ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Художественное руководство и дирекция

Ольга Хенкина
Мария Федосеева
Леонид Эрман
Юрий Рожков

Творческая часть

Репертуарная часть

Литературная часть

Музыкальная часть

Лидия Соколова

Издательский отдел

Служба главного администратора

Николай Булыкин

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе и государственным закупкам

Бухгалтерская служба

Альфия Васенина
Татьяна Медведева

Планово-финансовый отдел

Административно-хозяйственный отдел

Татьяна Елисеева
Ирина Цымбалюк
Лидия Суханова
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

Коктейль «Фигаро»

Елена Ямпольская, Известия, 28.12.2006
Когда создавалась «Театральная компания Евгения Миронова» и замышлялся ее дебютный проект — «Женитьба Фигаро», продюсер, а равно исполнитель главной роли Миронов вместе с постановщиком Кириллом Серебренниковым сразу декларировали: «Пьеса Бомарше — не шампанское». На тождественности (взаимозаменяемости) двух этих продуктов — театрального и алкогольного, — как известно, настаивал Александр Сергеевич Пушкин. 

«Фигаро, или События одного дня» (так — в афише) покрепче шампанского. Погрубее. Спектакль взошел на отечественных дрожжах и дает наутро похмельный синдром — вчера вроде бы хохотала в голос, а сегодня почему-то сердце щемит. ..

Тем не менее праздник налицо. Все совпало: и Новый год, и предвкушение комедии, и модный режиссер, и любимый актер, и понтовая тусовка. В премьерном зале рассаживались-раскланивались Владимир Спиваков, Леонид Парфенов, девочки Михалковы — Анна и Надя — с рыжеватым «фигликом» лет семи. Когда Сюзанна, умоляюще взывая: «Граф, я слабая женщина!», ловко бросила Альмавиву через плечо, внук Никиты Сергеевича издал нормальный пацанский вопль: «Слабая?!» В смысле — дурят нас эти бабы…

Желательная аудитория спектакля — от 16 и старше. В перелицованном тексте много того, что принято обозначать словом vulgar. Лексикон хрестоматийных героев обогатился понятиями «стерва», «сучка», «подстилка», «клево», «хана»… Сюзанна провозглашает главный постулат мирового феминизма: «Права не получают, раздвигая ноги». Граф клеймит супругу проституткой и обещает оторвать малолетнему Керубино яйца (пардон, но из инсценировки слово не выкинешь). Наконец, поменялось краеугольное выражение английского языка, знакомством с которым так гордится «полиглот» Фигаро. На смену God damn't пришло Fuck you…

Озвучиваю, поверьте, без задней мысли и не в упрек. Есть вещи, над которыми стебаться нельзя (на этом погорели «Антоний и Клеопатра»), а есть все остальное, когда добрая зрительская воля, нормальное чувство юмора и среднестатистическая широта взглядов обеспечивают стебу широкий успех. Из всех предыдущих работ Серебренникова «Фигаро», разумеется, состоит в теснейшем родстве с мхатовским «Лесом». Не только благодаря сценографии Николая Симонова — хотя на сцене опять фигурируют панели из ДСП, полированное советское фортепиано, не менее советский торшер и креслице в стиле 1960-х («простенько, но со вкусом»). «Фигаро», как и «Лес», сделан празднично. Подарочно. С каскадом и драйвом. Со множеством изящных переходов, а также намеков — тонких, толстых и четвертой степени ожирения. ..

Московская публика знает две «Женитьбы Фигаро»: неудачную, на мой взгляд, в «Ленкоме» и легендарную — в Театре Сатиры. Казалось бы, кто не видел живьем — многократно мог ознакомиться с телеверсиями. Однако зал в большинстве своем явно теряет девственность здесь и сейчас. Искренне радуется наивным, опереточным перипетиям сюжета. Сочувствует горькому пафосу Фигаро, а особенно — Марселины. Первый громкий аплодисмент достался все-таки Лие Ахеджаковой: «Вы, мужики, должны отвечать за грехи нашей юности!» Вообще Ахеджакова трогательна донельзя. Когда вместо анекдотичной престарелой невесты Фигаро (он же Эммануэль) обрел маленькую самоотверженную мамочку, мне лично понадобился бумажный платок. Прошибло.

В текст Бомарше (в то, что осталось от текста Бомарше) вдруг вплетаются реплики из «Служанок» Жана Жене. «Ваш липовый отвар, мадам» — и ужас ползет по позвоночнику… А когда под занавес первого акта вся компания, накинув расписные «фигарушки», приступает к ансамблевому музицированию — это же вылитое семейство Овечкиных. Привет фильму «Мама». Но тревожные тени проходят по лицу спектакля, как летние облака над мирным французским пейзажем. Все будет хорошо. Все поженятся. Пьесы, подобно сказкам, свадьбами обычно заканчиваются. Сколько помню, бракосочетание в завязке и семейная жизнь в развитии существуют только у Евгения Шварца («Повесть о молодых супругах»).

Невзирая на богатство свадебных туалетов и рекламную кампанию, проведенную в столичном загсе, «События одного дня», конечно же, не матримониальная пропаганда. Не призыв к демографическому взрыву. Не марш Мендельсона, растянутый на четыре часа. Тогда о чем этот спектакль? Да, наверное, о том же, о чем был «Безумный день» в «Сатире». «С умом и характером добиться повышения? Шутить изволите, ваше сиятельство… Подобострастие и бездарность — вот залог успеха».

Что играет Евгений Миронов? Да в принципе то же самое, что тридцать и даже двадцать лет назад еще играл его великий однофамилец. Молодого человека, который за один день взрослеет на целую жизнь. И если с утра все его заботы — обеспечить пару тазиков «оливье» к свадебному столу да гвоздь вбить (не с той целью, с какой это требовалось Буратино), то ночь он встречает не мальчиком, но мужем — во всех смыслах этого слова. К финалу Фигаро вполне мог поседеть — мы бы не удивились.

Миронов играет тонко, изощренно, но не очень смешно. Смешны ситуации, в которых оказывается его герой, а сам герой не весел. Это нормально для Миронова. Это нормально для России. Бомарше бы, наверное, удивился переменам в своем любимце. На какой почве эти перемены происходят? Да на нашей, на русской. Агент двух королей, постоялец двух тюрем, эпатажник, авантюрист, чуть ли не убийца («Ах, правда ли, Сальери, что Бомарше кого-то отравил? — Не думаю: он слишком был смешон для ремесла такого. — Он же гений, как ты да я. А гений и злодейство две вещи несовместные»), часовщик, женившийся на дворянском титуле, Бомарше создавал своего ловкого цирюльника, гения санкюлотов, подсматривая в зеркало. Для Пьера Огюстена Карона интрига была естественной формой существования белковых тел.

Нам это не годится. Интриганы, шпионы, разведчики, тайные агенты и прочие бойцы невидимого фронта в России на героев не тянут. Никакими Штирлицами эту здоровую идиосинкразию не перебьешь. Хитрость и сочувствие — две вещи несовместные. Русский Фигаро не может быть интриганом. Он просто дьявольски устал. И все его комбинации — ради одной минуты покоя.

Когда серый от круглосуточной работы Миронов вышел на поклоны, стало очевидно, что минута покоя не повредила бы и ему самому.
Пресса
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
В мэрии вручили ежегодную премию Москвы 29 деятелям культуры, агентство городских новостей «Москва», 8.09.2016
«Бунтари» Александра Молочникова, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 12.03.2016
Суждены им благие порывы, Ольга Фукс, Экран и сцена, 11.03.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Анатомия протеста, Антон Хитров, Colta.ru, 20.01.2016
Вот мой дом родной…, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 21.05.2015
Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015
Олег Табаков вручил свои именные премии коллегам по сцене, Общественное телевидение России, 20.03.2015
В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015
Табакова наградили золотом с бриллиантом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.03.2015
Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015
«19.14». И смех, и слезы, и война, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 1.12.2014
Кабаре военного времени, Роман Должанский, Коммерсантъ, 28.10.2014
Вечная мировая, Ирина Алпатова, Театрал, 20.10.2014
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014
Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014
Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014
Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014
Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014
Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014
Фоторепортаж «Репетиция спектакля „Контрабас“ в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014
В МХТ состоялась первая Ночь поэзии, телеканал «Культура», 3.06.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Свобода по Системе Станиславского, Ксения Ларина, The New Times, 21.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Внесистемный основоположник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 21.01.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013
Патриаршие пруды — новая станция метро, Наталия Каминская, Новые известия, 19.09.2011
Ничем не рискуя, Ольга Фукс, Ведомости, 13.09.2011
Вернули долг Булгакову, Алена Карась, Российская газета, 8.09.2011
О москвичах прошлого — москвичам настоящего, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 7.09.2011
«Мастер и Маргарита» вновь вернулись в Москву, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 6.09.2011
«Мастер и Маргарита» открывает новый сезон МХТ, видеосюжет телеканала НТВ-Москва, 6.09.2011
Геометрия мысли / Николай Симонов, Ирина Решетникова, Страстной бульвар, № 7-127, 07.2010
Актуальное искусство мистерии, Майя Мамаладзе, Livejournal, 19.10.2007
Ударники музыкального воспроизводства, Екатерина Бирюкова, Коммерсант, 16.10.2007
Черная мистерия, Алена Карась, Российская газета, 16.10.2007
Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007
Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007
Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007
Финита ля комедия, Итоги, 15.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Один, совсем один!, Наталия Каминская, Культура, 11.01.2007
Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, 11.01.2007
Работает, как ест, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2007
Перечти «Женитьбу Фигаро», Григорий Заславский, Независимая газета, 29.12.2006
Коктейль «Фигаро», Елена Ямпольская, Известия, 28.12.2006
Откупори абсентного бутылку, Роман Должанский, Коммерсант, 15.12.2006
Даешь шекспиризацию страны!, Алена Карась, Российская газета, 4.10.2006
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
Голая пионерка, Елена Ковальская, Афиша, 7.03.2005
Чувство глубокого удовлетворения, Наталия Каминская, Культура, 30.12.2004
Кому свадьба, кому правда, Анна Гордеева, Время новостей, 27.12.2004
Хорошо в лесу!, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.12.2004
«Лес» стал пущей, Роман Должанский, Коммерсант, 27.12.2004
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004