Художественное руководство и дирекция

Руслан Кулухов
Владимир Хабалов
Ляйсан Мишарина
Наталья Перегудова
Сергей Шишков
Вячеслав Авдеев
Константин Шихалев

Творческая часть

Репертуарная часть

Наталья Беднова
Олеся Сурина
Виктория Иванова
Наталья Марукова
Людмила Калеушева

Медиацентр

Анастасия Казьмина
Дарья Зиновьева
Александра Машукова
Татьяна Казакова
Наталья Бойко
Екатерина Цветкова
Олег Черноус
Алексей Шемятовский

Служба главного администратора

Светлана Бугаева
Анна Исупова
Илья Колязин
Дмитрий Ежаков
Дмитрий Прокофьев

Отдел проектной и гастрольной деятельности

Анастасия Абрамова
Инна Сачкова

Музыкальная часть

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе

Евгений Зубов
Надежда Мотовилова

Финансово-экономическое управление

Альфия Васенина
Ирина Ерина
Елена Гусева

Административно-хозяйственный отдел

Марина Щипакова
Татьяна Елисеева
Екатерина Капустина
Сергей Суханов
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

Без возрастных ограничений

Лидия Маслова, Harper's Bazaar, 24.08.2015
17 августа 80-летний юбилей празднует Олег Павлович Табаков – человек, без которого невозможно представить себе новую историю театра в нашей стране.

Накануне юбилея Табаков признается, что не думал дожить до 80. Еще бы: уже в 29 он перенес инфаркт, снявшись за семь лет в сорока фильмах, самыми существенными из которых считает «Чистое небо», «Шумный день», «Испытательный срок», «Живые и мертвые». И хотя на этом бурный роман Олега Павловича с кинематографом не закончился, сегодняшняя его жизнь больше связана с театром. Точнее, сразу с двумя: «Табакеркой» и МХТ им. А. П. Чехова. И там, и там он не только руководит труппой, но и сам регулярно выходит на сцену (а за главную роль в спектакле МХТ «Юбилей ювелира» в июне получил «Хрустальную Турандот»). Еще у Табакова есть театральная школа для одаренных детей, созданная им 6 лет назад. Когда Олег Павлович говорит о театре как о семье, это не просто метафора: жену и бывшую ученицу Марину Зудину, работающую в МХТ и «Табакерке», он называет одной из лучших актрис поколения. И с не меньшим удовольствием следит за успехами выпускника своей школы Павла Олеговича Табакова, внешне больше похожего на прадеда, но явно унаследовавшего отцовский талант.

Что вас больше всего занимает в последнее время? Ваши два театра или актерская школа для одаренных детей?

Меня занимает все, чем я занимаюсь, – и я делаю это не корысти ради, а потому что люблю свое ремесло. Денег я заработал уже достаточно, их умножение меня не интересует. Меня в жизни всерьез покупали несколько раз – дважды в Америке, в Праге, в Японии. Но я русский, и безнадежно этим испорчен.

А какой смысл вы вкладываете в слово «русский»?

Я как-то раз попал в Нижний Новгород. Меня дважды из Саратова за успехи в самодеятельности возили за государственный счет в Москву. Один раз на теплоходе «Полина Осипенко», а второй раз на теплоходе «Анатолий Серов».

Вы совсем еще юный были?

Не очень, уже 17 лет. И вот мы остановились в Нижнем Новгороде, а там есть такой памятник Чкалову на смотровой площадке. От него пройдешь еще метров сто – и откос двести метров. А дальше – сколько глаз видит – Россия. Я там постоял-постоял, и слезные железы стали выделять влагу от этой красоты. Вот это и означает: «Я русский». Это мое. А если совсем уж честолюбиво сказать, театральная Россия без меня была бы чуть-чуть поменьше. Тридцать лет уже у нас ничего не организуется. Вот как появился мой театр-студия: был подвал, угольный склад, а теперь там играют спектакли. Это вовсе не означает, что нет людей, которым такое положение дел не нравится. Но все равно у меня два раза в месяц именины сердца, в дни предварительной продажи билетов. И все – больше мне ничего не надо.

Мне кажется, для вас вопрос зарабатывания денег никогда не стоял особо остро – вам это обычно удается без напряжения, как бы играючи.

Да, я соображаю в делах прибавочной стоимости, это действительно с детства.

Вы унаследовали это качество от кого-то из родных?

Нет. Хотя отец у меня обладал очень гибким умом и психофизическим аппаратом. Он на войне сражался не за Ленина и Сталина, а за мать-старуху, за жену-красавицу и за меня. Так он мне объяснил однажды, когда я ему задал вопрос.

То есть у него был иммунитет против государственной пропаганды?

Да, он не поддавался. Он был начальником санитарного поезда, пошел на фронт добровольцем, хотя у него была бронь как у одаренного студента – он учился у академика Миротворцева, знаменитого хирурга, героического участника Русско-японской войны.

Значит, умение не поддаваться давлению, в том числе идеологическому, вам досталось от отца?

Наверное. Со стороны отца я из пролетариев, а со стороны матери из дворянского рода: дед мой был владельцем огромного имения, которое удовлетворяло значительную часть потребности царской армии в зерне. А прадед по материнской линии копал окопы на Сапун-горе во время Крымской войны.

Как вы решили стать актером?

Талант мучил, требовал выхода.

И когда вы это почувствовали?

Наверное, лет в восемь-девять: я пародировал наших гостей или маминых знакомых, и получалось довольно смешно – они обижались.

А как отреагировали родители? Не стали вас отговаривать?

Мама заплакала, но ничего не оставалось. Они предполагали, что я стану врачом, как отец, мать, дядя, тетя, сводные брат и сестра. Но это еще более сложная профессия, чем моя, я бы не взялся. Хотя я тоже умею ставить диагноз– когда ко мне в актерскую школу приходят дети, минут через 20 могу сказать: «У вас есть способности, а у вас нет».

А когда к вам поступала Марина Зудина, тоже сразу поняли: есть талант? Что она читала на экзаменах?

Монолог Зои Космодемьянской: «Всех не перевешать! Много нас!» Я действительно заинтересовался. Она с такой уверенностью это говорила.

Прямо заставляла поверить?

Не очень, но мне хотелось разобраться.

То есть там кроме уверенности была какая-то загадка?

Какая загадка! Просто ее не принимали никуда, и даже мама ее сказала: «Уж если и этот тебя не возьмет…»

Почему именно на вас была последняя надежда?

По всей вероятности, я излучаю добро.

С одной стороны, излучаете, а с другой – у вас такой взгляд пронизывающий… Поразительно, как студенты перед вами что-то играют и в обморок не падают.

Да, взгляд серьезный. Бывает, что и падают.

А как в вашей школе для одаренных детей все устроено? Кто с ними занимается?

Да никто особо не занимается – это называется «личным примером», маминым, бабушкиным, дедушкиным, моим. Когда мой сын Павел туда поступил, два года не получал оценки выше, чем четыре с минусом. А всего учеба длится четыре года.

Это вы специально с ним так строго, чтобы не баловать?

Что я, садист, что ли? Я рад, что Пашка счастливо проскочил вот этот этап: «Чей-чей сын? Табакова?» Его первая картина, «Звезда», которую снимала Аня Меликян, сразу раз – и вставила его в обойму. Да и вообще очень смешно вышло, что он не на меня похож, а на моего деда, то есть на своего прадеда.

В этом сезоне вы сыграли в одной из самых громких театральных премьер – «Юбилее ювелира» Константина Богомолова. А что сейчас в планах?

Как ни странно, Чехов. Плюс такая фантазия, которую будет реализовывать тот же Константин Богомолов и которая тематически обозначена как «Три мушкетера». А еще, возможно, старая коммерческая пьеса Джерома Килти «Милый лжец» – о любви Бернарда Шоу и актрисы Стеллы Патрик Кэмпбелл.

А у Чехова к чему примериваетесь?

К «Платонову». Вообще есть два писателя, которые более всего меня интересуют и в которых, как мне кажется, я кое-чего понимаю, – Гоголь и Чехов. Я однажды приготовил за неделю роль Хлестакова, абсолютно для себя новую. Было это в Праге в феврале 1968-го: я играл на русском языке, а остальной ансамбль театра – на чешском.

А из чеховских пьес у вас в театре был только «Дядя Ваня»?

Ну да, профессор Серебряков… Я думаю, что не сыграл в Чехове того, что должен был. Когда становишься руководителем, надо выбирать путь: либо себя обслуживаешь, либо дело делаешь. У меня есть возможность два раза в месяц проверить, по-прежнему ли я представляю интерес для зрителей, – и в маленьком театре, в подвале, и в большом, в Камергерском. И каждый раз выстраивается очередь – в МХТ она вьется змеей вплоть до прежней улицы Пушкинской и до магазина «Молоко». Это уже на протяжении шестнадцати лет! Назовите еще один такой театр. Я не так часто играю – за сезон спектаклей 80, и зрители довольно много букетов приносят. Это не то чтобы сильно меня волнует, но вот иногда, когда женская особь несет один цветок, гвоздику, это очень трогает.