>  27 января
«Немецкий театр. Впервые на русском»
Московский Художественный театр имени А. П. Чехова и Немецкий культурный центр (Гёте-институт) представляют режиссёрскую лабораторию «Немецкий театр. Впервые на русском».

6 и 7 февраля на Новой сцене МХТ имени А. П. Чехова пройдут лабораторные показы пьесы современного немецкого драматурга Вольфрама Хёлля «А потом…» в постановке Тильмана Кёлера. Это третий, заключительный показ лаборатории: два эскиза по роману Райнальда Гёца «Йоханн Хольтроп. Отпечаток общества» (реж. Фридерике Хеллер) и по документальной пьесе Хайнара Киппхардта «Брат Эйхман» (реж. Ханс-Вернер Крёзингер) Художественный театр уже представил в прошлые сезоны.

За две недели интенсивных репетиций с мхатовскими артистами режиссеры делают эскизы. Затем театр предъявляет их зрителю и профессионалам. Лабораторные показы активно вошли в практику российских театров. Они расширяют поле творческого эксперимента, помогают искать новые подходы и репертуарные решения. Московский Художественный театр – единственный в нашей стране, кто приглашает на лаборатории режиссеров из-за рубежа и предлагает им представить в России драматургию своей страны. МХТ реализовал проекты «Французский театр. Впервые на русском» и «Французский театр. Комедии» (совместно с Французским институтом в Москве), «Испанский театр. Впервые на русском» (совместно с Национальным театральным центром в Мадриде) и «Финский театр. Впервые на русском» (совместно с Финским посольством и агентством ТИНФО).

«А потом…» — грустный и нежный текст, воспоминание подростка о далёком времени перемен. Одна государственная система сменяет другую, а место остается одним и тем же: панельные многоэтажки на окраине большого города. Это текст о потере, о прощании. Пьеса похожа на детские стихи, полные странного ритма, детского изумления, богатства образов. Герой пьесы – ребёнок, выросший в ГДР. Он строит мир по своей системе. Он считает многоэтажки, камни на детской игровой площадке, этажи и дверные звонки. Вольфрам Хёлль словно создаёт в своей пьесе «А потом…» эскиз пространства памяти для молодых людей из Восточной Германии в непростое время перелома. Опыт потерь и потрясений, осознание быстротечности бытия, тоска и крушение привычного образа жизни аккумулируются в какой-то «моментальный кадр» жизни, в микрокосм одной семьи, балансирующей на грани разрушения. 

В показе заняты артисты Наташа Швец, Алексей Варущенко, Артём Соколов, Эдуард Чекмазов.

Начало показов: 6 февраля — в 15 ч., 7 февраля — в 15 и 19 ч.

Билеты на показы продаваться не будут. Стать зрителем показов можно, прислав запрос на zritel@mxat.ru. В письме необходимо указать свою фамилию и дату. Авторы первых 70 заявок (на каждую дату) получат пригласительный билет на 1 лицо.

ВНИМАНИЕ! Представленные работы не являются полноценными спектаклями, это эскизы будущих постановок. В рамках лаборатории мы пытаемся увидеть зрительскую реакцию, услышать отзывы, чтобы понять, нужен ли такой спектакль в репертуаре. Поэтому, прежде всего, мы приглашаем пытливых, опытных, профессиональных зрителей, к чьему суждению будем готовы прислушаться.

Аккредитация для журналистов:
zritel@mxat.ru, +7(903)5222489, +7(495)6923291
>  27 января
Абонементы на март
Уважаемые зрители!

В продажу поступили абонементы на март 2016 года:

«Эксцентричный мир театра»: «Он в Аргентине» — 11 марта, «Бунтари» — 14 марта, «Пьяные» — 17 марта.
Малая сцена, 4-5 ряд партера — 2900 руб.

«8 Марта»: музыкальный вечер «Песни из любимых кинофильмов» — 7 марта, «19.14» — 11 марта, «Трамвай „Желание“» — 19 марта.
Основная сцена.
Партер: 5 ряд – 6500 руб., 12 ряд – 4200 руб.
Амфитеатр: 2 ряд – 2950 руб.
Бельэтаж: 2 ряд – 3900 руб.

«Классика 20-х и 30-х годов»: «Зойкина квартира» — 24 марта, «Событие» — 26 марта, «Мастер и Маргарита» — 30 марта.
Основная сцена.
Партер: 5 ряд – 7500 руб., 12 ряд – 5200 руб.
Амфитеатр: 2 ряд – 2450 руб.
Бельэтаж: 2 ряд – 4200 руб.
Балкон: 1 ряд – 2700 руб.

Телефон для заказа абонементов: +7 (495) 629-65-95.

Преимущества абонемента:
1. Лучшие места в ценовом секторе
2. Подарочное оформление
3. Гарантированные места на все названия
4. Удобство приобретения (начало бронирования до предварительной продажи, наличие билетов после предварительной продажи)

Абонемент может стать отличным подарком для вас и ваших друзей!
>  26 января
Новые исполнители
29 января роль Ветровой в спектакле «Дом» впервые исполнит Светлана Иванова-Сергеева.

1 февраля роль Ольги в спектакле «Дорогое сокровище» впервые исполнит Дарья Юрская.

3 февраля роли Полины и Дамы в спектакле «Крейцерова соната» впервые исполнит Светлана Колпакова.

6 февраля роль Любиньки в спектакле «Господа Головлёвы» впервые исполнит Мария Карпова.
>  21 января
Отмена спектакля «Предел любви»
Спектакль „Cloture de l'amour (Предел любви)“, назначенный на 22 января на Новой сцене, отменяется. Билеты подлежат возврату в кассы театра в срок до 26 января включительно.

Театр приносит свои извинения за доставленные неудобства.

Справки по тел. +7 (495) 646-3-646 и +7 (495) 692-67-48.
>  20 января
155 лет со дня рождения Александра Вишневского


155 лет назад, 20 января 1861 года, родился Александр Леонидович Вишневский (Вишневецкий) – актёр Художественного театра, заслуженный деятель искусств РСФСР, первый артист, удостоенный почётного звания «Герой труда».

Актёрскую карьеру Александр Вишневский начал в 1883 г. в родном Таганроге, затем служил в театрах Харькова, Екатеринослава, Одессы, Саратова, где занимал амплуа первого любовника; обладал импозантной внешностью, красивым голосом, славился темпераментом и умением быть на сцене значительным; был постоянным партнером великой русской актрисы Гликерии Федотовой в её гастролях.
В МХТ был приглашён при его создании и остался тут до конца своих дней. В день открытия МХТ – 14 октября 1898 г. — играл Бориса Годунова в “Царе Фёдоре Иоанновиче” (роль Годунова ему поручали затем в “Смерти Иоанна Грозного”,1899, и в трагедии Пушкина,1907); в первом сезоне играл также Антонио в “Венецианском купце”, Гальвика в “Счастье Греты”, асессора Бракка в “Эдде Габлер”. Соученик Чехова по Таганрогской гимназии, он исполнял в его пьесах роли Дорна (“Чайка”,1898), Войницкого (“Дядя Ваня”,1899, эту роль он играл на протяжении 35 лет), Кулыгина (“Три сестры”, 1901). В Художественном театре наибольший успех сопутствовал ему, когда он ярко схватывал характерность (как в роли Татарина в “На дне”,1902, оставшейся его шедевром). Среди других ролей — Марк Антоний в “Юлии Цезаре” Шекспира (1903), Енс Спир в “Драме жизни” Гамсуна (1907), Давид Лейзер в “Анатэме” Л. Н. Андреева (1909), Фредриксен в “У жизни в лапах” Гамсуна (1911), граф д’Альбафьорита в “Хозяйке гостиницы” Гольдони (1914), Лавров в “Осенних скрипках” Сургучева (1915), Берлюро в “Продавцах славы” Паньоля и Нивуа (1926), председатель суда в “Воскресении” по Л. Н. Толстому (1930), Захаров в “Страхе” Афиногенова (1931).
Вишневскому нередко поручались организационные и финансовые заботы театра (например, на него легли хлопоты по первым зарубежным гастролям МХТ в 1906 г.). Оставил мемуары — “Клочки воспоминаний”. Л. ,1928.
В 1933 году на юбилейном вечере, посвященном 35-летию службы Вишневского в Художественном театре, было зачитано письмо К. С. Станиславского, где были такие строки: «Пройдя длинный ряд неудач, артистических побед, создав целую галерею незабываемых сценических образов, — вы завоевали себе известность не только на родине, но и в Европе и Америке и стали подлинным актёром МХАТа. .. Поздравляю и от всего сердца благодарю моего друга-товарища, одного из создателей дела, самоотверженно отдавшего свою жизнь искусству и ни разу не изменившего ему, — обнимаю и нежно люблю».
Александр Леонидович ушёл из жизни 27 февраля 1943 г. в Ташкенте, где находился в эвакуации. 

>  19 января
Новые исполнители
21 января роль Низы в спектакле «Мастер и Маргарита» впервые исполнит Софья Ардова.

31 января роль Марфеньки в спектакле «Обрыв» впервые исполнит Софья Райзман.
>  19 января
О главном!
Московский Художественный театр от всего сердца поздравляет Сергея Медведева и его супругу Валерию с рождением дочери Полины! С новой жизнью, дорогие родители! Будьте счастливы и здоровы — всегда!
>  13 января
Телеверсия вечера-посвящения «Вне системы»
16 января, в канун дня рождения Константина Сергеевича Станиславского, телеканал «Культура» представит премьеру телеверсии вечера-посвящения «Вне системы» (начало эфира в 22.35), который состоялся в МХТ три года назад и был приурочен к 150-летию основателя Художественного театра. Эта постановка по письмам, воспоминаниям, дневникам К. С. Станиславского и его современников была осуществлена режиссёром Кириллом Серебренниковым. Автор документальной пьесы — Михаил Дурненков, художник — Николай Симонов, композитор — Александр Маноцков, художник по свету – Игорь Капустин, руководитель проекта – Анатолий Смелянский. 

В вечере принимали участие Олег Табаков, Константин Хабенский, Евгения Добровольская, Ирина Пегова, Полина Медведева, Алла Покровская, Наталья Тенякова, Анатолий Белый, Сергей Медведев, Максим Блинов, Александр Молочников, Павел Лёвкин, Артём Волобуев, Иван Ивашкин, Алексей Краснёнков, Виктор Хориняк, Алексей Бартошевич, Евгений Миронов, Владимир Сорокин, Деклан Доннеллан, Константин Райкин, Дмитрий Черняков, Виктор Рыжаков, Захар Прилепин, Михаил Угаров, Клим, Кирилл Серебренников, Сергей Бархин, Илзе Лиепа и ученики Школы-студии Илзе Лиепа.
>  11 января
Телеверсия юбилейного вечера Олега Табакова


Телеверсия юбилейного вечера Олега Табакова, состоявшегося на сцене МХТ в ноябре, будет показана Первым каналом 16 января в 19.05.
>  9 января
105 лет со дня рождения Виталия Виленкина


9 января исполняется 105 лет со дня рождения историка Художественного театра, легендарного педагога, заслуженного деятеля искусств РСФСР Виталия Яковлевича Виленкина (1911-1997).

Его называли «живым воплощением чеховской интеллигентности». Личный литературный секретарь и биограф Вл. И. Немировича-Данченко и В. И. Качалова, друг А. А. Ахматовой и М. А. Булгакова, Б. Л. Пастернака и С. Т. Рихтера, он пришел в Художественный театр в 1934 году и посвятил ему всю свою жизнь. Виленкин — автор ряда научных трудов по истории МХТ и неоднократно переиздававшейся мемуарной книги «Воспоминания с комментариями», исследователь наследия К. С. Станиславского, Л. М. Леонидова, О. Л. Книппер-Чеховой. Будучи одним из основателей Школы-студии МХАТ, он заведовал кафедрой искусствознания и был одним из самых любимых студентами педагогов. Значительнейшим итогом его воспитательной деятельности стало создание театра «Современник», где его ученики воодушевлялись идеями «старого МХТ»: строгой правдивостью, отказом от кокетливого «самопоказывания», тонкой и глубокой наблюдательностью, благородством вкуса…

Алексей Бартошевич, доктор искусствоведения: «Виталий Яковлевич был человеком Художественного театра. Для этого недостаточно просто работать в МХТ. Человек Художественного театра — это понятие, которое включает в себя и преданность, и защиту идей Художественного театра, и старую русскую традицию отношения к искусству как к чему-то святому».
>  5 января
Новые исполнители
7 января роли Мироновой и Беляевой в спектакле «С любимыми не расставайтесь» впервые исполнит Вероника Тимофеева.

21 января роль Актрисы D в спектакле «Гримёрная» впервые исполнит Ксения Теплова.
>  2 января
95 лет со дня рождения Евгении Ханаевой


95 лет назад, 2 января 1921 года, родилась Евгения Никандровна Ханаева (1921-1987) — актриса Художественного театра, народная артистка СССР. 

Дочь выдающегося солиста Большого театра, она с детства грезила о сцене. В 1939 году, втайне от родителей, поступила в Театральное училище имени М. С. Щепкина, но в 1943 при открытии Школы-студии МХАТ перешла туда без колебаний. 
Ханаева была одной из самых ярких выпускниц первого набора, принятых в МХАТ в 1947 году. Она играла и характерные, и комедийные, и гротесковые роли: Миссис Чик («Домби и сын», 1949), Княжна («Плоды просвещения», 1951), Зюзюшка («Иванов», 1976). Резко характерной ролью стала ее Королева Елизавета в «Марии Стюарт», которую она играла с 1962 года. Но были в репертуаре актрисы и образы, в которых она находила глубокое драматическое содержание, — Татьяна в «Мещанах» (1949), Фру Линне в «Кукольном доме» (1960), Полина Андреевна в «Чайке» (1968).
Кинематограф заметил ее поздно, когда актрисе было уже за пятьдесят. «Монолог» И. Авербаха (1972), «Странные взрослые» А. Шахмалиевой (1974), «Розыгрыш» (1976) и «Москва слезам не верит» (1979) В. Меньшова, «По семейным обстоятельствам» А. Коренева (1977), «Старый Новый год» Н. Ардашникова и О. Ефремова (1980) и еще несколько десятков фильмов принесли театральной актрисе Евгении Ханаевой поистине всенародную славу.