ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — СЕРГЕЙ ЖЕНОВАЧ
Чайка
МХТ

Художественное руководство и дирекция

Людмила Таширева
Юрий Рожков

Творческая часть

Репертуарная часть

Литературная часть

Музыкальная часть

Лидия Соколова

Издательский отдел

Отдел по связям с общественностью

Мария Федосеева

Служба главного администратора

Николай Булыкин

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе и государственным закупкам

Бухгалтерская служба

Альфия Васенина
Татьяна Медведева

Планово-финансовый отдел

Административно-хозяйственный отдел

Татьяна Елисеева
Ирина Цымбалюк
Лидия Суханова
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

Лестница успеха Олега

Любовь Лебедина, Трибуна, 19.08.2010
Начиная с 17 августа, юбилей Олега Павловича будут праздновать в течение трех месяцев. К чему скромничать лауреату Государственной премии СССР, на днях награжденному орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени? Гулять так гулять!

К тому же в жизни только раз бывает 75 лет, да каких лет, полных бури и натиска, не видимых миру слез и выстраданных успехов, нескончаемых предательств, взлетов и падений, многочисленных романов и рождений внуков и детей, когда старшему сыну уже 36 лет, а младшему только 10 дней. И это в 60 лет, когда большинство мужчин мечтают о даче и диване, а он очаровывает свою студентку, рожает сына, потом дочь и продолжает строить.
Строить свой МХАТ, убрав из прежнего названия «академический», потому что застывшая академия не его стихия, ему подавай что-нибудь эдакое, непохожее на всех, особенное, чтобы зрители штурмовали парадный подъезд, чтобы в его кабинете бесконечно звонили телефоны, и он мог осчастливить билетиком какого-нибудь известного олигарха. Табаковский МХТ, в отличие от ефремовского, стал другим и, конечно же, дорогим, как, впрочем, и «Табакерка» на улице Чаплыгина, выстраданная в неимоверных скитаниях по высоким кабинетам и превращенная из угольного склада в комфортный мини-театр. А чуть подальше от этого андеграунда 80-х годов недавно появилось роскошное здание — театральный колледж для детей из провинции, окончивших 9-й класс.

Зачем, почему? Неужели ему мало двух театров, неужели он не боится второго инфаркта (первый случился в 29 лет), и ему достаточно одной ночи, чтобы выучить очередную большую роль? В конце концов зачем увеличивать число завистников, радостно потирающих руки, когда член Совета по культуре при Президенте России оказался под подозрением и двух его замов обвинили в растрате выделенных дотаций на реконструкцию связи? Быть может, кто-то скажет: Лелик (так его любовно называют друзья) стреляный воробей и в делах коммерции дока, поскольку еще в «Современнике» директорствовал с 1971 по 1975 год, и звания народного артиста СССР не имел. Поэтому при малейшей оплошности мог оказаться в луже, и путь ему наверх был заказан. А лестница успеха играет для Табакова колоссальную роль, не только потому, что он амбициозный человек, а потому, что из племени лицедеев, для которых успех — главная составляющая их жизни.
О психологии творчества Табакова можно писать тома, его авторской книги «Моя настоящая жизнь» мало, так как в течение своей сценической жизни он проживает массу человеческих судеб. Ну разве возможно его Обломова в фильме Никиты Михалкова сравнить с хитрым Сальери в «Амадее»? Да никогда. Впрочем, сам Олег Павлович не отрицает, что он хитрый человек. Эта хитрость даже проглядывает в его обаятельном Матроскине, самом любимом герое нашей детворы. Обаяние — главный козырь Табакова, перед ним не может устоять не только ни одна женщина, но даже люди, обладающие большой властью и капиталами. Вот почему ему одному из первых в период голодной перестройки удалось сохранить свои коллективы, а актерам на зависть всей Москве получать большие зарплаты и денежные конверты перед отпусками для восстановления здоровья.

Олег Павлович быстрее всех сориентировался в подводных течениях рыночной экономики и теперь даже может обходиться без государственных дотаций, хотя от президентских грантов никогда не отказывается. Зачем? Ведь он не альтруист. К тому же под его началом находятся десятки людей, к нему выстраиваются очереди из звезд, которые кроме больших ролей хотят получать и солидные вознаграждения. 

А надоумили его на это купцы, коих Табаков переиграл в большом количестве, твердо уверовав, что каждому отличному товару — красная цена. Вот он и селекционирует труппу, требуя полной отдачи и дисциплины, а от набегающих киношников — проценты за использование талантов. Ну чем вам не фабрика звезд? Только своя, художественная. Поэтому Табаков очень переживает, когда выращенные им мастера уходят в свободное плавание, тот же Владимир Машков. А иногда сам благословляет своего ученика на тернистый путь, как в случае с Евгением Мироновым, занявшим пост художественного руководителя Театра Наций. 

Но горе тому, кто посмеет наступить на хвост мэтру и уличить в искажении фактов. Тут его львиная сущность (август — знак Льва) проявится с необычайной силой, и уже не остановит ничто. Помню, как несколько лет назад один из журналистов, делая обзор по московским театрам, написал, будто в чеховском МХТ весной не было аншлагов. Так он, представьте, подал на него в суд, требуя моральной компенсации в размере 500 тысяч рублей.

Табаков ничего не забывает и все помнит, как плохое, так и хорошее. Он отлично помнит свое полуголодное детство и страдания 13-летнего мальчишки, когда папа ушел от мамы. Вот почему, прожив 34 года с актрисой Людмилой Крыловой и родив двух детей, в течение 10 лет не мог сказать жене, что любит Марину Зудину. Он также не забывает свой родной Саратов и часто наведывается туда, обязательно с подарками.

В общем, лично для меня Олег Павлович так и остается загадкой, не только с точки зрения неиссякающего жизнелюбия, но и желания каждый день идти на бой. По-моему, он давно уяснил, что «весь мир театр, и все люди в нем актеры», поэтому и в жизни ведет себя так, как его герои на сцене.