Художественное руководство и дирекция

Руслан Кулухов
Владимир Хабалов
Ляйсан Мишарина
Наталья Перегудова
Сергей Шишков
Вячеслав Авдеев
Константин Шихалев

Творческая часть

Репертуарная часть

Наталья Беднова
Олеся Сурина
Виктория Иванова
Наталья Марукова
Людмила Калеушева

Медиацентр

Анастасия Казьмина
Дарья Зиновьева
Александра Машукова
Татьяна Казакова
Наталья Бойко
Екатерина Цветкова
Олег Черноус
Алексей Шемятовский

Служба главного администратора

Светлана Бугаева
Анна Исупова
Илья Колязин
Дмитрий Ежаков
Дмитрий Прокофьев

Отдел проектной и гастрольной деятельности

Анастасия Абрамова
Инна Сачкова

Музыкальная часть

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе

Евгений Зубов
Надежда Мотовилова

Финансово-экономическое управление

Альфия Васенина
Ирина Ерина
Елена Гусева

Административно-хозяйственный отдел

Марина Щипакова
Татьяна Елисеева
Екатерина Капустина
Сергей Суханов
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

Художественный руководитель — директор МХТ им. Чехова Олег Табаков: «Если я никогда раньше не крал, с чего бы мне вдруг на старости лет дебютировать?»

Елена Ямпольская, Известия, 19.07.2009
Московский Художественный театр закрыл свой 111-й сезон. Для Олега Табакова в качестве худрука — девятый, предпоследний. И, наверное, самый тяжелый. В стенах драматической святыни, при Табакове реконструированной и обновленной, благодаря ему ожившей и протрезвевшей грянул финансовый скандал. По обвинению в попытке сокрытия 36 миллионов бюджетных рублей были арестованы три сотрудника театра, включая первого заместителя директора. Двое остаются под стражей до сих пор.

Автограф Олега Павловича на незаконных документах отсутствует — право первой подписи было передоверено заместителю. Но удар-то все равно пришелся по нему — по Табакову. Если знаешь его хоть немного, если приходилось слышать из благодарных уст, как заботится он о стариках труппы, как всегда подкармливал и одевал своих учеников, как вместе с Авангардом Леонтьевым восстанавливает разбросанные по свету мхатовские могилы, — понятно, сколь нелегко дается ему сегодня внешнее спокойствие. От комментариев на больную тему худрук МХТ отказывается, однако для «Известий» — информационного партнера театра — сделал исключение. С Олегом Табаковым встретилась заместитель главного редактора Елена Ямпольская.

«Человек мужского пола должен преодолевать свои слабости»

вопрос: Начнем с самого неприятного. 36 миллионов, как известно, нашлись, никуда их из государственного кармана не увели, однако осадок остался, люди сидят. Что вы можете сказать?

ответ: Правонарушение трех сотрудников административно-художественной части нашего театра расследуется. По существу всё изложено в заявлении на сайте МХТ — ни прибавить, ни убавить. Могу только выразить сожаление, что следствие длится неожиданно долго. Сама понимаешь, нормальной работе театра это не способствует.

в: Театральный народ шепчется, будто бы громкий скандал понадобился кому-то с целью «свалить» Табакова…

о: Не стану это обсуждать. Не вижу смысла.

в: За репутацию Художественного театра обидно…

о: Обидно, очень. Думаю, такого рода нарушения имеют место в огромном количестве трудовых коллективов на российских просторах. Но, когда подобное случается в театре, возникает эффектный ассоциативный ряд: ага, мол, и у них всё как у людей!.. На это могу только отослать к Александру Сергеевичу Пушкину. «Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он мал и мерзок — не так, как вы - иначе»…

в: Знаю, что предпринимались попытки освободить арестованных сотрудников МХТ из-под стражи на время следствия. Действительно, какой смысл держать в камере людей, социально не опасных? Однако кассация по этому вопросу была отклонена…

о: На их освобождении настаивал следователь. Однако его поправил судья. Вероятно, не увидев существенного продвижения в деле за последние два месяца. Человеческие обстоятельства также не изменились: у одного из арестованных жена как была беременна двойней, так и осталась. У другого как были двое больных детей, так и есть. Логика судьи понятна: если два месяца тому назад вы настаивали на аресте, то почему сегодня надо изменить меру пресечения? Во всяком случае, так мне представляется. Но опять-таки: поскольку я из другого ведомства и даже ни разу в своей жизни судей не играл, от дальнейших комментариев уклонюсь. Хотя, на мой взгляд, то, что произошло с сотрудниками МХТ, — пример немотивированной жестокости в отношении меры пресечения. 

в: Насколько я понимаю, к вам лично у правоохранительных органов претензий нет. Однако уже возникают публикации, в которых ваши друзья и ученики требуют оставить Табакова в покое…

о: Скажу одно: я был назначен директором «Современника» в 1970 году — после ухода Олега Николаевича Ефремова в Художественный театр. С тех пор, то есть уже 39 лет — распоряжаюсь бюджетными средствами. И если все это время государственных денег не крал, то с чего бы мне вдруг на старости лет дебютировать на столь непривлекательном поприще?

в: Вы сейчас оскорблены, злы, растерянны? Не было соблазна бросить всё и уйти — за год до окончания контракта?

о: Соблазн был. Но я быстро понял, что это слабина. Я ведь после инфаркта встал. И когда Гришин придушил мою студию на Чаплыгина — тоже удержался… На то я человек мужского пола, чтобы слабости свои преодолевать. С одной мотивацией: существует ответственность за людей, которых ты куда-то ведешь. Ради них надо иметь мужество забывать о себе.

в: Но, думаю, хоть малая польза от этой истории да будет: теперь мимо вас ни одна финансовая бумажка не проскочит. 

о: Это точно.

в: Кстати, я интересуюсь: а по какой статье списываются затраты на спектакль, который был доведен до премьеры — пошиты костюмы, сделаны декорации, но вы как худрук эту работу не приняли?

о: Статья естественная. Списывается как некачественный продукт. Если спектакль нехорош, зачем же обманывать публику и наносить себе репутационный ущерб? Затраты эти компенсируются: процент посещаемости в Московском Художественном театре по-прежнему 99 с какими-то долями. И это на фоне общего снижения зрительского интереса к театру. А учитывая, что средняя цена спектакля, прокатываемого на Основной сцене, — миллион рублей… Нет, не миллион, 850 тысяч…

в: «Цена» — значит кассовый сбор со спектакля?

о: Да. Такие показатели дают нам право — и обязанность — не выпускать продукцию низкого качества.

в: Последний вопрос, имеющий отношение к финансам. Что это за история с поселком «Кино» в Истринском районе Подмосковья? Говорят, вы собирались ставить там дом, но строительная компания вас обманула, «нагрела» на серьезную сумму…

о: Да ну, что это за тема для разговора? Мало ли воров и злоумышленников в системе строительства? Хвастаться тут нечем: вроде бы старый человек, опытный, надо было предусмотреть возможную жуликоватость строителей. Всё это затевалось, когда только-только должна была родиться Мария Олеговна, и чтобы ей было где дышать воздухом, я действительно замыслил построить дачу…

в: По Рунету разошлись фотографии великолепного коттеджа — якобы тоже вашего, но, насколько я понимаю, это дом Антона Табакова.

о: Так меня же зовут на «о», а его на «а»…

в: Вы прямо как партизан на допросе.

о: Я много раз в своей жизни влюблялся. Но ты ведь ничего не знаешь об этом?

в: Как вам сказать? Кое-что…

о: И все-таки — очень немного. Так вот, отнесись к моей скрытности как к особенности характера..

в: Не отнесусь. Более того, чтобы пресечь дурацкие сплетни, спрошу прямо: Олег Павлович, у вас есть дача или нет?

о: Нет.

в: И где же ваши ребята — Павлик и Маша — воздухом дышат?

о: У меня есть еще одна квартира в Москве, на Покровке. Я ее сдаю и на эти деньги снимаю четверть дома в оздоровительном комплексе ОАО «РЖД».

«Конечно, Альмавива помоложе меня…»

в: Слава Богу, проза исчерпана. Обсудим итоги сезона в МХТ?

о: С творческой точки зрения, картина разнообразная. Хотя, надо признать, это был не самый удачный сезон из тех девяти, что я провел здесь в качестве руководителя. Но - справедливости ради: ведь так не бывает, чтобы все сезоны были одинаково удачными. Есть радости — они связаны и с серьезной работой Кирилла Серебренникова над «Трехгрошовой оперой», и с «Пиквикским клубом» Евгения Писарева…

в: Вы считаете этот спектакль состоявшимся?

о: Замысел достаточно серьезный. А реализация, на мой взгляд, еще не завершена, работа продолжается… «Киже» — опять-таки Серебренникова — умно, печально, интеллигентно.

в: Я бы хотела про «Пиквикский клуб» поговорить особо. При всей симпатии к Евгению Писареву, при всей радости от его «Конька-Горбунка», возникает впечатление — и оно не только с Женей связано — что общий дефицит режиссуры обеспечивает молодым чересчур тепличные условия. Люди быстро привыкают ставить спектакли на Основной сцене Художественного театра. Трепета у них нет. Чувства глобальной ответственности.

о: Не согласен. Что касается «Пиквика», Женя серьезно мыслит, все трезво оценивает, все понимает. Легкомысленного отношения к театру я бы не допустил. Там наличествуют другие ошибки — были разночтения с назначением на роли, с одной стороны. С другой — очевидна культура пространственного мышления, что меня радует. Есть огрехи в долговременности веры в предлагаемые обстоятельства, есть длинноты… Помощник режиссера Художественного театра Владимир Баталов, вводя какого-то актера в старый, станицынский спектакль, объяснял: «Видите ли, это пьеса о крушении идеализма в Англии. Ваш выход из левой кулисы». Так вот, в процессе работы надо больше думать о крушении идеализма, нежели о функциональности выхода из той или иной кулисы…

в: Принесла ли вам какие-то приятные эмоции работа в «Женитьбе Фигаро»? Почему вы решили поддержать этот спектакль своим весом и согласились сыграть Альмавиву?

о: Это была настойчивая просьба, а затем и требование режиссера Богомолова. Я предлагал меня заменить.

в: Неужели от вас можно чего-то требовать — это раз? И не слишком простое слагаемое успеха — вывести на сцену Табакова?

о: Думаю, какой-то вклад в серьезность прочтения этой пьесы я внес. Не могу сказать, что очень доволен своей работой, но, думаю, как ни смешно, я опять вышел сухим из воды. Потому что отдельные повороты логики моего персонажа, от которых испытывает радость зритель, в предыдущих прочтениях отсутствовали.

в: Вам не было неловко от того, что вас опять выталкивают на сцену в качестве пожилого ловеласа?

о: Конечно, Альмавива помоложе меня, и этот факт был основным аргументом в спорах с режиссером. Но, знаешь, я так воспитан Олегом Николаевичем Ефремовым: если надо подставить плечо, — подставляй.

в: Совсем примитивно формулирую вопрос: не надоело ли вам приударять на сцене за молодыми девицами?

о: Я и в жизни-то, как ты догадываешься, в зрелом возрасте произвел «смену караула». Результаты довольно положительные — старшему ребенку 14 лет, младшей три года исполнилось…

в: В этом вопросе главное — вовремя остановиться. Я имею в виду сценический имидж.

о: Некоторым актерам Художественного театра бывало сильно за семьдесят, а играли они героев, не достигших тридцати. Другое дело, я полагаю, что и один, и другой театры — и МХТ, и «подвал» — несколько виноваты передо мной — актером. Я по-прежнему умею делать кое-что, чего другие не умеют. И это надо реализовывать — в интересах дела.

в: Так ведь хозяин — барин, разве нет?

о: Нет, я другой этики человек. Если бы я стоял на этих позициях, знаешь, что бы тут было? «Эрик XIV», Сухово-Кобылин, Замятин, Андрей Белый…

в: Кому от этого было бы хуже, интересно?

о: Это не постановка вопроса.

в: Это постановка вопроса.

о: Нет. Давай отталкиваться от того, что, придя сюда, я регламентировал: «Я никогда ничего не буду здесь ставить. Я не буду таскать во МХАТ пьесы с главными ролями для себя и для своей жены». И это до сих пор дает мне право строго и серьезно судить чужие работы.

«Не сделаю я - никто не сделает»

в: Когда начнет функционировать Школа для особо одаренных детей при «Табакерке»?

о: 1 сентября я ее не открою. Дай Бог, чтобы 1 декабря. Существуют разные бюрократические препоны. Зато это даст нам возможность продолжить отборочный тур и запустить руку дальше. Уже охвачены Липецк, Саратов, Санкт-Петербург, Москва, Новосибирск. В октябре у нас в планах Смоленск, Самара, Ростов-на-Дону, Омск, Иркутск.

Школа или «колледж», как ее называют в официальных бумагах, — это попытка снять сливки дважды. Сначала при приеме девятиклассников, затем при передаче выпускников в Школу-студию МХАТ либо при раннем дебюте, что является уникальным подарком судьбы. Будь ты хоть племянница царя, хоть любовница главного режиссера, жена секретаря парторганизации и вообще дочь министра культуры, поющая в хоре, — это ни с чем несопоставимо. С чем можно сравнить тот факт, что Женя Миронов вышел на профессиональную сцену в 19 лет? И Сережа Безруков — в том же возрасте…

в: И как вам первые сливки? Сколько ребят предварительно отобрано по пяти городам?

о: Уже есть 57 человек. Половина того, что нужно. Я рассчитывал: соберем 120, и - при конкурсе пятеро на место — 24 ученика наберем. Сам я видел пока только ребят из московского набора. Замечательный поющий парень из школы Галины Павловны Вишневской. Девочка чудесная, рыженькая… В Саратове, говорят, двое есть. В Липецке — полтора… Господь Бог, пролетая над просторами нашей необъятной родины, разбрасывает дарования с прежней интенсивностью.

в: Я читала, что ажиотажа особого не было. В Питере всего двадцать человек пришло на конкурс. Хотя шанс, конечно, уникальный.

о: Это очень непривычно — после девятого класса отправить ребенка в Москву. Мышление у людей пока инерционное. Ну, ничего. Я уже договорился с Олегом Добродеевым и Константином Эрнстом о телевизионной поддержке этого дела. Вот и из статьи в «Известиях» люди получат информацию. .. В октябре я постараюсь в два города сам приехать — скажем, в Иркутск и в Ростов-на-Дону…

в: Повторим еще раз: обучение в вашем колледже бесплатное.

о: Да. Учащиеся будут жить, питаться, лечиться на деньги московской мэрии. И даже получать некоторую стипендию. 

в: Но как вы собираетесь за ними приглядывать? К каждому приставите по дядьке?

о: Я понимаю всю ответственность за развивающихся особей. Во всяком случае, там круглосуточно будут находиться взрослые. Как их ни назовите — дядьки, классные дамы… Трудностей много, дело живое, его еще надо родить. Знаю одно: не сделаю я - никто этой работы не сделает.

в: Сказать, что в России не хватает актеров, язык не повернется. Видимо, каких-то конкретных актеров не хватает?

о: Не хватает актеров, умеющих работать паровозами. Я уже девять лет не преподаю в Школе-студии МХАТ. На протяжении этих девяти лет я трижды брал в труппу МХТ и «подвала» выпускников Школы-студии…

в: И к каким пришли выводам?

о: Что надо снова браться за преподавание. Одно дело — когда ты учишь для себя. И другое — когда учит кто-то для чужого дяди.

в: Неужели можно делать работу плохо, если не для себя? Какая-то кулаческая психология. ..

о: Может быть. Я вообще-то из землевладельцев. Но на самом деле это психология совестливого пожилого человека, который по-прежнему показывает стабильные результаты в избранной профессии. В среднем раз в три дня я выхожу на сцену и не часто зрителя подвожу. Ощущение взятых перед публикой обязательств распространяется и на моих учеников.

в: И вы собираетесь лично в колледже преподавать?

о: Ну, ты смешная! А зачем, по-твоему, я все это затеял?

в: Да когда вам?!

о: А когда читать? Я, например, только за последние три дня одолел шесть пьес. Плюс — книгу «Одиночество в Интернете».

в: В Сети… Такую, пардон, ерунду, как «Одиночество…», можно не читать вовсе. А остальное — по ночам.

о: По ночам надо спать. Чтобы утром работать. Отцы-основатели МХТ добирали актеров, искали, звали из провинции, прислушивались к советам, смотрели сами — они коллекционировали труппу. Если взглянуть на труппу Художественного театра сегодня, она выглядит неслабо, правда? Есть с кем работать. Учитывая еще, что при первой необходимости — запустил ручонку в «подвал» и цапнул, кого надо. Но всякий процесс коллекционирования неостановим. Это болезнь, род недуга.

"Купил своей дочке «Смешарики»

в: Вам не кажется, что актерская профессия за последние годы потеряла престиж? Какой конкурс был в этом году в Школу-студию?

о: Точно не скажу.

в: Ну, хотя бы примерно.

о: Примерно — это не серьезно.

в: Двадцать человек на место или триста, как бывало когда-то?

о: Думаю, посередине. Сейчас позвоним, выясним. .. Алло, это Табаков, добрый день. Будьте любезны, какой у нас конкурс был на актерский факультет? Благодарю…
Сто десять человек на место. Престиж профессии, я тебе скажу. разрушается практикующими актерами. У меня есть друг в Хорватии, я у него отдыхаю летом, и поскольку там времени свободного много, я включаю «ящик». Вижу: человек плохо играет. Смотрю три, пять минут, не выдерживаю, нажимаю на другую кнопку. Он и там плохо играет — но в другом костюме. Я - третью кнопку. Он и там, только с бакенбардами…

в: А своих учеников не наблюдаете среди тех, кто плохо играет по всем каналам — с бакенбардами и без?

о: Бог миловал. У них достаточно высок инстинкт самосохранения. 

в: У кого как. Например, у бывшей артистки «подвала» Анастасии Заворотнюк явно другие инстинкты…

о: Полагаю, она ушла, чтобы обрести свое призвание. Вряд ли ее дальнейшая судьба в «подвале» сложилась бы столь же ярко… Я ни с кем из своих актеров не веду душеспасительных бесед. Если приносят сценарий — могу прочитать, посоветовать что-то. Перед ними в театре ставятся нормальные серьезные задачи, и они различают, где the smell of cheese, а где the smell of shit. Снимающийся, скажем, в небольших ролях Михаил Хомяков выглядит на экране не только грамотно, но и умно. Даже хулиганящий в коммерческой стряпне Виталик Егоров бывает азартен, забавен…
Я думаю, все началось лет двадцать назад, когда была закуплена — совсем дешево — огромная партия мультипликационных фильмов. До того, актеры, которые озвучивали в России мультфильмы, — это была элита. Грибов, Яншин, Плятт, Папанов…

в: Табаков, Миронов, Калягин. Даже Райкин Аркадий Исаакович. ..

о: Раневская, Понсова, Зуева… А тут оказалось, что для озвучания этих трех тысяч фильмов денег нет — позвать умелых и талантливых. И решили: «числом поболее, ценою подешевле». Это был первый серьезный разрушающий профессию удар. Я вот купил дочке «Смешарики». Там один косит под Ию Саввину, а другой — под Эраста Гарина. Но, как говорится, много ниже труба, много жиже дым…
Да и на большом экране сейчас тоже не ах, как много фильмов, где достаточно высокие стандарты не только исповедуются, но и реализуются. Хотя все равно есть Хлебников, Попогребский, Звягинцев. Вдруг появляется «Дикое поле» Калатозишвили — мы даже не выдержали и премию Фонда Табакова ему дали в этом году, радуясь таланту и серьезности намерений. 

в: Вы сами серьезность намерений поддержали в «Мелодии для шарманки» Киры Муратовой. Еще что-нибудь «не пустяшное» намечается у актера Табакова?

о: Я сделал на радио запись «Анны Карениной» — читаю текст от автора и играю Алексея Александровича. Вполне допускаю, что буду играть старшего друга и экономического благодетеля молодого Антона Павловича Чехова в фильме Виталия Мельникова. Наверное, буду сниматься еще в одном фильме Иштвана Сабо. Приглядываюсь к Гарольду Пинтеру и, вполне возможно, сыграю в одной из его пьес — «Теплица» называется. Она никогда раньше в России не ставилась.
Наконец, на будущий год — 65-летие Победы. Отец мой отдал войне четыре с половиной года — с 17 июля 1941-го по 16 декабря 45-го. Я хочу сделать — не знаю, как это назвать — такой гордый плач. А за критерий взять письма Виктора Петровича Астафьева. Буду читать эти письма, буду читать «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»… Представь, если подряд — Исаковский, Твардовский, Берггольц, Ахматова, Слуцкий, Межиров… Вот это абсолютно применимо к нынешним выступлениям прессы в адрес театра: «Надо все-таки бить по чужим, / А она — по своим, по родимым… Недолет. Перелет. Недолет. / По своим артиллерия бьет». Конечно, у нас и сотой доли нет того серьеза…
Для меня, как, наверное, и для других, чье детство пришлось на Великую Отечественную войну, именно это — точка отсчета. Дорогое и незабываемое для меня время, когда человек человеку был в наибольшей степени друг, товарищ и брат. Когда меня — шестилетнего — подкармливала вся коммунальная квартира. Когда я - восьмилетний — приходя в палаты эвакогоспиталя 4157, где служила майором санитарной службы моя мама, пел для раненых: «В полевом боевом лазарете, где дежурили доктор с сестрой…». А лежачие больные начинали плакать и вытаскивать из тумбочек кусочки сахара, заначку риса с изюмом…. За это надо благодарить — всю оставшуюся жизнь.