ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Художественное руководство и дирекция

Ольга Хенкина
Мария Федосеева
Леонид Эрман
Юрий Рожков

Творческая часть

Репертуарная часть

Литературная часть

Музыкальная часть

Лидия Соколова

Издательский отдел

Служба главного администратора

Николай Булыкин

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе и государственным закупкам

Бухгалтерская служба

Альфия Васенина
Татьяна Медведева

Планово-финансовый отдел

Административно-хозяйственный отдел

Татьяна Елисеева
Ирина Цымбалюк
Лидия Суханова
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

Один, совсем один!

Наталия Каминская, Культура, 11.01.2007
Гора надежд и упований родила антрепризную мышь весьма крупного размера. Между тем этот спектакль, первое детище недавно созданной артистом Евгением Мироновым Театральной компании, с легкостью можно было бы назвать «больше, чем спектаклем». Как поэт в России больше, чем поэт, так и выдающийся актер Евгений Миронов, соответственно, больше, ибо в последнее время проявил себя театральным организатором. Пока полным ходом шли репетиции «Фигаро», Миронов получил пост директора Театра Наций, здание бывшего Театра Корша и перспективу создания в нем площадки подлинно современного искусства. Так что, хочешь не хочешь, а «Фигаро» — буревестник будущих свершений в этом самом театре. Оставим в стороне шум, связанный с переделом театральной собственности. Попробуем сосредоточиться на творческой стороне акции. Если в здании в Петровском переулке отныне поселится яркая, молодая режиссерская мысль, зазвучит талантливый, современный сценический язык, то - вперед, граждане, «может, мы обидели кого-то зря, календарь закроет этот лист». Театр, в конце концов, — жестокая вещь, и спор поколений — тоже вещь небезболезненная. Однако был бы спор… «Фигаро» пока что аргументами не запасся.

Неужто все, собираемое в компанию по антрепризному принципу, обречено на неизбежно мизерный художественный результат? Актеры в «Фигаро» жмут и плюсуют ровно так же, как жмут и плюсуют в трижды проклятых критикой опусах различных театральных агентств. Такой мощный идет «чес»! Да со звездами, да коротенько, на четыре часа, коих часть зрителей не выдерживает и ретируется после первого акта! Глядя на эффектные выходы Лии Ахеджаковой в роли Марселины или Авангарда Леонтьева в роли доктора Бартоло, на все их фирменные примочки, вспоминаешь затертую театральную аксиому: хороший актер отличается от плохого тем, что у него в запасе не один, но множество штампов. Отгадаем с двух раз: где любят эксплуатировать штампы хороших актеров? Правильно — в антрепризе. И тут надо вовремя оговорить главное — нет, дело, в сущности, не в том, что артист Евгений Миронов и режиссер Кирилл Серебренников сделали «Фигаро» именно в этой организационной театральной модели, дело — в качестве конечного продукта. Хотя предательские догадки посещали ближе к финалу, который затянулся и запутался в разработках отдельных побочных историй до невозможности: быть может, худруки Современника и МХТ как-то по-отечески лимитировали неуемные игры режиссера, оттого его репертуарные спектакли выглядят более стройными и законченными?

Однако, возразят автору этих строк, что вы все — о второстепенном и несущественном? Главное ведь что? Пьеса Бомарше переписана современным языком, действие перенесено в наши дни, и в этом должно быть некое современное звучание. Это правда, должно бы так и быть. Вот только современное звучание — вещь весьма коварная. Бывает, на артисте камзол с париком и говорит он шестистопными ямбами, но разит прямо в яблочко. А бывает, голова обрита, пиджак сегодняшнего фасона, штиблеты и все такое, а суть происходящего какая-то среднестатистическая, ни то, ни се.

Кирилл Серебренников и художник Николай Симонов помещают один безумный день из жизни Фигаро в давно ими облюбованные интерьеры советских апартаментов. Графиня Розина — Елена Морозова носит платья по моде 80-х годов (художник по костюмам Дмитрий Логинов), Фигаро заготовляет для свадебного стола тонны старомодного зеленого горошка и майонеза, а граф Альмавива — Виталий Хаев — тем временем обрит, как нынешний бизнесмен, и одет соответственно. И опять, Сюзанна — Юлия Пересильд ходит в короткой «пионерской» юбочке, а платье Марселины вполне подошло бы для современного торжества. Добавим электрогитары, при помощи которых молодежь графского дома изображает приснопамятные ВИА, двуспальную кровать эпохи профсоюзных санаториев и новейшего образца металлические вешалки для платья, чтобы окончательно закрыть тему времени действия. Не в этом, как говорится, дело. Тогда в чем?

В текстовой отсебятине, возможно (взят перевод Марии Зониной и многое переписано, а также дописано). В рассуждениях о дедовщине в армии (это по случаю призыва Керубино на военную службу). Или в крепких выражениях по разным поводам. Или в том, что ключевая, по мнению Фигаро, английская фраза на любой случай, звучавшая в оригинале как “God demn!”, превратилась в спектакле в “Fuck your”. Или в главном монологе Фигаро, где тема обличения сильных мира сего усилена размышлениями о войнах христиан с мусульманами и о свободе прессы. Знающим, как сочиняются капустники, хорошо знакома подобная ситуация. «Мозговой штурм» совершается примерно так: что там у нас на злобу дня, какие темы и выражения? Собираем, записываем и раскидываем по персонажам. По существу, «Фигаро» К. Серебренникова и есть капустник, только очень-очень длинный, недешево изготовленный и использующий солидную дозу того, что все-таки сочинил лично француз Бомарше. А самое грустное заключается в том, что все ходы и акценты в «Фигаро» приблизительны. Перед нами — приблизительно то, что давно уже делается в европейском театре, но без выверенной точности замысла и строгого отбора средств, наблюдаемых в его лучших образцах. Приблизительно то, что могло бы стать социально острой темой, если бы не досадная разбросанность в мыслях. Приблизительно искрометная комедия, если бы не бесконечные длинноты и тяжеловесные антрепризные штуки исполнителей. Елена Морозова и Виталий Хаев играют лучше, убедительнее, чем сам Евгений Миронов. Ибо, кто этот Фигаро — озлобленный современный парвеню или классический плут, ведущий многотрудную, горестную жизнь, так и не прояснено режиссером. Равно не определено и такое «незначительное» обстоятельство, как наличие любви к Сюзанне, двигающее, между прочим, у Бомарше весь сюжет. Более всего этот Фигаро озабочен сведением счетов с элитой, борьбой человека из низов за место под солнцем. Одинокий, упрямый, неулыбчивый, недурно играющий на фортепиано и поющий французские песенки, бедный парень избрал себе крепкую простонародную деваху Сюзанну, кажется, только потому, что не смог пробиться повыше. Маловато для такой личности, как Фигаро, — возьми хоть эпоху Бомарше, хоть наши дни. А уж о таких «мелочах», как феодальное право графа на первую ночь со служанкой, да в обстоятельствах конца ХХ века, и вспоминать не хочется. Чепуха какая-то получается.

И вообще, хотелось бы, наконец, ясности: мы все еще любим тот самый салат «Оливье», который весь день готовят и поедают герои спектакля, или пора уже его — в утиль, вместе с почтением к драматургическому оригиналу? А, может, мы уже полюбили салат «Цезарь», только вот готовить его пока не умеем, ингредиентов не знаем, и поэтому смешиваем сухарики с солеными огурцами и заправляем майонезом вместо сливочного соуса?
Пресса
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
В мэрии вручили ежегодную премию Москвы 29 деятелям культуры, агентство городских новостей «Москва», 8.09.2016
«Бунтари» Александра Молочникова, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 12.03.2016
Суждены им благие порывы, Ольга Фукс, Экран и сцена, 11.03.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Анатомия протеста, Антон Хитров, Colta.ru, 20.01.2016
Вот мой дом родной…, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 21.05.2015
Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015
Олег Табаков вручил свои именные премии коллегам по сцене, Общественное телевидение России, 20.03.2015
В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015
Табакова наградили золотом с бриллиантом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.03.2015
Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015
«19.14». И смех, и слезы, и война, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 1.12.2014
Кабаре военного времени, Роман Должанский, Коммерсантъ, 28.10.2014
Вечная мировая, Ирина Алпатова, Театрал, 20.10.2014
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014
Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014
Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014
Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014
Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014
Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014
Фоторепортаж «Репетиция спектакля „Контрабас“ в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014
В МХТ состоялась первая Ночь поэзии, телеканал «Культура», 3.06.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Свобода по Системе Станиславского, Ксения Ларина, The New Times, 21.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Внесистемный основоположник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 21.01.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013
Патриаршие пруды — новая станция метро, Наталия Каминская, Новые известия, 19.09.2011
Ничем не рискуя, Ольга Фукс, Ведомости, 13.09.2011
Вернули долг Булгакову, Алена Карась, Российская газета, 8.09.2011
О москвичах прошлого — москвичам настоящего, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 7.09.2011
«Мастер и Маргарита» вновь вернулись в Москву, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 6.09.2011
«Мастер и Маргарита» открывает новый сезон МХТ, видеосюжет телеканала НТВ-Москва, 6.09.2011
Геометрия мысли / Николай Симонов, Ирина Решетникова, Страстной бульвар, № 7-127, 07.2010
Актуальное искусство мистерии, Майя Мамаладзе, Livejournal, 19.10.2007
Ударники музыкального воспроизводства, Екатерина Бирюкова, Коммерсант, 16.10.2007
Черная мистерия, Алена Карась, Российская газета, 16.10.2007
Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007
Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007
Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007
Финита ля комедия, Итоги, 15.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Один, совсем один!, Наталия Каминская, Культура, 11.01.2007
Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, 11.01.2007
Работает, как ест, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2007
Перечти «Женитьбу Фигаро», Григорий Заславский, Независимая газета, 29.12.2006
Коктейль «Фигаро», Елена Ямпольская, Известия, 28.12.2006
Откупори абсентного бутылку, Роман Должанский, Коммерсант, 15.12.2006
Даешь шекспиризацию страны!, Алена Карась, Российская газета, 4.10.2006
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
Голая пионерка, Елена Ковальская, Афиша, 7.03.2005
Чувство глубокого удовлетворения, Наталия Каминская, Культура, 30.12.2004
Кому свадьба, кому правда, Анна Гордеева, Время новостей, 27.12.2004
Хорошо в лесу!, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.12.2004
«Лес» стал пущей, Роман Должанский, Коммерсант, 27.12.2004
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004