ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — СЕРГЕЙ ЖЕНОВАЧ
Чайка
МХТ

Художественное руководство и дирекция

Людмила Таширева
Леонид Эрман
Юрий Рожков

Творческая часть

Репертуарная часть

Литературная часть

Музыкальная часть

Лидия Соколова

Издательский отдел

Отдел по связям с общественностью

Мария Федосеева

Служба главного администратора

Николай Булыкин

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе и государственным закупкам

Бухгалтерская служба

Альфия Васенина
Татьяна Медведева

Планово-финансовый отдел

Административно-хозяйственный отдел

Татьяна Елисеева
Ирина Цымбалюк
Лидия Суханова
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

«Аллес нормалес!». Олег Табаков — о совести, помощи и новом сезоне

Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 14.09.2011
Сбор труппы МХТ им. Чехова худрук театра Олег Табаков начал с шутки: «Прошлый сезон был не очень результативен, надеюсь, в этом наверстаем. Одной из ближайших премьер на Основной сцене станет пьеса Набокова „Событие“ в постановке Константина Богомолова с участием Александра Семчева, Марины Зудиной, Дмитрия Дюжева и моего ученика, успешного кинорежиссёра, дебютирующего у нас на сцене, — Филиппа Янковского. Затем будут „Дом“ Гришковца, „Бесы“ и „Преступление и наказание“ Достоевского на Малой сцене. В связи с этим часть труппы настаивает на переименовании театра в театр им. Достоевского».

Отдать долги

Открылся сезон громкой премьерой — «Мастером и Маргаритой» в постановке Яноша Саса и спектаклем «Дом» Гришковца в постановке Сергея Пускепалиса, а закончится, вероятно, «Зойкиной квартирой» (за неё возьмётся режиссёр Кирилл Серебренников).

О. Т. : — Этот театр, я имею в виду МХАТ 30-х годов, доставил много неприятностей Михаилу Афанасьевичу. Надо платить по счетам! Видимо, это выпало на наше время. Так что рассчитаемся! — объясняет Табаков повышенное внимание к Булгакову.

«АиФ»:- Олег Павлович, в июне практически в последний раз был сыгран самый, наверное, кассовый спектакль МХТ им. Чехова — «№ 13» Владимира Машкова с Евгением Мироновым в главной роли. По Москве тут же поползли слухи — мол, сложные взаимоотношения у Миронова с Олегом Павловичем… А что произошло на самом деле?

О. Т. : — Спектакль этот намеренно никто не убирал. Просто Женя Миронов, ссылаясь на усталость, на объём работы, который выпал на его долю в Театре наций, в кино, неоднократно говорил мне, что, дескать, устал, устал… У нас с Володей Машковым была мысль: в сентябре устроить прощание со спектаклем, а потом (хитрая пауза), месяца через полтора, должен был появиться спектакль «№ 13а». Но… Пока не получается — у Жени проблемы со здоровьем, он совмещает лечение с подготовкой к открытию своего театра после реконструкции. Посмотрим, как будут развиваться события… Хотя судьба этого спектакля — хрестоматийно-показательная. В своё время только ленивый не возил лицом по асфальту руководство этого театра за появление ТАКОГО (делает большие глаза) на святой мхатовской сцене. Однако зрители поставили на место «румяных критиков моих».
А про то, какая постановка займёт его место, я вам скажу так: хиты — хитами, а сборы — сборами (достаёт увесистую пачку документов). Вот, смотрите, на октябрь уже продано 36% билетов, на сентябрь — 68%. В общем, как говорила покойная Люся Гурченко: «Нормалёк! Аллес нормалес!» И вопрос денежной состоятельности у этого театра не встаёт. Мне не хочется смущать души или мучить коллег произнесением вслух средней заработной платы актёров этого театра…

«АиФ»:- Боитесь, завидовать будут?

О. Т. : — Надеюсь, до этого не опустятся… Завидовать можно мне — что у меня есть пятилетняя дочка Машка. А всему остальному чего завидовать?

В драме — кризис

«АиФ»:- В прошлом вы грозились сыграть Каренина, а теперь отдали эту роль молодым актёрам из открывающейся при МХТ им. Чехова «Седьмой студии». Перегорели?

О. Т. : — Я сыграл Каренина на радио — в аудиопостановке «Анны Карениной». 24 серии этой передачи пользовались, видимо, хорошим спросом — если судить по размещаемой в ней рекламе. Что же касается сцены… В этом случае спектакль пришлось бы назвать «Дед Алёша», а это неправильно. Он всё-таки Алексей Александрович Каренин (смеётся).
Эту инсценировку — «Каренин» — специально для нашей «Седьмой студии» написал современный драматург Василий Сигарев. Почему «Каренин»? Он считает, что именно Алексей Александрович был самым страдающим персонажем в этой истории. 
Но я себя не обделил — в «Табакерке» сыграю в «Гнезде глухаря» В. Розова, а в МХТ — с Авангардом Леонтьевым в пьесе австрийского драматурга Хохвельдера «Невиновный». По жанру это будет трагикомедия. 
Если же говорить о современной драматургии всерьёз, то всем, кто интересуется театром, понятно, что мы давно попали в затяжную полосу кризиса драматической литературы. Как говорил один из основателей МХАТа Владимир Немирович-Данченко, театр всегда должен ставить современную литературу. Но когда её нет, тогда надо брать нечто из классики, но такое, чтобы это было существенным аналогом современным проблемам. Поэтому в следующем сезоне появятся и Достоевский, и «Письмовник» Михаила Шишкина. Поэтому же в «Табакерке» обращение к «Гнезду глухаря» с его главной темой — о дележе зон влияния, о том, что совесть для иных стала условностью, о том, как умением устроиться, возможностью звонить «нужным людям» калечатся души. Это едва ли не самые важные проблемы в современном мире, где уже нет чистых и нечистых, где всё перепуталось.
Знаете, я сдал свою квартиру на Покровке и уже три года снимаю четверть маленького домика в оздоровительном комплексе РЖД под Москвой. Вот там все эти проблемы — как на ладони!

«АиФ»:- Вы обмолвились, что хотите позвать Юрия Любимова в «Табакерку».

О. Т. : — Я коллегиален, и когда в департаменте нашем случаются какие-то горькие происшествия, то я… Я просто подумал, что, может быть, это и ему будет интересно — скажем, взять и сделать трилогию Сухово-Кобылина: все три пьесы в одном пространстве. Ещё одна давнишняя моя затея — чтобы у нас поставил спектакль Роберт Стуруа, уже восьмой или девятый год бьюсь над этой задачей.

«АиФ»: — С Любимовым вы будущую работу уже обсуждали?

О. Т. : — Пока нет. Я объяснил представителям власти: пусть сперва Юрий Петрович завершит свои юридические взаимоотношения с тем театром, которым он занимался, а после этого начнём обсуждать совместную работу. Поймите, в предложении моём менее всего демонстрации, позёрства. Это просто цеховая солидарность.