Художественное руководство и дирекция

Руслан Кулухов
Владимир Хабалов
Ляйсан Мишарина
Наталья Перегудова
Сергей Шишков
Вячеслав Авдеев
Константин Шихалев

Творческая часть

Репертуарная часть

Наталья Беднова
Олеся Сурина
Виктория Иванова
Наталья Марукова
Людмила Калеушева

Медиацентр

Анастасия Казьмина
Дарья Зиновьева
Александра Машукова
Татьяна Казакова
Наталья Бойко
Екатерина Цветкова
Олег Черноус
Алексей Шемятовский

Служба главного администратора

Светлана Бугаева
Анна Исупова
Илья Колязин
Дмитрий Ежаков
Дмитрий Прокофьев

Отдел проектной и гастрольной деятельности

Анастасия Абрамова
Инна Сачкова

Музыкальная часть

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе

Евгений Зубов
Надежда Мотовилова

Финансово-экономическое управление

Альфия Васенина
Ирина Ерина
Елена Гусева

Административно-хозяйственный отдел

Марина Щипакова
Татьяна Елисеева
Екатерина Капустина
Сергей Суханов
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

Кризисный менеджер

Валерий Выжутович, Российская газета, 27.02.2009
В одной из начальных сцен «Последней жертвы» Александра Островского очень богатый купец Флор Федулыч Прибытков, влекомый сердечной истомой, наносит визит молодой вдове Юлии Павловне Тугиной, желая взять ее на свое попечение. 

И происходит такой диалог. Флор Федулыч: «Домик-то так, после смерти супруга, и не отделывали?» Юлия: «Кто у меня бывает, кто его видит! Зачем же лишний расход». Флор Федулыч: «Что касается приличия, то никогда не лишнее, а даже необходимое-с. А дом этот точно отделывать не стоит. Он почти за чертой города, доходу не приносит, состоит при фабрике, которая давно нарушена, ну и значит, вам надо это имение продать». Юлия: «А где же мне жить, Флор Федулыч?» Флор Федулыч: «Да ведь у вас есть другой дом, в городе-с. Отделать там небольшую квартиру, комнат шесть-семь, хороших; две-три гостиные-с, будуар. Мебель а-ля Помпадур-с». Юлия: «Сколько хлопот, да и не привычна я к такой жизни». Флор Федулыч: «Хлопоты эти не ваше дело-с, это я беру на себя, вам только и труда будет переехать-с. А если вы не привычны к такой жизни, так мы вас постепенно приучим».

Флора Федулыча в спектакле МХТ играет Олег Табаков. А первый диалог между Прибытковым и Тугиной — это чуть ли не стенограмма разговора нового худрука с артистами. Разговор происходил 30 сентября 2000 года. Тогда на сборе труппы Табаков впервые предстал в качестве хозяина МХАТа (из названия этого театра вскоре выпало «А»). Произносилось ли нечто подобное именно в тот день или звучало позже — не имеет значения. В главном все поразительно схоже, каждая реплика — «в тему». И про «домик», который после кончины Ефремова «так и не отделывали». И - ответно — насчет того, «кто у меня бывает, кто его видит!» (зрительный зал заполнялся максимум наполовину, аншлаги случались лишь на премьерах, и то не всегда). И про «две-три гостиные-с» (Основная и Малая сцены; шесть лет назад открылась Новая). И про «мебель а-ля Помпадур-с» (оснастить Основную сцену современным оборудованием, что и было сделано в результате масштабной реконструкции). И про то, что «хлопоты эти не ваше дело-с, это я беру на себя, вам только и труда будет переехать-с». И про то, наконец, что «если вы не привычны к такой жизни (в служебных помещениях МХАТа окурки гасились об батарею, в туалет было страшно войти, принять на грудь перед спектаклем почиталось делом чести, доблести и геройства. — В. В. ), так мы вас постепенно приучим».

Табаков играет Прибыткова не матерым купчиной, а умным, просвещенным капиталистом, вошедшим в новую российскую реальность, как нож в масло (искреннюю, трепетную любовь его героя к Тугиной мы здесь оставляем в стороне — у нас другая тема). Аналогии с худруком МХТ вполне прозрачны. А реплики Флора Федулыча просто сами просятся в названия подглавок этого интервью.

«Что прикажете: кресло, бельэтаж-с?»

- Вы иногда аттестуете себя так: «Я генерал по ведомству Шойгу». И Художественный театр вы возглавили именно как — снова ваши слова — «кризисный менеджер». Из творческого и хозяйственного кризиса вы свое «предприятие» вывели. Но теперь ему выпало новое испытание — мировой финансовый кризис. Как с этим кризисом справляетесь?

 — Финансовый кризис одинаково затронул все население страны: инфляция, рост безработицы, дорожание жизни… Что же касается театрального цеха, то тут у всех по-разному. Кто научился зарабатывать, тот последствия этого кризиса преодолевает уверенней и без особых потерь.

- Это вы об МХТ?

 — В частности, и о нем. В феврале по продаже билетов Художественный театр вышел на 100 процентов. Можно, конечно, сказать: «Эка заслуга! Люди идут сегодня в театр, чтобы развеять мрачные мысли, вот и Великая депрессия в США, как мы помним, хорошо поспособствовала расцвету Голливуда». Но я все-таки думаю, что высокая посещаемость нашего театра не связана с желанием публики найти отдохновение от житейских невзгод. Интерес к спектаклям МХТ, он ведь возник не вдруг и не сегодня. Это уже многолетний и устойчивый интерес. Чтобы убедиться в том, достаточно прийти к кассе театра в дни предварительной продажи билетов, она происходит раз в месяц. Так вот, в последний раз очередь растянулась чуть ли не по всему Камергерскому, в ней стояло более 850 человек.

«Дюшесы нынче недороги-с»

- Вы хотите сказать, что даже в условиях кризиса, когда вроде бы надо экономить на всем, зрителю не жалко потратить полторы-две тысячи рублей на билет в МХТ?

 — Необязательно столько. У нас есть билеты и по двести-триста рублей. В зал Основной сцены таких билетов не так много. А, скажем, на Новой сцене, где идут наши экспериментальные работы, лучшие спектакли Школы-студии, билеты никогда не стоят дороже двухсот пятидесяти.

- А сколько стоит билет в ближнем партере на спектакль «N 13»?

 — Дорого. Это спектакль у нас самый дорогой. Но даже и на него можно приобрести сравнительно дешевые билеты.

«Сколько вам потребуется на проживание, вы всегда можете получить от меня»

- Судя по заполняемости трех ваших залов, зрителей МХТ кризис как бы и не затронул. А работников театра?

 — Их материальное положение всецело зависит от количества зрителей и от качества предлагаемых спектаклей. Из чего сразу понятно, что зарплаты в Художественном театре не подверглись сокращению. Как «генерал по ведомству Шойгу» докладываю: «Пострадавших пока нет».

- Вопрос не вполне деликатный, но все-таки: сколько в среднем зарабатывает артист МХТ?

 — Абсолютную цифру называть не хочу. Скажу так: эта сумма сопоставима с деньгами, которые получают актеры муниципальных театров Европы. А в 2000 году средняя зарплата мхатовского актера составляла 5-7 тысяч рублей.

- Актерская зарплата в МХТ зависит от званий?

 — Никоим образом. Всю эту систему советскую я сразу отменил. Актеры зарабатывают сообразно их вкладу в театральное дело. Попросту говоря, кто больше и лучше играет, тот больше и зарабатывает.

- Ну да, профессия жестокая: не востребован — сиди голодным. Но у вас в труппе есть актеры, когда-то принесшие славу Художественному театру. Ушли из репертуара спектакли, в которых они блистали, а в новых постановках не каждый из этих актеров получает роль. Незанятость отражается на зарплате. Оставлять знаменитых мхатовцев без куска хлеба — как-то, согласитесь, немилосердно.

 — Без куска хлеба они не остаются. Кто-то из них действительно нуждается в серьезной материальной поддержке и получает ее. Я вам больше скажу. Почти сразу с момента вступления в должность я установил правило: после 25 лет, отданных театру, человек не может быть уволен из МХТ. Хотя я уволил многих артистов за ненадобностью. Но 25 лет мхатовского стажа — это, считайте, охранная грамота. Выходит актер на сцену, не выходит ли - свою, скажем так, тысячу у.е. он получает безоговорочно. В сущности, я восстановил систему пенсионного обеспечения, которая существовала в дореволюционном МХТ. Но у нас практикуются и другие меры социальной защиты. К примеру, актеру, отрабатывающему две смены в течение дня, дается 150 рублей на еду. А сотрудники, у которых есть дети, получают 7 тысяч рублей в месяц на каждого ребенка.

- Это не госбюджетные деньги?

 — Нет, это деньги, заработанные театром.

«Ваше дело — жить в удовольствии, а наше дело — вас беречь и лелеять»

- Сколько денег МХТ зарабатывает самостоятельно?

 — Больше половины нашего бюджета. Причем наблюдается положительная динамика. Пять лет назад мы собирали в месяц 14 миллионов рублей, а сейчас, в феврале, будет собрано 26,5 миллиона. Пятилетний рост, таким образом, составляет примерно 40 процентов.

- Приращением сценических площадок, их модернизацией вы занимаетесь за счет государственных средств?

 — Не только за счет государственных. Новая сцена была построена на средства частного лица.

- Нашелся щедрый меценат?

 — Нашелся. Он дал мне миллион долларов.

- Имя его не назовете?

 — Не назову. Это был очень известный человек. Несколько лет назад он, к сожалению, умер.

- А что с филиалом? Решение о его строительстве принято или нет?

 — Решения еще нет. Есть только поддержка со стороны правительства. Я встречался с первым вице-премьером Игорем Шуваловым и, как мне кажется, убедительно обосновал необходимость филиала.

- Он не сказал вам: «Помилуйте, у МХТ и без того три зала!»?

 — Нет, он проявил понимание этой идеи.

- В чем она?

 — Сейчас объясню. Видите ли, актерское ремесло — из тех ремесел, которые передаются только из рук в руки. Я играл на сцене с людьми, умеющими играть. С Женей Евстигнеевым, с Олегом Ефремовым, с Лилей Толмачевой… Когда я вышел на сцену «Современника», мне был 21 год, а им по 30 лет и даже больше. И я научился. Сегодня же молодые актеры выходят на Основную сцену пять-семь раз в месяц. А должны выходить как минимум раз пятнадцать, только тогда их можно поставить на крыло.

- Выходит, филиал нужен вам как площадка для выращивания театрального молодняка?

 — Не только для этого. И не для того лишь, чтобы обзавестись еще одним зрительным залом. Там будет и библиотека. Там будет и малый кинозал, чтобы люди, посетившие Камергерский переулок, могли за символическую плату взять кассету и посмотреть сохранившиеся на пленке мхатовские спектакли. Наша Малая сцена функции филиала выполнить не может. Там 200 мест, и это не дает художественного припека. Нужен другой резонатор, именно поэтому в течение более полувека в МХАТе был филиальный театр.

- Значит, филиал будет располагаться в Камергерском?

 — Да, ровно напротив нашего главного здания. Видели двухэтажный особняк? Вот в нем-то, я надеюсь, мы обоснуемся.

- Территориальная экспансия МХТ просто обескураживает. Вы ведь еще хотите пустить под снос обветшалые художественно-производственные мастерские, расположенные во дворе театра, и на их месте отгрохать новое здание. 

 — Верно. Есть такие планы. На их осуществление я тоже очень надеюсь.

«Чужими-то деньгами распоряжаться, не спросясь, не следует»

- При непрестанном расширении ваших театральных владений, получении немалых средств на реконструкцию, на то на се, вы не боитесь нажить врагов?

 — Врагов? Не знаю. Скорее, наверное, завистников. Ну, так они были и будут. Чужой успех всегда кому-то не дает покоя, пробуждает желание чем-нибудь тебе напакостить.

- Кажется, это уже случилось. По Москве ходят слухи, будто бы против одного из сотрудников МХТ Олега Козыренко возбуждено уголовное дело. Ему инкриминируется покушение на мошенничество. Какие-то махинации с бюджетными средствами, выделенными на реконструкцию МХТ. 

 — К сожалению, это не слухи. Дело в том, что средства, отпущенные на реконструкцию в истекшем году, были освоены не полностью. Теперь Козыренко утверждает, что хотел помочь театру избежать сокращения финансирования ввиду неполного освоения государственных субсидий. Мол, старался, чтоб деньги не пропали в конце года. Может, оно и так, подобная практика у нас в стране, к сожалению, существует. Но все это было сделано в обход меня. Хочу успокоить московских кумушек: деньги не исчезли никуда из России. Также хочу сказать, что нахожусь в полном контакте с теми организациями, которые профессионально расследуют это дело.

- В спасении денег, выделенных на реконструкцию, действительно была необходимость?

 — Никакой. Я побывал у министра финансов, и мы договорились, что по объективным причинам неосвоенные средства будут учтены в следующем году.

- А что за история с Владимиром Прудкином, сыном знаменитого мхатовского артиста Марка Прудкина? Насколько я знаю, Владимир Прудкин служил в Художественном театре, увольнялся, потом снова служил. Последнее время был вашим заместителем по делам реконструкции. Недавно был уволен. За что?

 — Против него выдвинуты серьезные обвинения. И суммы очень серьезные, поверьте. Это Владимир Маркович как-то забывает. Проверка, проведенная осенью прошлого года, кстати, по инициативе театра, обнаружила злоупотребления, подпадающие под многие статьи Уголовного кодекса. Но Владимир Маркович пытается всех убедить, что он честнейший работник, а уволен был лишь потому, что кому-то мешал воровать. Уж я-то, говорит, не позволил бы мошенничать с бюджетными деньгами на реконструкцию! Вообще Владимир Маркович — по-своему выдающийся человек. В кулуарных разговорах он пытается внушить всем и каждому, что призван спасти МХТ, что ему на роду написано стоять во главе Художественного театра. Все это мне напоминает рассказ Достоевского «Крокодил». Там, если помните, крокодил проглотил человека. На требование извлечь несчастного из недр чудовища крокодильский хозяин, немец, выдвинул встречное требование — быть произведенным в чин полковника русской армии. «Я чрезвышайно умны шеловек и ошень хочу быль польковник». А вот Владимир Маркович Прудкин видит себя вершителем судьбы Художественного театра. Ну, хочет человек «быль польковник», что тут поделаешь. Знаете, Владимир Прудкин омрачил последние годы Олега Ефремова, судился с Художественным театром. Теперь пошел по второму кругу. Тут, конечно, и мой человеческий просчет есть. Слишком долго завораживала знаменитая фамилия. Конечно, лучше учиться на чужих ошибках. Я же, как видите, учусь на своих. 

«Я копий не покупаю-с»

- Вы набрали в труппу немало так называемых медийных лиц. Хабенский, Пореченков, Трухин, Чиндяйкин. .. Тут, похоже, не столько творческая, сколько коммерческая стратегия. На артистов, кочующих из одного сериала в другой, публика валом валит. Впечатление, что вы просто эксплуатируете телевизионную растиражированность того же Пореченкова или Трухина.

 — Одну минуточку! Вы видели, как Миша Трухин, известный «мент», у нас играет Гамлета? А Мишу Пореченкова, не менее известного «агента национальной безопасности», уже посмотрели в «Крейцеровой сонате»? Это серьезные, глубокие актеры. Это яркие индивидуальности. Значит, дело не в том, что их лица знакомы зрителям по телеэкрану, — там мелькает и масса стертых физиономий. И многие из медийных артистов были приглашены в 2002-2003 годах, и приглашены были не за «медийность», а за явную одаренность. И потом, что значит «эксплуатирую»? В той же степени Ефремов «эксплуатировал» Табакова, Дорошину, Козакова, Крылову, Евстигнеева — всех актеров «Современника», кто тогда много снимался в кино. Да, есть раскрученные артисты, и с этим, хочешь не хочешь, надо считаться. Примите во внимание и вот что: половина медийных лиц в МХТ и в моем маленьком театре на Чаплыгина — это мои ученики.

«Ни себе дешево купить у вас, ни вам дешево продать я не дозволю-с»

- Это правда, что вы сдаете ваших артистов в «аренду» теле- и кинопродюсерам?

 — Что вы имеете ввиду?

- Ну то, что за выбывшего на период съемок артиста театр получает денежное возмещение. 

 — Ах, вот вы о чем. Да, так и есть. И я считаю, что это правильно. Представьте, вы заключаете с театром контракт на сезон. Таким образом продаете свой труд на этой сцене. Но если кто-то со стороны хочет использовать ваш наемный труд, который вы продали театру, то этот заемщик, или субарендатор, должен выплатить театру среднеарифметическую стоимость каждого вашего дня. Эти затраты закладываются в бюджет кинокартины или телесериала. А театр получает компенсацию. Это не артист платит, а тот, кто хочет использовать его вне МХТ. И еще, этими суммами мы не сильно увеличиваем наши финансовые возможности. Зато отношения актера и театра уходят из области вранья, мелких и пошлых ухищрений. 

«Экипажи тоже надо новенькие, нынче другой вкус»

- Некоторые критики пеняют вашему театру на эстетическую всеядность. Утверждают, что МХТ сегодня являет собой прокатную площадку, предоставляемую режиссерам разных стилей и направлений. Говорят об отсутствии цельной художественной программы.

 — Пусть говорят! Театр, в котором за последние пять лет были поставлены Горький, Островский, Шекспир, Гоголь, Салтыков-Щедрин, Булгаков, Майкл Фрейн, Мартин МакДонах, не имеет художественной программы?! Те, кто бросает нам подобные упреки, восемь с половиной лет назад пинали ногами и втаптывали в грязь спектакль «N 13» — дескать, такой «безделушке» не место на великой сцене. Теперь эти же критики сменили оценки и тон. Были вынуждены признать, что этот спектакль — в каком-то смысле эталонное сценическое произведение в жанре комедии. И какая там «эстетическая всеядность», когда и Миронов, и Леонтьев, и Угрюмов — да все актеры играют «N 13» в эстетике Художественного театра. И в этом весь секрет небывалого успеха! Нет, давайте все-таки говорить о том, что, выводя на сцену классику и драматургический авангард, давая для постановок площадку Машкову и Серебренникову, Карбаускису, Женовачу и Бутусову, МХТ выполняет культуртрегерскую задачу. Хорошо выполняет или не очень — это можно обсуждать.Я нацелен не только на успех, но без успеха никакой цели в театре не добиться. В этом убедился давно и на том, как говорится, стою.

- Ваш контракт через год истекает. Вы что-то для себя уже решили?

 — Через год мне исполнится семьдесят пять. Возраст обязывает. Есть уже начатые спектакли и проекты, которые надо закончить. Есть мечта о филиале МХТ, который обеспечит будущее этого театра. Чтобы больше никогда Художественный театр не делился, чтобы была, как говорил Антон Макаренко, перспектива завтрашней радости для каждого актера.

- Станиславский и Немирович-Данченко замышляли и строили МХТ как «товарищество на вере». Потом этот же принцип лег в основание «Современника». А на каких устоях сегодня существует Художественный театр? Это товарищество на чем?

 — На вере в искусство именно этого направления театра, которому я отдал довольно долгую жизнь. Мне кажется, что в нынешнем МХТ собрано немало людей, которые веру мою разделяют.