ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ
>  27 февраля
Юбилей Авангарда Леонтьева
Сегодня исполняется 65 лет замечательному актёру, режиссёру и педагогу, Народному артисту России Авангарду Николаевичу Леонтьеву.

Московский Художественный театр от всей души поздравляет юбиляра и желает ему счастья, здоровья, гордости за учеников, радости в работе, новых свершений и неизменного успеха! С днём рождения, Авангард Николаевич!
>  18 февраля
10-летие «Пролётного гуся»
21 февраля спектакль Марины Брусникиной «Пролётный гусь» будет сыгран в честь своего юбилея — 10-летия со дня премьеры.

В первый раз спектакль по рассказам Виктора Астафьева «Пролётный гусь» и «Бабушкин праздник» был представлен на сцене Художественного театра в рамках цикла мхатовских вечеров «Круг чтения» 2 декабря 2001 года. По трагическому совпадению премьера, к которой долго и волнительно готовились молодые артисты театра и педагог Школы-студии МХАТ Марина Брусникина, стала данью памяти писателя — 29 ноября 2001 года Виктор Петрович Астафьев ушёл из жизни, и 2 декабря его провожали в последний путь на родине, в селе Овсянка Красноярского края.

Признанный несомненной удачей, спектакль был принят в репертуар театра, его официальная премьера состоялась 24 февраля 2002 года. «Пролётный гусь», снискавший огромную любовь зрителей, удостоенный множества премий (в том числе Государственной премии РФ), стал первым спектаклем в ныне обширном послужном списке режиссёрских работ Марины Брусникиной.

21 февраля «Пролётный гусь» будет сыгран в 131 раз.
>  15 февраля
Выставка «Феномен Саввы Морозова»
Сегодня днём в Зелёном фойе МХТ состоялось открытие выставки «Феномен Саввы Морозова», приуроченной к 150-летию со дня рождения Саввы Тимофеевича Морозова (1862-1905) — мецената, фабриканта, пайщика и содиректора Московского Художественного театра.

Открывали выставку художественный руководитель МХТ Олег Табаков, историк театра Анатолий Смелянский, директор Музея МХАТ Марфа Бубнова. С приветственным словом к собравшимся обратились потомки Саввы Морозова Ирина Морозова и Константин Жуков, а также глава Московского купеческого общества Александр Коншин. 

Выставка подготовлена МХТ им. А. П. Чехова и Музеем МХАТ при участии Российской государственной библиотеки искусств и Главного архивного управления города Москвы.

В экспозиции представлены фотографии, живопись, костюмы, театральный реквизит, документы.

Выставка открыта для посещения в часы работы Музея МХАТ с 11 до 18 ч. (выходные дни — понедельник, вторник) и в дни показа спектаклей на Основной сцене театра.
Справки по телефонам Музея МХАТ: 692-51-87, 692-38-66.
>  3 февраля
К 150-летию Саввы Морозова
150 лет назад 3 февраля 1862 года родился Савва Тимофеевич Морозов — потомственный почетный гражданин Москвы, текстильный фабрикант-миллионер, знаменитый меценат, один из первых пайщиков-учредителей МХТ. 

Увлекшись талантом К. С. Станиславского и М. Горького, в 1902 г. Савва Морозов стал содиректором МХТ, финансировавшим дело. Участвовал в формировании репертуара и труппы. В том же 1902 году Морозов выкупил паи у остальных пайщиков и предоставил самим артистам быть владельцами своего предприятия. На его средства и под его наблюдением было перестроено для МХТ театральное здание в Камергерском переулке. В оборудование сцены и системы театрального освещения Морозов вложил свой талант изобретателя.

К. С. Станиславский: «Савва Тимофеевич был трогателен своей бескорыстной преданностью искусству и желанием посильно помогать общему делу. Он выстроил нам на собственные средства новый театр в Камергерском переулке. Девиз, которым он руководствовался при стройке, гласил: все — для искусства и актера, тогда и зрителю будет хорошо в театре. Другими словами, Морозов сделал как раз обратное тому, что делают всегда при постройке театров, в которых три четверти имеющихся средств ассигнуют на фойе и разные комнаты для зрителей и лишь одну четверть — на искусство актеров и монтаж сцены. Морозов, наоборот, не жалел денег на сцену, на ее оборудование, на уборные актеров, а ту часть здания, которая предназначена для зрителей, он отделал с чрезвычайной простой по эскизам известного архитектора Ф. О. Шехтеля, строившего театр безвозмездно. В отделке театра не было допущено ни одного яркого или золотого пятна, чтобы без нужды не утомлять глаз зрителей и приберечь эффект ярких красок исключительно для декораций и обстановки сцены. Савва Тимофеевич лично наблюдал за работами, переехав на все лето на самую стройку. Там он жил в маленькой комнатке рядом с конторой среди стука, грома и пыли.
С особой любовью он отнесся к строительству и оборудованию сцены. Была устроена вращающаяся сцена, которая в то время являлась редкостью даже за границей. Вращался и целый этаж под сценой, со всеми люками, провалами и механикой подполья. Кроме того, Савва Тимофеевич выписал из-за границы и заказал в России много электрических и сценических усовершенствований, в том числе — электрический рояль, с помощью которого можно управлять всем светом сцены и театра.
После того как с помощью Морозова наше дело стало крепким и стало давать не дефицит, а некоторую прибыль, Савва Тимофеевич, отказавшись от возмещения сделанных им затрат, передал весь доход группе ведущих артистов, которая с того времени и являлась хозяином и владельцем театра».


Сближение Морозова с актрисой Марией Андреевой и Максимом Горьким привело его к участию в делах большевиков, которым он давал крупные суммы. Согласно официальной версии, покончил жизнь самоубийством в мае 1905 года.


15 февраля в Зелёном фойе Художественного театра будет открыта выставка, подготовленная Музеем МХАТ к 150-летию со дня рождения Саввы Морозова.