выходил со знаменем. Больше скажу, не любил выходить со знаменем, он ведь проживал жизнь в другом амплуа. Но на манер шакалов не выходил никогда. В искусстве, в театре, в своем деле.

К его 75-летием мы сделали с ним пять серий для канала „Культура“ „Олег Табаков. В поисках радости“ — так это называлось. Тогда в 2010-м я предложил ему „прощалку“ в духе Владимира Познера. Он должен был предстать не перед Всевышним (Олег не был воцерковлённым), а перед старшим Олегом, Женей Евстигнеевым, Кешей Смоктуновским, Олегом Борисовым, перед самыми важными людьми его жизни. „Что ты там скажешь, чем оправдаешься?“ Он улыбнулся фирменной лукавой улыбой лицедея и в одно касание спрессовал в несколько глаголов совершенного вида всю свою долгую жизнь.

Вот эти глаголы:

ПОДДЕРЖИВАЛ,
ПОМОГАЛ,
ВЫРУЧАЛ,
ХОРОНИЛ,
ДОСТАВАЛ,
ДЕЛИЛСЯ. 


Кажется, в этих глаголах можно почувствовать тайную жизнь того человека, которого мы провожаем сейчас в последний путь.
Прощай, Олег.
И прости.
12 марта
Ушёл из жизни Олег Табаков


Московский Художественный театр с прискорбием сообщает, что 12 марта после тяжёлой продолжительной болезни ушёл из жизни великий русский артист, педагог и режиссёр, один из создателей театра «Современник», основатель Московского театра п/р О. Табакова и Московской театральной школы, художественный руководитель МХТ Олег Павлович Табаков.

Прощание будет проходить в Московском Художественном театре имени А. П. Чехова 15 марта с 9 до 13 ч. Похороны состоятся в тот же день на Новодевичьем кладбище.
Вниманию представителей СМИ: аккредитация закрыта!

С 12 по 15 марта в МХТ объявляется траур. Спектакли, которые должны были состояться в эти дни, отменяются. Информацию о возврате билетов можно получить по телефонам +7 495 646‑3‑646 и +7 495 692‑67‑48.
7 марта
Гастроли
Рига, Латвия (на сцене театра «Дайлес»)

«№ 13D» — 9 и 10 апреля

Самара (на сцене Самарского академического театра драмы им. М. Горького)

«Северный ветер» — 16 и 17 апреля

30 декабря
Год Максима Горького в МХТ


2018 год будет Годом Горького в Московском Художественном театре. 28 марта, в день 150-летия писателя, состоится спектакль о Максиме Горьком (режиссер Виктор Рыжаков), построенный только на документах — письмах, статьях, высказываниях, мемуарах о фигуре писателя и мыслителя, судьба которого тесно переплетена с судьбой Художественного театра. Работа уже начата, в спектакле будет задействована труппа и приглашенные гости.

Напоминаем, что в прошлом сезоне в МХТ прошла горьковская режиссерская лаборатория, в результате которой репертуар обогатился спектаклем «Мальва».

С 1 января по 31 декабря 2018 года каждый день блоги МХТ будут публиковать выдержки из летописи жизни и творчества Максима Горького (издание 1958-1960 гг.) — таким образом, читатели блога точно так же, как и МХТ, проживут 2018 год вместе с Горьким.