ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — СЕРГЕЙ ЖЕНОВАЧ
Чайка
МХТ

Художественное руководство и дирекция

Людмила Таширева
Юрий Рожков

Творческая часть

Репертуарная часть

Литературная часть

Музыкальная часть

Лидия Соколова

Издательский отдел

Отдел по связям с общественностью

Мария Федосеева

Служба главного администратора

Николай Булыкин

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе и государственным закупкам

Бухгалтерская служба

Альфия Васенина
Татьяна Медведева

Планово-финансовый отдел

Административно-хозяйственный отдел

Татьяна Елисеева
Ирина Цымбалюк
Лидия Суханова
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

ДЕСЯТЬ РЕПЛИК В СТАРОМ СПОРЕ

Алексей Филиппов, Известия, 20.10.2003
На канале «Культура» стартовал проект «Театральный лицей». 10-серийную передачу приурочили к 60-летию Школы-студии МХАТ. Автором и ведущим стал Анатолий Смелянский, героями — бывшие выпускники.

Ректор школы-студии говорит о традициях Художественного театра, вышедшие в звезды студенты вспоминают о былом. О профессоре-фанатике классической словесности, который мог запустить в перевравшего любимый текст студента портфелем, о легендарном ректоре, тончайшем Вениамине Захаровиче Радомысленском, о повадках мхатовских небожителей.

Рядом с другими театральными вузами школа-студия всегда выделялась хорошими манерами: среди прочего здесь принято здороваться решительно со всеми — и знакомыми, и незнакомыми. Об этом байка Льва Дурова, в студенческие времена столкнувшегося в институтском коридоре с абсолютно пьяным Михаилом Тархановым (народный артист СССР с 1937 года, доктор искусствоведения, профессор) и от ужаса вжавшегося в стенку. Тарханов прошел мимо, но затем Дурову сделали выговор: со старшими надо здороваться.

Если посмотреть только одну передачу из десяти, то «Театральный лицей» может показаться набором театральных анекдотов. Но после нескольких серий впечатление будет другим. Речь в сущности идет о дереве и его побегах. Дерево — дом в Камергерском переулке, а о ветвях будет сказано в выпусках, посвященных «Современнику», взаимоотношениям мхатовских артистов с кинематографом, о зарубежных проектах, особенностях мхатовской школы.

Это вполне дискуссионный вопрос: театральные языки все больше унифицируются, лица театров определяет не школа, а художественные пристрастия их руководителей. Театральную Россию «омхачивали» около полувека — это имело плачевные последствия и для нее, и для закостеневшего в величии, переставшего развиваться МХАТа. Кризис обозначился в конце 40-х и в 50-е годы. Затем театр возглавил Олег Ефремов, положивший жизнь, доказывая, что главный театр страны жив. Поначалу его доводы выглядели очень убедительно. Теперь МХАТ вытягивает Олег Табаков: пока у него это получается.

«Театральный лицей» — аргумент в длящемся не одно десятилетие споре, участники которого пытаются разобраться в том, что такое МХАТ. Великий и вечно живой театр или имитирующее жизнь национальное достояние, периодически воскресающее благодаря искусной гальванизации. Анатолий Смелянский выстроил свою систему доказательств. Для того чтобы ее оценить, надо дождаться, пока в эфир выйдут все десять передач — десять реплик в старой и, похоже, бесконечной дискуссии.