Художественное руководство и дирекция

Руслан Кулухов
Владимир Хабалов
Ляйсан Мишарина
Наталья Перегудова
Сергей Шишков
Вячеслав Авдеев
Константин Шихалев

Творческая часть

Репертуарная часть

Наталья Беднова
Олеся Сурина
Виктория Иванова
Наталья Марукова
Людмила Калеушева

Медиацентр

Анастасия Казьмина
Дарья Зиновьева
Александра Машукова
Татьяна Казакова
Наталья Бойко
Екатерина Цветкова
Олег Черноус
Алексей Шемятовский

Служба главного администратора

Светлана Бугаева
Анна Исупова
Илья Колязин
Дмитрий Ежаков
Дмитрий Прокофьев

Отдел проектной и гастрольной деятельности

Анастасия Абрамова
Инна Сачкова

Музыкальная часть

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе

Евгений Зубов
Надежда Мотовилова

Финансово-экономическое управление

Альфия Васенина
Ирина Ерина
Елена Гусева

Административно-хозяйственный отдел

Марина Щипакова
Татьяна Елисеева
Екатерина Капустина
Сергей Суханов
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

Театр успешен, когда зал полон

Валерий Выжутович, Парламенская газета, 26.03.2010
Олег Табаков возглавил МХТ им. Чехова, когда зрительный зал заполнялся максимум наполовину, аншлаги случались лишь на премьерах, да и то не всегда. В служебных помещениях окурки гасились о батарею, в туалет было страшно войти, принять на грудь перед спектаклем почиталось делом чести, доблести и геройства. Из творческого и хозяйственного кризиса Табаков своё предприятие вывел. Но теперь ему выпало новое испытание — мировой финансовый кризис. 

- Как с этим кризисом справляетесь, Олег Павлович?

 — Финансовый кризис затронул все сферы жизни. Не обошёл он и театральный цех. Но тут у всех по-разному. Кто прежде нормально работал и научился зарабатывать, тех этот кризис затронул не столь чувствительно.

- Вы МХТ имеете в виду?

 — И его тоже. В таких случаях всегда лучше обратиться к статистике. Так вот, по продаже билетов наш театр практически каждый месяц выходит на сто процентов. Кто-то скажет: «Ну, это естественно. В период кризисов люди хотят отвлечься от невзгод, развеять мрачные мысли. Вот и Великая депрессия хорошо поспособствовала расцвету Голливуда». Но, думаю, дело не только в этом. Высокая посещаемость нашего театра объясняется прежде всего его нынешним художественным состоянием. Интерес к спектаклям МХТ, он ведь возник не вдруг и не сегодня. Это уже многолетний и устойчивый интерес. Чтобы убедиться в том, достаточно прийти к кассе театра в дни предварительной продажи билетов: очередь тянется чуть ли не по всему Камергерскому…

- А работников театра кризис затронул?

 — Их материальное положение всецело зависит от количества зрителей и от качества предлагаемых спектаклей. Из чего сразу понятно, что зарплаты в Художественном театре не подверглись сокращению. 

- Вопрос не вполне деликатный, но всё-таки: сколько в среднем зарабатывает артист МХТ?

 — Абсолютную цифру называть не хочу. Скажу так: эта сумма сопоставима с деньгами, которые получают актёры муниципальных театров Европы. А в 2000 году средняя зарплата мхатовского актёра составляла пять-семь тысяч рублей.

- Актёрская зарплата в МХТ зависит от званий?

 — Никоим образом. Всю эту систему советскую я сразу отменил. Актёры зарабатывают сообразно их вкладу в театральное дело. Попросту говоря, кто больше и лучше играет, тот больше и зарабатывает. Иногда актёры, скажем так, не очень знаменитые, зарабатывают больше, чем звёзды. Потому что играют по 16-18 спектаклей в месяц.

- Но у вас в труппе есть актёры, когда-то принёсшие славу Художественному театру. Ушли из репертуара спектакли, в которых они блистали, а в новых постановках не каждый из этих актёров получает роль. Незанятость отражается на зарплате. Оставлять знаменитых мхатовцев без куска хлеба — как-то, согласитесь, немилосердно.

 — Без куска хлеба они не остаются. Кто-то из них действительно нуждается в серьёзной материальной поддержке и получает её. Я вам больше скажу. Почти сразу с момента вступления в должность я установил правило: после 25 лет, отданных театру, человек не может быть уволен из МХТ. Хотя я уволил многих артистов за ненадобностью. Но 25 лет мхатовского стажа — это, считайте, охранная грамота. Выходит ли актёр на сцену, не выходит ли - свою, скажем так, тысячу у. е. он получает безоговорочно. В сущности, я восстановил систему пенсионного обеспечения, которая существовала в дореволюционном МХТ. Но у нас практикуются и другие меры социальной защиты. К примеру, актёру, отрабатывающему две смены в течение дня, даётся 150 рублей на еду. А женщина, у которой есть дети, получает шесть тысяч рублей в месяц на каждого ребёнка. И ещё. Значительное число сотрудников театра, и не только актёров, вовлечено в систему так называемых накопительных пенсий. 

- Социальные выплаты производятся на госбюджетные деньги?

 — Нет, на деньги, заработанные театром.

- А сколько денег МХТ зарабатывает самостоятельно?

 — Больше половины нашего бюджета. Причём наблюдается положительная динамика. Пять лет назад мы собирали в месяц 14 миллионов рублей, а теперь — в среднем 26,5 миллиона. Пятилетний рост, таким образом, составляет примерно 40 процентов.

- Приращением сценических площадок, их модернизацией вы занимаетесь за счёт государственных средств?

 — Не только за счёт государственных. Новая сцена была построена на средства частного лица.

- Нашёлся щедрый меценат?

 — Нашёлся. Он дал мне миллион долларов.

- Имя его не назовёте?

 — Не назову. Это был очень известный человек. Несколько лет назад он, к сожалению, умер.

- Я знаю, вы хотите и филиал построить. Зачем? У театра сейчас и так три зала.

 — Видите ли, актёрское ремесло — из тех ремёсел, которые передаются только из рук в руки. Я играл на сцене с людьми, умеющими играть. С Женей Евстигнеевым, с Олегом Ефремовым, с Лилей Толмачёвой… Когда я вышел на сцену «Современника», мне был 21 год, а им по 30 лет и даже больше. И я научился. Сегодня же молодые актёры выходят на Основную сцену пять-семь раз в месяц. А должны выходить как минимум раз пятнадцать, только тогда их можно поставить на крыло.

- Выходит, филиал нужен вам как площадка для выращивания театрального молодняка?

 — Не только для этого. И не для того лишь, чтобы обзавестись ещё одним зрительным залом. Там будет и библиотека. Там будет и малый кинозал, чтобы люди, посетившие Камергерский переулок, могли за символическую плату взять кассету и посмотреть сохранившиеся на плёнке мхатовские спектакли. Наша Малая сцена функции филиала выполнить не может. Там 200 мест, и это не даёт художественного припёка. Нужен другой резонатор, именно поэтому в течение более полувека во МХАТе был филиальный театр.

- Территориальная экспансия МХТ просто обескураживает. Вы ведь ещё хотите пустить под снос обветшалые художественно-производственные мастерские, расположенные во дворе театра, и на их месте отгрохать новое здание. 

 — Верно. Есть такие планы. На их осуществление я тоже очень надеюсь.

- Вы набрали в труппу немало так называемых медийных лиц. Хабенский, Пореченков, Трухин, Чиндяйкин… Тут, похоже, не столько творческая, сколько коммерческая стратегия. На артистов, кочующих из одного сериала в другой, публика валом валит. Впечатление, что вы просто эксплуатируете телевизионную растиражированность того же Пореченкова или Трухина…

 — Одну минуточку! Вы видели, как Миша Трухин, известный «мент», у нас играет Гамлета? А Мишу Пореченкова, не менее известного «агента национальной безопасности», посмотрели в «Крейцеровой сонате»? Это серьёзные, глубокие актёры. Это яркие индивидуальности. Значит, дело не в том, что их лица знакомы зрителям по телеэкрану — там мелькает и масса стёртых физиономий. И многие из медийных артистов были приглашены в 2002-2003 годах и приглашены были не за «медийность», а за явную одарённость. И потом, что значит «эксплуатирую»? В той же степени Ефремов «эксплуатировал» Табакова, Дорошину, Козакова, Крылову, Евстигнеева — всех актёров «Современника», кто тогда много снимался в кино.

- Это правда, что вы сдаёте ваших артистов в «аренду» теле- и кинопродюсерам?

 — Что вы имеете в виду?

- Ну то, что за выбывшего на период съёмок артиста театр получает денежное возмещение. 

 — Ах, вот вы о чём. Да, так и есть. И я считаю, что это правильно. Представьте, вы заключаете с театром контракт на сезон. Таким образом продаёте свой труд на этой сцене. Но если кто-то со стороны хочет использовать ваш наёмный труд, который вы продали театру, то этот заёмщик, или субарендатор, должен выплатить театру среднеарифметическую стоимость каждого вашего дня. Эти затраты закладываются в бюджет кинокартины или телесериала. А театр получает компенсацию. Это не артист платит, а тот, кто хочет использовать его вне МХТ. И ещё, этими суммами мы не сильно увеличиваем наши финансовые возможности. Зато отношения актёра и театра уходят из области вранья, мелких и пошлых ухищрений. 

- Некоторые критики пеняют вашему театру на эстетическую всеядность. Утверждают, что МХТ сегодня являет собой прокатную площадку, предоставляемую режиссёрам разных стилей и направлений. Говорят об отсутствии цельной художественной программы.

 — Пусть говорят! Театр, в котором за последние пять лет были поставлены Горький, Островский, Шекспир, Гоголь, Салтыков-Щедрин, Булгаков, Майкл Фрейн, Мартин МакДонах, не имеет художественной программы?! Те, кто бросает нам подобные упрёки, девять с половиной лет назад пинали ногами и втаптывали в грязь спектакль «№ 13» — дескать, такой «безделушке» не место на великой сцене. Теперь эти критики сменили оценки и тон. Были вынуждены признать, что этот спектакль — в каком-то смысле эталонное сценическое произведение в жанре комедии. И какая там «эстетическая всеядность», когда и Миронов, и Леонтьев, и Угрюмов — да все актёры играют «№ 13» в эстетике Художественного театра. И в этом весь секрет небывалого успеха! Нет, давайте всё-таки говорить о том, что, выводя на сцену классику и драматургический авангард, давая для постановок площадку Машкову и Серебренникову, Карбаускису, Женовачу и Бутусову, МХТ выполняет культуртрегерскую задачу. Хорошо выполняет или не очень — это можно обсуждать. Я не нацелен только на успех, но без успеха никакой цели в театре не добиться. В этом убедился давно и на том, как говорится, стою.

- Что такое успешный театр?

 — Это театр, где всегда полон зал.

- Низкопробная антреприза со звёздами, как правило, тоже собирает полные залы. Это разве неважно, какой ценой достигается кассовый успех?

 — Как это может быть неважно? Важно, конечно. Но я адресую вас к переписке Константина Сергеевича Станиславского с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. Так вот, едва ли не самое употребимое слово в ней — «успех». Потому что театр, кроме ханжеских заклинаний и шаманских воздеваний рук к небу, есть зрелищное предприятие. И знаменитый русский антрепренёр Собольщиков-Самарин, приехав в город Кинешму, который тогда насчитывал, наверное, 30-35 тысяч населения, умудрялся с хорошими актёрами, с хорошим репертуаром добиться высоких кассовых сборов. То же было и в Ельце, где, если помните, Нина Заречная подписала свой первый контракт. Конечно, надо бы, как говорил Немирович, ставить только современные пьесы. Но хороших современных пьес крайне мало. Как и хороших режиссёров. Поэтому Юрий Бутусов у нас поставил «Гамлета», Кирилл Серебренников — «Лес», «Господ Головлёвых», «Мещан», Миндаугас Карбаускис — «Дядю Ваню»… А кто-то будет ставить братьев Пресняковых или Сигарева — современных драматургов. И это тоже может принести успех. Главное — чтобы спектакль отвечал на вечные вопросы бытия. Человек ведь за две тысячи лет от Рождества Христова почти не изменился.