ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ
>  13 февраля
135 лет со дня рождения Евгения Вахтангова


13 февраля исполняется 135 лет со дня рождения Евгения Багратионовича Вахтангова (1883-1922) — актера, режиссера и педагога, основателя и руководителя Студенческой драматической студии, которая в 1921 году стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 года — Театром им. Евгения Вахтангова.

Он начинал на любительской сцене во Владикавказе, учился в Московском университете и драматической школе Адашева. С 1911 г. – сотрудник МХТ. Как актер Вахтангов тут занят мало и на вторых ролях, но он становится необходим Станиславскому как сотрудник в разработке “системы”: с марта 1911 г. Станиславский поручает ему занятия с группой молодых актеров, просит составить нечто вроде задачника по “системе”. В записях Вахтангова этой поры читаем: “Изгнать из театра театр”. Как педагог и режиссер он — нарасхват; с сентября 1911 г. преподает в школе актрисы МХТ Халютиной, сотрудничает с театрами “Летучая мышь” и “Бродячая собака”, Блок приглашает его в театр в Териоках. Но главная работа идет под эгидой Станиславского. С 1912 г. работает в открывшейся Первой студии МХТ, ставит “Праздник мира” Гауптмана. Спектакль был отмечен жестокой обнаженностью чувств, которая грозила разрушить грань между жизнью и творчеством актера. В 1913 г. Вахтангов начинает работать в Студенческой студии, которая спустя время получила права Третьей студии МХТ: “Усадьба Ланиных”, “Чудо святого Антония”, “Чеховский вечер”, несколько опытов в жанре трагедии (“Электра”). При этом он остается одним из лидеров Первой студии, где играет Текльтона в “Сверчке на печи”, ставит “Потоп” Г. Бергера. После революции активность уже тяжелобольного режиссера достигает предела: кроме работы в студиях мхатовского толка (Оперная студия Станиславского, Шаляпинская студия) он преподает и режиссирует в Пролеткульте, на Пречистенских курсах, в Пролетарской студии, в Народном театре; работает в Армянской студии и студии “Габима”, играющей на иврите. Он рвет с эстетикой жизнеподобия, ведет мятежные поиски новых форм, проявляет крайний субъективизм в восприятии авторов и персонажей, склоняется к всепоглощающему гротеску. Притом для него исходно важными остаются проблемы актерского творчества. Продолжая следовать “системе”, он хочет соединить ее с законами авангардной сцены. В какой-то момент Вахтангов склоняется к утверждению: не правда переживания играемого образа, а обнаружение самого себя, собственного “я” актера, собственного отношения к образу должно быть целью. Отказ от сценической иллюзии ради освобождения и очищения чистой актерской “игры с образом” лежит в основе его последнего спектакля — сверкающей и овеянной романтической иронией “Принцессы Турандот” Гоцци (1922).

Из статьи И. Н. Соловьевой, издание «МХАТ. 100 лет».
>  9 февраля
Гастроли
Санкт-Петербург (на сцене Александринского театра)

«Контрабас» — 2 и 4 марта

Губкин, Белгородская область (на сцене Центра культурного развития «Форум»)

«Старосветские помещики» — 4 марта

Старый Оскол (на сцене Старооскольского театра для детей и молодежи имени Б. И. Равенских)

«Старосветские помещики» — 5 марта

Железногорск, Курская область (на сцене Образцового Дворца культуры и техники)

«Старосветские помещики» — 6 марта

>  8 февраля
Лекция Натальи Наумовой «Видео в театре. Профессия без названия»


Московский Художественный театр имени А. П. Чехова в рамках режиссерской лаборатории «После революции (драматургия и проза 1920-1930-х)» представляет лекцию Натальи Наумовой «Видео в театре. Профессия без названия».

Лекция состоится 19 февраля в Мастерских МХТ, начало в 20.00.

Видео и проекция со временем заняли в театре уверенную позицию, и даже самые яростные критики сегодня не могут назвать использование видео или проекции сезонным трендом.
Вопрос интеграции исчерпан — что дальше?
Видеоинженер, видеохудожник, видеорежиссер, режиссер мультимедиа, видеооператор, видео, видеоарт — кто эти люди, откуда они приходят и что делают.

Наталья Наумова окончила ГИТИС (режиссерский факультет) в 2004 году, ВГИК (факультет режиссуры анимации и мультимедиа) в 2012 году. С 2010 года работает с видео в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Перми, Томска, Барнаула, Прокопьевска, Южно-Сахалинска, Норильска, Лондона и др. над спектаклями в постановке Александра Суворова, Дмитрия Егорова, Владимира Гурфинкеля, Георгия Цнобиладзе, Даниила Безносова, Марата Гацалова, Семена Александровского и др.

Стать слушателем лекции можно, прислав запрос на адрес zritel@mxat.ru. В письме необходимо указать свою фамилию. 
>  7 февраля
«Щепки». Лаборатория «После революции (драматургия и проза 1920-1930-х)»


Московский Художественный театр имени А. П. Чехова в рамках режиссерской лаборатории «После революции (драматургия и проза 1920-1930-х)» представляет эскиз спектакля «Щепки» по по повести Владимира Зазубрина «Щепка» и пьесе Юлии Поспеловой «Говорит Москва».

17 февраля, Новая сцена, в 15.00
18 февраля, Новая сцена, в 19.00

Артисты: Наталья Тенякова, Андрей Кузичев

Режиссер: Данил Чащин
Художник: Михаил Заиканов
Композитор: Дмитрий Бурцев

Спектакль-диптих по повести Владимира Зазубрина (1895-1937) «Щепка» и пьесе современного автора Юлии Поспеловой «Говорит Москва». Место действия – советская Россия. Время действия – 20-30-40-е годы XX века. Два голоса: голос председателя губернского ЧК и голос советской школьницы. Две истории о страшном времени. О людях, которые в нем родились и умерли. И о тех, кто продолжает в нем «жить» сейчас. Два разговора про историческую память, необратимость, разрушение детского рая и изгнание из него человека.

«- Желаю тебе скорейшего выздоровления. Поверь мне как старому доктору, поверь так, как верил гимназистом, когда я лечил тебя от скарлатины, что твоя болезнь, болезнь всего русского народа, безусловно, излечима и со временем исчезнет бесследно и навсегда. Навсегда, ибо в переболевшем организме вырабатывается достаточное количество антивещества. Прощай.
И доктор Срубов, боясь потерять самообладание, отвернулся, торопливо, сгорбившись, пошел к „стенке“».


Стать зрителем показов можно, прислав запрос на адрес zritel@mxat.ru. В письме необходимо указать свою фамилию. Количество мест ограничено. Убедительно просим ответственно подходить к заказам мест и отменять их, если в ваших планах что-то меняется: возможно, из-за вашего билета, который окажется невостребованным, мы напрасно откажем в посещении кому-то еще.
>  6 февраля
120 лет со дня рождения Аллы Тарасовой


6 февраля исполняется 120 лет со дня рождения легенды русской сцены, народной артистки СССР Аллы Константиновны Тарасовой (06.02 [25.01].1898 – 05.04.1973).

Алла Тарасова выросла в семье профессора-медика в Киеве. Увлеченная искусством МХТ, спектакли которого видела во время его киевских гастролей, приехала в 1914 г. экзаменоваться в актрисы. Найдя ее слишком юной для службы, ей предложили поступить в «Школу трех Николаев» (с 1916— Вторая студия МХТ). После дебюта в роли Финочки («Зеленое кольцо», 1916) репетировала роль Нины Заречной со Станиславским (спектакль не состоялся). В 1918 г. уехала из Москвы; позже присоединилась к «качаловской группе». Играла Офелию, Аню в «Вишневом саде», Верочку в «Осенних скрипках» Сургучева, фрекен Норман («У жизни в лапах»). Приняла участие в зарубежной гастрольной поездке МХАТ (1922-1924: Аня, Ирина, Соня, Саша Лебедева в чеховских спектаклях; Грушенька в «Братьях Карамазовых»; Настя в «На дне»; княжна Мстиславская в «Царе Федоре Иоанновиче»). Станиславский писал из Америки, что без Тарасовой не видит ни одного спектакля в будущем, однако ее жизнь в МХАТ в 20-е гг. была менее блистательна, чем начало. Второй расцвет и апогей славы Тарасовой приходится на 30-40-е гг.: Негина, «Таланты и поклонники»; Татьяна Луговая, «Враги»; Анна Каренина в инсценировке романа Толстого; Маша, «Три сестры»; Юлия Тугина, «Последняя жертва». Большим успехом пользовались киноработы артистки — Катерина в «Грозе», Екатерина I в «Петре I», Кручинина в «Без вины виноватых» (в 1963 г. Тарасова повторила этот образ на сцене).
После публичных аплодисментов Сталина на «Анне Карениной» и пяти Сталинских (Государственных) премий за Аллой Константиновной закрепился официальный статус «первой актрисы» Художественного театра и советского государства. Лучшей работой последних десятилетий ее жизни стала Мария Стюарт в трагедии Шиллера (1957).
В 1951-1954 гг. Алла Тарасова была директором МХАТ, с 1970 г. — председателем Совета старейшин МХАТ. С настороженностью восприняв репертуарную линию, намечавшуюся пришедшим в театр О. Н. Ефремовым, и возражая против пьесы Рощина «Валентин и Валентина», она, однако, с надеждой относилась к творческой личности нового руководителя («в него я верю очень») и на последнем этапе включилась в работу, сыграв мать Валентины (1971). Этот спектакль оказался ее последней премьерой.