ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — СЕРГЕЙ ЖЕНОВАЧ
Чайка
МХТ

Художественное руководство и дирекция

Людмила Таширева
Юрий Рожков

Творческая часть

Репертуарная часть

Литературная часть

Музыкальная часть

Лидия Соколова

Издательский отдел

Отдел по связям с общественностью

Мария Федосеева

Служба главного администратора

Николай Булыкин

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе и государственным закупкам

Бухгалтерская служба

Альфия Васенина
Татьяна Медведева

Планово-финансовый отдел

Административно-хозяйственный отдел

Татьяна Елисеева
Ирина Цымбалюк
Лидия Суханова
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

Эти манящие огни рампы

Сергей Веселовский, Альянс, 10.1998
Чем ближе новое столетие, тем чаще вспоминается Серебряный век русского искусства: может ли повториться эта ослепительная вспышка? Пожалуй, нет: поэзия еле теплится, проза заглохла и известна только членам жюри премии «Буккер», киноискусство обслуживает фестивали, выставочных залов много, но какие там картины, мало кто ведает. И только сценическому искусству удалось сохранить интерес зрителей: с огромным успехом прошли летние гастроли «Ленкома» в Риге; участие русских театров в прошлогоднем Авиньонском фестивале стало европейским событием; зрительные залы в Москве хорошо заполняются, количество театров растет, премьеры следуют одна за другой, публика встречает актеров с ликованием, с цветами, и актеры отвечают на это изысканно отрепетированной церемонией поклонов.

Последние месяцы минувшего сезона были отданы двум гигантским театральным смотрам, приглушившим звучание московских премьер, — Российскому фестивалю «Золотая маска» и Международному Чеховскому фестивалю с его десятками сменявших друг друга коллективов, приглашенных со всего света. Центральным событием и того и другого стала «Пьеса без названия» Петербургского Малого драматического театра. Текст юношеской пьесы Чехова дал возможность всемирно известному режиссеру Л. Додину нарисовать портрет российского интеллигента Платонова — бездеятельного, спившегося, неразборчивого в связях с женщинами. Этого «героя», дошедшего до скотского состояния и облаченного в какую-то звериную шкуру, убивает в финале одна из его любовниц. Проникая в душу чеховских персонажей, режиссер раздевает их донага в прямом смысле: большую часть сценического времени они проводят в бассейне с водой, сооруженном прямо на сцене, или рядом, под душем, где они словно пытаются смыть следы пороков и заблуждений. 

Казалось бы, москвичам трудно ответить на вызов этой постановки, высоко оцененной прессой и зрителями, но вот Театр под руководством О. Табакова открыл новый сезон премьерой по роману Т. Манна «Признания авантюриста Феликса Круля», не уступающей петербуржцам по психологической разработке образов, а в артистизме и динамичности действия, может быть, даже превосходящей их. Домысливая драматические линия романа, режиссер А. Житинкин начинает спектакль с казни героя; под знаком ножа гильотины развиваются дальнейшие сцены, где юноша из «приличной семьи», шаг за шагом приспособляясь к жизненным обстоятельствам и строя карьеру, внутренне деградирует. И в этом спектакле режиссер прибегает к «обнажению натуры»: нагота премьера труппы красавца С. Безрукова лишь подчеркивает пустоту души героя и его склонность к авантюризму (недаром звучат фашиствующие нотки в финальном монологе Круля).

Обнаженная плоть и эротические сцены в обоих спектаклях не вульгарны, а художественно обоснованы. Обнажение тела словно продолжает обнажение души героев. Для режиссеров это не столько прием, сколько шаг в постижении человека, и постижение это, волнующее в своей броской красоте, в итоге не утешительно?

?Если бы приехавшее из провинции спросили совета, «на кого» пойти, можно было бы предложить посмотреть К. Райкина в «Трехгрошевой опере» или «Жаке и его господине» (последний спектакль поставила в «Сатириконе» студентка театральной мастерской П. Фоменко в РАТИ-ГИТИСе Е. Невежина), где актер перевоплощается с такой страстью, словно играет в последний раз; посмотреть Д. Назарова (Сатин в «На дне»), актера впечатляющей внешности, редкой в наше время; посмотреть изящный дуэт О. Табакова и М. Зудиной в «Сублимации любви»; посмотреть Г. Тараторкина в «Не будите мадам» в Театре им. Моссовета, где актер с нотами глубоко личной скорби сыграл самоотверженного художника, не понятого близкими ему женщинами; посмотреть Е. Миронова в необычной роли художника Ван Гога, почти весь спектакль молчащего и все-таки притягивающего всеобщее внимание; посмотреть М. Аронову в комедии «За двумя зайцами» Театра им. Вахтангова, где раскрылся неподражаемый юмористический талант молодой актрисы, или В. Ланового в том же театре в «Льве зимой», где он воплотил зловещую фигуру английского короля; посмотреть экзотическую, неповторимую актрису К. Кайоль, приехавшую к нам из Парижа, и так и оставшуюся в России (она играет в Театре О. Табакова в «Камере обскура» и «Феликсе Круле».