Художественное руководство и дирекция

Руслан Кулухов
Владимир Хабалов
Ляйсан Мишарина
Наталья Перегудова
Сергей Шишков
Вячеслав Авдеев
Константин Шихалев

Творческая часть

Репертуарная часть

Наталья Беднова
Олеся Сурина
Виктория Иванова
Наталья Марукова
Людмила Калеушева

Медиацентр

Анастасия Казьмина
Дарья Зиновьева
Александра Машукова
Татьяна Казакова
Наталья Бойко
Екатерина Цветкова
Олег Черноус
Алексей Шемятовский

Служба главного администратора

Светлана Бугаева
Анна Исупова
Илья Колязин
Дмитрий Ежаков
Дмитрий Прокофьев

Отдел проектной и гастрольной деятельности

Анастасия Абрамова
Инна Сачкова

Музыкальная часть

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе

Евгений Зубов
Надежда Мотовилова

Финансово-экономическое управление

Альфия Васенина
Ирина Ерина
Елена Гусева

Административно-хозяйственный отдел

Марина Щипакова
Татьяна Елисеева
Екатерина Капустина
Сергей Суханов
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

Табаков задумал новое строительство

Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.08.2008
Сегодня МХТ им. Чехова открывает свой новый сезон — 111-й по счету. Но юбилейному настроению худрук Художественного театра Олег Табаков предпочитает исключительно деловое. Во всяком случае на сборе труппы, который пройдет в МХТ сегодня днем, он намерен сделать несколько громких заявлений. Накануне обозреватель «МК» встретился с Олегом Павловичем.

Табаков ест в кабинете — столько дел, что нет времени сбегать в буфет. Стол завален бумагами, в приемной — очередь.

- Олег Павлович, что первое скажете труппе про сезон-2008-2009?

 — Сезон более или менее приметный с исторической точки зрения — все-таки 110 лет Художественному. И хотим мы того или нет, но надо отметить: театру возвращена рабочая форма, театр получил царский подарок от Путина — единственную в Москве сцену, оснащенную в духе XXI века. А это значит, что созданы реальные условия для того, чтобы — и тут я, наверное, скажу самые важные слова — заняться искусством.

- То есть вы хотите сказать, что до этого занимались чем-то другим?

 — В недостаточной мере. В новом сезоне необходим действительный поиск, пробы вплоть до риска, до поражений, до открытий. Мне нужно отыскать хоть откуда-нибудь еще пять-шесть молодых режиссеров. То есть поставить на крыло поколение, которое себя всерьез заявило на «Коньке-Горбунке». В этом смысле буду считать, что долг я свой выполнил. Ведь, согласись, когда дом богат, когда евроремонт, книги с золотым тиснением, картины по стенам, а детей нет, — неуловимо-терпкий запах тухлятины наличествует.
Я поставил в этом сезоне еще одну наполеоновскую задачу — это строительство филиала театра. Есть понимание и поддержка первого вице-премьера Игоря Шувалова.

- А где же будет филиал?

 — Вот здесь же, напротив, в Камергерском переулке. Видишь двухэтажный особняк? Несколько лет назад здесь существовал некий инвестиционный проект строительства досугового центра. Теперь он будет иметь государственный статус, и МХТ в нем де-юре принадлежат три тысячи квадратных метров. Надеюсь, государство к ним добавит еще 6-7 тысяч, и таким образом мы будем иметь филиал. Что в нем? Сцена на 600 мест, зал-трансформер на 400 мест. Там же должна быть библиотека, там же - маленький кинозал, куда люди, если они придут с улицы, смогут за маленькие деньги взять на носителе спектакль МХТ, современного или старого.

- «И не жирно Табакову еще и филиал?» — спросят ваши коллеги. У вас и так площадей хватает — Малая сцена, Новая?

 — В этом случае Малая сцена отойдет Школе-студии МХТ как учебная, а Новая построена на подаренный лично мне миллион долларов. И не их собачье дело — знать, куда я вкладываю свой миллион. Я идею с филиалом не только не оставляю, он - жизненно необходим. Ведь сегодня молодые сопляки выходят на большую сцену два-три раза в месяц, а должны выходить десять. Они растут, приращивают свое умение только тогда, если напрямую работают с людьми, умеющими играть. Актерское ремесло передается только из рук в руки, и никакие заочные обучения, лекции, мастер-классы этому не учат. Это все блеф, если не сказать хуже.

- Какой отрицательный опыт вы не хотели бы повторить из прошлого сезона?

 — Из-за ремонта, который продолжался практически два года, нарушился нормальный ритм работы театра. Раньше мы выпускали 10-12 спектаклей в год. Ремонт из 20 месяцев сожрал 10, и мы выпускали по 5 спектаклей. В этом сезоне я думаю этот привычный «вывих» исправить.

- Переходим к конкретным планам?

 — Что будет? «Трехгрошовая опера» Брехта (Брехт никогда не шел на сцене этого театра, а значит, это риск). Адольфу Шапиро заказана пьеса по «Обрыву» Гончарова, а Владимиру Петрову — инсценировка по Уальдеру. Будут работать режиссер Александр Морфов, режиссер из Франции Лаводан будет ставить «Соломенную шляпку» Лабиша. Дальше идут: «Иванов» Чехова или же работа по Горькому с режиссером Бутусовым. По мечтаниям моим — «Царь Федор» с Димой Назаровым и Женей Мироновым в главных ролях.

- С Мироновым? Он уже дал согласие — ведь у него же собственный театр, съемки и т.д.?

 — Конечно, он заинтересован.

- Значит, можно говорить о том, что поставлена точка в конфликте, случившемся между Табаковым и Мироновым два года назад из-за театра Корша?

 — Я, по-моему, единственный, кто с самого начала сказал, что никакого конфликта с моим учеником быть не может. Никаких претензий на сцену театра Корша, переданную Жене Миронову, у меня не может быть. Я хочу, чтобы был филиал, а где он будет, я решу сам.
Возвращаемся к планам: ведутся переговоры с режиссером Эренбургом, немецким режиссером Юргеном Гошем. Евгений Писарев думает ставить «Пиквикский клуб», а Николай Скорик уже работает над «Метелью» Сигарева. Это такая программа на два года.

- Самый дорогой проект прошлого сезона — «Конек-Горбунок» — обошелся МХТ в 25 миллионов рублей. В этом сезоне какой спектакль будет стоить столько же?

 — «Трехгрошовая опера». Есть такой дурацкий термин, я ввел его для себя: «собираемость зрительного зала». Это означает одно: кто должен быть занят в спектакле, чтобы спектакль был продан как аншлаговый. В России, как и сто лет назад, ходят не на режиссеров, а на артистов. Поэтому надо быть ответственным перед людьми, зарабатывающими деньги, заботливо и рачительно их использовать.

- Вот, кстати, о звездах, зарабатывающих деньги. Состоится ли в конце концов спектакль «Отелло» с Дмитрием Дюжевым, закрытый в прошлом сезоне?

 — Не будет. Там концы с концами не сходились, и замысел шел наперекос с основным смыслом пьесы.

- Какое медийное лицо пополнит труппу МХТ в новом сезоне?

 — Я думаю, это будет Николай Чиндяйкин. Он уже у нас сыграл Фирса в «Вишневом саде» и будет занят в «Трехгрошовой опере».

- Может, еще и Никиту Михалкова пригласить, кстати, классного артиста?

 — Ты знаешь, ведь у меня спина подвалом защищена (имеется в виду «Табакерка»). Если кого в МХТ не хватает, я запустил руку в мешок и выхватил оттуда.

- Вот Владимир Машков? Вернется ли он в театр и будет ли ставить в МХТ?

 — Он думает. Думает серьезно. Может, сомневается, тревожится, что давно не брал в руки шашку, — семь лет прошло, но - думает.

- Олег Павлович, будут ли повышаться цены на билеты, которые и так на большинство ваших спектаклей трудно достать?

 — Цены минимальные повышаться не будут. Таких билетов — у нас 15%. На Новой сцене билеты никогда не будут дороже 250 рублей. И не надо забывать, что у Художественного театра есть серьезная программа бесплатного показа спектаклей для студентов.

- И все-таки хочу уточнить: на 85% билетов вы будете поднимать цену?

 — В этом сезоне во всяком случае нет.

- Долгожданная «Синяя птица» в постановке Дмитрия Чернякова — она все-таки «долетит до середины Днепра», т.е. МХТ?

 — Знаешь, я предпочитаю теперь, после двухлетнего сватовства, чтобы девушка представила мне доказательства своего увлечения. 

- Какое место в этой обширной программе нового сезона вы отводите артисту, а не худруку Табакову?

 — В МХТ — не знаю, здесь у меня другие заботы. А в «подвале» я буду играть в «Женитьбе Фигаро».

- Вы - граф?

 — Да, граф. В сочетании с Пеговой — Сюзанной, Безруковым — Фигаро и Зудиной — графиней может получиться довольно интересный клубок.
В общем, все идет нормально, поступательно. У кого-то это вызывает или раздражение, или непонимание, но дело идет своим чередом. И оно рассчитано не на мою карьеру, а на то, что не на мне жизнь заканчивается.
Если филиал построю — это означает, что я выиграл это поколение. Нет, не я, а мы все. И моя совесть будет чиста.