>  25 апреля
Экскурсия «Путешествие в закулисье» в мае
15 и 21 мая Художественный театр приглашает своих зрителей на экскурсию «Путешествие в закулисье. По мхатовским закоулкам». Об истории МХТ и его сегодняшнем дне мы расскажем в Портретном фойе, а на Основной сцене и в зрительном зале можно будет понаблюдать за подготовкой к вечернему спектаклю и узнать, в чем заключается работа помощника режиссера.
В путешествии по мхатовскому закулисью вас ждут неожиданные и интересные встречи. Вы побываете на всех трех сценах театра, увидите гримуборные мхатовских артистов, познакомитесь с работой гримеров и костюмеров. Мы пригласим вас в гримуборные К. С. Станиславского и О. Н. Ефремова и покажем рабочий кабинет Вл. И. Немировича-Данченко.

Автор и ведущий экскурсии – Александр Попов.

Билеты можно приобрести в кассах и на сайте МХТ. Цена билетов 1000 р. Предложение ограничено, на экскурсию отправится всего 15 человек. Счастливых обладателей билетов в день экскурсии мы ждем в 14:00 в кассовом зале Художественного театра.
>  22 апреля
Юбилей Игоря Александрова


Сегодня исполнилось 85 лет Игорю Абрамовичу Александрову — главному фотографу Московского Художественного театра. Он пришёл во МХАТ в 1958 году и вслед за М. А. Сахаровым и А. А. Горнштейном стал его фотолетописцем.
21 апреля в Зелёном фойе театра была открыта выставка, подготовленная Музеем МХАТ к юбилею Игоря Александрова, — «Тепло кулис родного дома».

Игорь Александров: «Я попал во МХАТ после армии: 5 лет воевал в Корее, в 1955-м вернулся в Москву, искал работу и совершенно случайно оказался в фотолаборатории Всероссийского Театрального общества – учился печатать фотографии, оформлять выставки. А потом мне предложили место лаборанта-печатника во МХАТе. Некоторое время печатал снимки Адольфа Горнштейна, но в 1959 году Адольф Адольфович неожиданно умер, и руководство предложило мне занять его место. Фотографировать я не умел, пошёл учиться в Школу журналиста, но после двух занятий понял, что надо либо серьёзно учиться, либо серьёзно работать – совмещать никак не получалось. И я решил взять фотоаппарат и учиться самостоятельно. Я просто ходил по театру и снимал всё, что мне было интересно, снимал всё вокруг. Проходку актёров по сцене, потом проходку по коридору за кулисами. Назову по имени-отчеству, ко мне группка актёров обернётся, я нажимаю на спуск. Кадры получались не постановочными, живыми. Так и снимал всё вокруг более 50 лет. Стал сотрудничать с театральными журналами, другими театрами, узнал многих артистов… В профессии театрального фотографа главное – любовь к актёрам, хорошие личные отношения. Со многими актёрами и режиссёрами мы дружили семьями, в гости друг к другу ходили. Встретишь за кулисами, расспросишь – как дела, что дома, что слышно, как собака. И вот уже новые фотографии получились…
Я успел застать во МХАТе „мастодонтов“, как я их называю. Они были потрясающие – второе мхатовское поколение. Ангелина Иосифовна Степанова, Алла Константиновна Тарасова, Ольга Николаевна Андровская, Клавдия Николаевна Еланская… Не перечесть. Тридцать три Народных артиста СССР. Алексей Николаевич Грибов, Анатолий Петрович Кторов, Борис Николаевич Ливанов, Борис Яковлевич Петкер, Василий Александрович Орлов – я их всех помню по имени-отчеству. О них нельзя судить по сегодняшним меркам – всё меняется, включая манеру игры. Если мы посмотрим сейчас немое кино или просто очень старые киноленты, многое покажется нам слишком наигранным. Но я пришел в театр, ничего не зная о нём и не испытывая к нему никаких чувств, а они меня воспитали и заставили полюбить это искусство – своими перевоплощениями на сцене. И то, какими они были в жизни – воспитывало меня.
Говорить о том, что вчера было лучше – глупо. Когда я пришел во МХАТ, Фёдор Николаевич Михальский сказал: „Вы появились в очень неудачное время. МХАТ уже не тот“. Это было в 1958 году. Когда пришел Ефремов, он привнёс очень свежую струю в достаточно сложную на тот момент атмосферу. Он привёл тогда с собой Вертинскую, Калягина, Евстигнеева, Мягкова, Лаврову… Потом опять всё стало сходить на нет – артисты стали уходить в другие театры, в кино, из жизни… Наверное, это закономерность, что-то из высших материй. С приходом Табакова начался новый подъём. И сейчас у нас есть настоящие актёры. Все повторится, и когда-нибудь кто-нибудь будет рассказывать легенды о нынешнем дне. Мне повезло попасть в театр в такое время и провести здесь столько лет, что мне близки все – и сегодняшний актёр, и вчерашний. 
Театральный фотограф – это человек, который ходит с фотоаппаратом по театру, снимает его жизнь: общение, споры, показ макета, репетиции, прогоны, спектакли, праздники, горести… Всё это должно быть зафиксировано, нужно снимать отовсюду – с колосников, с рампы, из кулис, из зала. Да, конечно, обязательно должны быть рекламные фотографии – красиво, динамично, заманчиво, но реклама не главное. Главное – запечатление живого спектакля. Снимать нужно так, чтобы люди, не видевшие спектакль, смогли бы через 10-20 лет понять по фотографиям – что это было такое, о чём это было…
Сейчас я хожу по театру без фотоаппарата, но на спектакли без него по-прежнему не являюсь. Это нонсенс. Все полвека моей работы здесь у меня есть свое законное место в зале – приставной стул в середине первого ряда. Если спектакль хороший, я ничего не помню и не знаю – смотрю его через объектив, снимаю, как сумасшедший. Если спектакль скучный, то иногда поднимаю фотоаппарат с мыслью: наверное, надо щелкнуть… Смотреть спектакль без фотоаппарата мне не интересно. А вдруг будет хороший кадр? Вот был у нас спектакль „Соло для часов с боем“, который начинал ставить Анатолий Васильев, а заканчивал Олег Ефремов – последний спектакль Ольги Андровской, она на нем умирала, и стариков – Грибова, Станицына, Яншина, Прудкина… Это был потрясающий спектакль и сыграли его сотни раз. Я снимал его репетиции, премьеру, всю его жизнь – от и до…
Всё меняется, но интерес не иссякает. Другое дело, что меньше стало друзей, они уходят – в силу возраста и других причин. А молодые ребята спешат, они живут на бегу – у них телевидение, киносъемки… У них нет времени общаться так, как удавалось в свое время нам. И в этом отношении мне очень жаль их…
Художественный театр – мой родной дом. Это любовь, и страсть, и ревность… Сейчас время конкуренции, а в нашей профессии её быть не должно. Мешает мысль, что кто-то сделает лучший кадр. Поэтому в какой-то момент я ушёл из театра в Музей МХАТ – разбирать свои архивы, составлять альбомы. Ушёл сам. Потому что, если бы меня ушли, я бы умер. Ушёл. Но при этом и остался. Потому что уйти отсюда невозможно».
>  22 апреля
«Мастер и Маргарита» — 100-й спектакль!


Сегодня вечером спектакль Яноша Саса «Мастер и Маргарита» будет сыгран в 100-й раз! Поздравляем всех создателей и участников спектакля с этим прекрасным событием!
>  18 апреля
Юбилей Нины Гуляевой


18 апреля — юбилей у народной артистки России Нины Ивановны Гуляевой.

Нина Гуляева окончила Школу-студию в 1954 г., уже числясь (с мая) в труппе МХАТ. Театр будто ждал эту стремительную и открытую душу, эту непосредственность, знание детской психологии (первоначально ей доставались роли «травести» и юных девочек), неподдельную сценическую искренность. Её первые роли — Майка («Платон Кречет»), Галя Дружинина («За власть Советов»), Митиль («Синяя птица»), Эсси («Ученик дьявола»), принц Мамилий («Зимняя сказка»), Аллочка («Дорога через Сокольники»), Суок («Три толстяка»), Шурка («Егор Булычев и другие»), Хатиа («Я вижу солнце»), Санчика («Дульсинея Тобосская»). За роль Старухи в «Последнем сроке» В. Распутина Н. И. Гуляева получила Государственную премию им. К. С. Станиславского (1977 г.). Она по праву стала одной из ведущих актрис МХАТ, сыграла порядка шестидесяти ролей, среди которых — Зоя Самохина («Сталевары»), Валерия («Утиная хота», 1978), Колина жена («Перламутровая Зинаида»), Устинья Карповна («Серебряная свадьба»), Полина Андреевна («Чайка»), Притыкина («Варвары»), Ивдя («Блаженный остров»), Арина Пантелеймоновна («Женитьба», 1997), Хафиза («Тутиш»), Ержи Орбан («Кошки-мышки»).
Сегодня в репертуаре актрисы: «Дворянское гнездо» (Марфа Тимофеевна Пестова), «Последняя жертва» (Михевна), «Деревня дураков» (бабка Фима).
Нина Ивановна снималась в фильмах «Телеграмма», «Теперь пусть уходит», «Только три ночи», «В степной тиши», «Твой современник», «Чехов и Ко». Много работала на радио и как актриса озвучания: её голосом говорят главные героини фильмов «Алые паруса», «Человек-амфибия», «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», заглавные персонажи мультфильмов «Приключения Буратино», «Чипполино», «Пастушка и трубочист», «Капризная принцесса», «Русалочка».

К юбилею Нины Гуляевой Музей МХАТ подготовил выставку «Бриллиантик Художественного театра» (она открыта в фойе Малой сцены), а телеканал «Культура» в день рождения актрисы покажет посвящённый ей документальный фильм «Нина Гуляева. Театр — это артисты» (начало в 17:05).

Московский Художественный театр поздравляет Нину Ивановну с юбилеем и желает ей здоровья, счастья, успеха!
>  17 апреля
О главном!
Московский Художественный театр от всего сердца поздравляет Надежду Жарычеву и Михаила Миронова с рождением дочери!
С новой жизнью, дорогие родители! Будьте счастливы и здоровы! Ура!
>  16 апреля
115 лет со дня рождения Николая Акимова


115 лет назад родился Николай Павлович Акимов
(1901-1968) — театральный художник, режиссер, график, народный артист СССР. К этой дате Музей МХАТ приурочил выставку «„Школа злословия“ Николая Акимова» — она открыта в Доме-музее К. С. Станиславского (Леонтьевский пер., 6).

В 1916-1918 гг. Николай Акимов учится в Новой художественной мастерской (Петроград) у М. Добужинского, В. Шухаева, А. Яковлева, которые предъявляют особо строгие требования к рисунку. В 1922-1924 гг. — студент Академии художеств. Занимается книжной и журнальной графикой. Жесткий “шухаевский” рисунок, подчеркнутая объемность форм, чеканность очертаний, ироничность — эти свойства графики Акимова сохранятся в его театральных работах, портретах, плакатах.
Как сценограф Акимов начинает в 1923-1924 гг. в петроградских театрах малых форм, музыкальной комедии. Затем оформляет ряд спектаклей в БДТ, Акдраме (Александринский) и др. В ранних спектаклях Акимова декорации трансформируются на глазах у зрителей, мебель оживает и делает трюки, применяются кинематографические ракурсы, приемы киномонтажа. При этом декорации Акимова всегда сохраняют изобразительную конкретность. Затем все более последовательно сочетает архитектурно-объемную декорацию с живописью, сохраняя неожиданность ракурсов, подчеркнутость форм, ироничность.
В 1927 г. приглашается в Театр им. Вахтангова, где оформляет “Разлом” Б. Лавренева (1927), “Коварство и любовь” Ф. Шиллера (1930), “Гамлета” В. Шекспира (1932), в котором Акимов выступает как режиссер (с вахтанговским театром Акимов неоднократно работает и впоследствии).
В 1935-1949 гг. и в 1956-1968 гг. возглавляет художественное руководство Ленинградского театра Комедии. В 1954 г. организует театрально-постановочный факультет в Ленинградском театральном институте имени А. Н. Островского и остается его главой до конца своей жизни.
В МХАТ Акимов приглашается для оформления “Любови Яровой” К. Тренева (1936) в режиссуре Вл. И. Немировича-Данченко и И. Я. Судакова. Вряд ли пьеса Тренева соответствовала вкусам художника, время также не способствовало проявлению индивидуальности (началась “борьба с формализмом”), во всяком случае декорации Акимова к “Любови Яровой” не обнаруживали своеобразия его изобразительной интерпретации драмы, но не утратили акимовской манеры. Поворотный круг подавал интерьеры, дворы, фрагменты улиц южного городка времен гражданской войны, архитектурные объемы подчеркивались искусной живописной обработкой. В “Школе злословия” Р. -Б. Шеридана (1940, режиссура Н. М. Горчакова и П. С. Ларгина, руководитель постановки В. Г. Сахновский) выбор художника был точен. Склонность Акимова к пародии, шутке реализовалась здесь в той мягкой манере, в которой играли спектакль мхатовские мастера. Акимов создал чуть чопорные и безукоризненно элегантные интерьеры староанглийской архитектуры, с панелями темного дерева или шпалерами, с портретами в изысканных рамах, регулярный до педантизма парк на заднике, исторически точные костюмы с подчеркнутыми силуэтами и акцентированными деталями.
В “Офицере флота”А. Крона (1945, режиссура Н. М. Горчакова и И. М. Раевского) открыл поэтическую сторону своего дарования, скупо и проникновенно написав пейзажи блокадного Ленинграда: пустынные набережные, каналы, разрушенные обстрелами стены домов, замершие у причалов корабли.

А. Михайлова
>  16 апреля
120 лет со дня рождения Бориса Добронравова


Сегодня, 16 апреля, исполняется 120 лет со дня рождения народного артиста СССР Бориса Георгиевича Добронравова (1896-1949).

Он родился в семье священника, после семинарии учился на математическом факультете Московского университета. С 1915 г., выдержав конкурсный экзамен, стал сотрудником МХТ (расставался с театром на сезон 1919/20 г., с группой молодых актеров уехав в Уфу).
У него был высокий, чуть глуховатый голос, стремительная подача слова, крупные энергические черты; он словно бы стеснялся своего роста и немного сутулился; взгляд светлых глаз казался направленным в упор. Он начинал с вводов в резко характерные роли (Аполлон, «Провинциалка», 1918; Медведев, «На дне», 1921; трактирный слуга, «Ревизор», 1922), которые великолепно давались ему, как впоследствии дался ему нахальный любовник хозяйки, приказчик Наркис в «Горячем сердце» (1926) и буйный враль Ноздрев («Мертвые души», ввод 1938). Во время зарубежных гастролей 1922-1924 гг. Добронравов впервые встретился с ролями, которые потребовали иных свойств — мужественной сдержанности, сосредоточенного лиризма (Алеша в «Братьях Карамазовых», Петя Трофимов в «Вишневом саде»). Когда по возвращении МХАТа начали работу над пьесой Булгакова «Дни Турбиных», в роли капитана Мышлаевского Добронравов впервые явил свой дар юмора, размашистости, житейской достоверности — с возможностями «мхатовского» решения героического характера. Он обладал всецелой душевной открытостью и непосредственным воздействием, был одним из немногих, о ком можно сказать, что игра его, в каждый момент оплачиваемая кровью сердца, становилась потрясением для зрителя. Тоска и боль его персонажей, их растерянность хватали за душу, когда одинокий обитатель Унтиловска Редкозубов неуклюже просил о любви чужую, далекую женщину («Унтиловск», 1928), когда испитой, замученный Тихон плакал над мертвой Катериной («Гроза», 1934). Власть над залом рождалась тем, с какой полнотой — почти молниеносно, чуть ли не с первой репетиции, и навсегда — Добронравов сливался с образом; взрывы его темперамента исходили из самого существа роли. Его сценическое переживание было вдохновенным и увлекало партнеров. Актер редкостного мужского обаяния и заразительности, он обладал даром любить на сцене (о том, как сияли его синие глаза, неотрывно устремленные на Елену, вспоминает С. С. Пилявская, игравшая с ним на выездах «Женитьбу Белугина»). Он обладал и даром ненавидеть на сцене: ненавистью страстно жил его поручик Яровой, бледный, нервный, убежденный («Любовь Яровая», 1936). Он был органически правдив, — советские драматурги рассчитывали на него, и он наделял пленяющей убедительностью положительных персонажей их пьес — летчика Кирсанова во «Взлете» Ваграмова (1930), секретаря окружкома Михайлова в «Хлебе» Киршона (1931), Платона Кречета в одноименной пьесе Корнейчука (1935), Листрата в «Земле» Вирты (1937), капитана Сафонова в «Русских людях» Симонова (1943).
Вводы Добронравова в классические спектакли МХАТ — Голубь-сын, Красильников, Луп-Клешнин («Царь Федор Иоаннович», 1922, 1924, 1924), Петр («Нахлебник», 1922), слуга Кавалера («Хозяйка гостиницы», 1923), человек Крутицкого («На всякого мудреца?», 1923), Баев («Смерть Пазухина», 1924), Яша («Вишневый сад», 1928).
Самоценные, крупные работы — Васька Пепел («На дне», 1924), которого Добронравов наделял мучающей мечтой о простой, верной, хорошей жизни, и Лопахин («Вишневый сад», 1935), который так же был измучен «нескладехой» и жаждой добра. Эту жажду добра актер доводил до трагической силы в «Царе Федоре Иоанновиче» (1940), — задумчиво чуткий к людскому разладу, его Федор жил теплой, деятельной волей к согласию, страдальчески надрывался в усилиях утвердить божеское в мире. Сразу после «Царя Федора» МХАТ решал вопрос о новой постановке «Дяди Вани»: Добронравову назначался Астров, он же мечтал о Войницком. Соглашаясь с Кедровым, Немирович-Данченко и сам говорил, «что Хмелеву как будто не подходит играть Астрова» и «что Добронравову лучше бы Астрова, чем дядю Ваню». «Но я говорил еще, что нам нельзя не считаться с желаниями таких актеров, как Добронравов и Хмелев? Бывали случаи, когда прав оказывался актер, а не директор или режиссер». По решению Немировича-Данченко, Добронравов с марта 1941 г. начал репетиции, которые были прерваны войною и возобновились только 25 мая 1945 г. (премьера — спустя два года с лишним). Его Войницкий восхищал красотою редкостной натуры и в то же время казался братски близким. Заставлял плакать от сострадания, когда перехватишь его светлый затравленный взгляд, когда увидишь, как он оглушенно стоит со своими розами, когда услышишь, как он кричит: «Я не жил, не жил!». Критик К. Полякова расслышала тут шекспировское трагическое отчаяние, боль познания себя и мира: «Крик короля Лира в бурю». Добронравов сыграл «Дядю Ваню» 10 раз (последний спектакль — 18 октября 1949 г.).
В день 51-и годовщины открытия МХАТ актер мгновенно умер, сходя со сцены после окончания 6-й картины «Царя Федора».

И. Соловьева
>  4 апреля
Юбилей Сергея Десницкого


4 апреля исполняется 75 лет Заслуженному артисту РФ Сергею Глебовичу Десницкому.

Он окончил Школу-студию МХАТ в 1962 г., два года работал в театре «Современник», а затем вступил в труппу Художественного театра, где до своего ухода в 1991 г. сыграл 87 ролей. Был первым исполнителем в спектаклях: «Шестое июля» (Карелин), «Ночная исповедь» (Ласточкин), «Будни и праздники» (Вовка-критик), «Обратный счёт» (Оппенгеймер), «Возчик Геншель» (Вермельскирх), «Московский хор» (Станислав Геннадьевич), «Варвары» (Монахов). В перечне его работ – обилие вводов и срочных замен, связанное и с его феноменальной памятью, и с режиссёрским участием в нескольких постановках. Был режиссёром-ассистентом Б. Н. Ливанова в постановке «Чайки» (1968), и в этом спектакле им сыграны Дорн, Медведенко, Шамраев, Треплев, Сорин, Тригорин. В «Иванове» (Десницкий был в постановке О. Н. Ефремова режиссёром) его актёрское участие так же разнообразно: Косых, Львов, Лебедев, Боркин; на гастролях в ФРГ исполнял заглавную роль. В «Трёх сестрах» играл Тузенбаха, Андрея Прозорова, Солёного, Кулыгина, Вершинина. В «Старом Новом годе» играл также три роли (тесть, Иван Адамыч, Любин муж). После «Чайки» и «Иванова» как режиссёр-ассистент участвовал в спектакле «Кино». Вместе с Ю. Л. Леонидовым и В. Н. Шиловским возобновлял «Кремлёвские куранты». Входил в режиссёрскую группу спектакля «Так победим!».
С 1991 по 1997 год как режиссёр и актёр работал в театре «У Никитских ворот», где играл в спектаклях «История лошади» (Холстомер), «Триумфальная площадь» (Мейерхольд), «Летняя ночь. Швеция», «Морфий», «Преследование и убийство Жана-Поля Марата», «Бедная Лиза» (Леонид), «Дядя Ваня» (Серебряков), «Вишнёвый сад» (Фирс), «Я, бабушка, Илико и Илларион» (Илико), «Правда – хорошо, а счастье лучше» (Грознов). Поставил спектакли «Треугольник. Анна-Каренин-Вронский», «Необыкновенные приключения Мастера Михаила Афанасьевича и его Маргариты, Елены Сергеевны», «Утиная охота».
В 1997 году вернулся в труппу МХАТ. Играл в спектаклях «Амадей» (граф Франц Орсини Розенберг), «Самое главное» (Директор провинциального театра), «И свет во тьме светит» (Генерал), «Профессия миссис Уоррен» (Прейд), «Нули» (Мужчина, Адвокат), «Учитель словесности» (Директор гимназии), «Тутиш» (Сайфулло) и др.
В 1999 году возглавил Мемориальный Чеховский театр в Мелихове.
В фильмографии актёра порядка пятидесяти работ, среди которых: «Именем революции», «Эксперимент доктора Абста», «Шестое июля», «Умеете ли вы жить?», «День за днём», «Старая крепость», «Дознание пилота Пиркса», «Государственная граница», «Лекарство против страха», «Заклятие Долины Змей».
В 2014 году в свет вышла книга Сергея Десницкого «Братья Пётр и Павел. 1957 год».

Московский Художественный театр поздравляет Сергея Глебовича с юбилеем и желает ему здоровья, счастья и успеха во всех начинаниях!
>  1 апреля
Вновь на сцене — «Прокляты и убиты»
5 мая на Малой сцене Художественного театра состоится спектакль Виктора Рыжакова «Прокляты и убиты», поставленный по одноимённому роману Виктора Астафьева в 2010 году. Его название уже сошло с афиш МХТ, но в честь грядущего праздника — Дня Победы — спектакль будет сыгран ещё раз.
Сюжет основан на событиях 1942 года, пережитых Виктором Астафьевым. «Это моя правда о войне, — писал он, — моя и ничья больше. Она может не совпадать с иной правдой».

В спектакле заняты: Армен Арушанян, Максим Блинов, Денис Бобышев, Артём Быстров, Алексей Варущенко, Дмитрий Власкин, Артём Волобуев, Павел Ворожцов, Надежда Жарычева, Алексей Кирсанов, Алексей Краснёнков, Павел Лёвкин, Денис Матвеев, Азамат Нигманов, Артём Панчик, Владимир Панчик, Михаил Рахлин, Олег Савцов, Николай Сальников, Виктор Хориняк, Алексей Шевченков.

Билеты можно приобрести в кассах и на сайте театра. Стоимость билетов от 500 до 1000 р.