Художественное руководство и дирекция

Руслан Кулухов
Владимир Хабалов
Ляйсан Мишарина
Наталья Перегудова
Сергей Шишков
Вячеслав Авдеев
Константин Шихалев

Творческая часть

Репертуарная часть

Наталья Беднова
Олеся Сурина
Виктория Иванова
Наталья Марукова
Людмила Калеушева

Медиацентр

Анастасия Казьмина
Дарья Зиновьева
Александра Машукова
Татьяна Казакова
Наталья Бойко
Екатерина Цветкова
Олег Черноус
Алексей Шемятовский

Служба главного администратора

Светлана Бугаева
Анна Исупова
Илья Колязин
Дмитрий Ежаков
Дмитрий Прокофьев

Отдел проектной и гастрольной деятельности

Анастасия Абрамова
Инна Сачкова

Музыкальная часть

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе

Евгений Зубов
Надежда Мотовилова

Финансово-экономическое управление

Альфия Васенина
Ирина Ерина
Елена Гусева

Административно-хозяйственный отдел

Марина Щипакова
Татьяна Елисеева
Екатерина Капустина
Сергей Суханов
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

«Нужно о детях говорить в это страшное время?»

Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995
Так и хочется продолжить цитату: «?ведь оно губит больше всего детей». Это слова Софьи Коломийцевой, матери семейства из пьесы М. Горького «Последние». Ее премьера только что прошла на сцене Московского театра под руководством О. Табакова в постановке Адольфа Шапиро.

Осмелюсь утверждать, что спектакль стал одним из самых удачных на московских подмостках в последнее время. Почему именно пьеса Горького, автора вроде бы не из модных ныне? Это вопрос к театру и его художественному руководителю. В прессе уже высказывались мнения, что Табакову особенно близка тема разрушающейся семьи, трагедии непонимания между отцами и детьми. С другой стороны — а кому из нас эта тема не близка? Кто из нас (детей и отцов одновременно) сию минуту не страдает от разлада в собственной семье, особенно на фоне всеобщего хаоса? Тема — вечная. Наверное, просто пришло время и театру обратиться к этим вопросам, и не на зарубежном материале, а на нашем родном, российском. Ничего, что события пьесы происходят в начале века — перекличек с нашими днями более чем достаточно.

Надо отдать должное постановщику и актерам: политические аллюзии не выпячиваются, хотя тяга к реалистическому прочтению сюжета очевидна. Автор, знающий Россию досконально, что и запечатлел в своей обширной драматургии, в пьесе «Последние» анализирует деградацию дворянства, последних из славного когда-то сословия. Можно, конечно, попенять автору на не очень-то глубокую (в психологическом плане) разработку характеров действующих лиц, но в данном случае это за него замечательно делают актеры.

Блистателен актерский ансамбль во главе с Ольгой Яковлевой, Олегом Табаковым и Евгением Киндиновым, которые с первых же сцен задают тон всему спектаклю. Это старшее поколение Коломийцевых, распорядившихся своей жизнью так, что для пятерых детей пребывание в их семье стало адом. А те, как бывает и в реальной жизни, разные. Кто-то, как Надежда (Н. Тимохина) и Александр (А. Смоляков), с младых ногтей проникнуты цинизмом и успешно приспосабливаются к обстоятельствам, шагая по трупам к желанной цели, — материальному благополучию и комфорту. Они не особенно задаются вопросами морали, им хочется быть хозяевами этой жизни, и они будут ими — до поры до времени. Дитя материнского греха горбунья Любовь (М. Зудина) слишком сосредоточена на собственном несчастье и ненависти к семейству. Она страстно желает покинуть эти стены, но куда ей деваться, что делать?

Еще хуже приходится совсем молодым Вере (М. Шульц) и Петру (С. Безруков). Они мечутся в поисках ответов на главные в их возрасте вопросы: честный ли человек их отец, в чем смысл жизни. Играют дебютанты превосходно, оба — на грани безумия в столкновении с подлостью реальности. Боюсь ошибиться, но, по-моему, Ольга Яковлева сыграла лучшую свою, поистине трагедийную роль. Здесь нет былого романтизма, изысканности и шарма прежних героинь. Ее Софья страдает, как самка за своих детенышей, которые гибнут на глазах, и понимает, что это она виновата во всем. Мороз пробирает по коже, когда, падая на колени, она выдавливает из себя: «Простите меня, дети, за то, что я родила вас? Что с вами будет?» «Трагический балаган», — бросает младший сын. А муж (О. Табаков) как ни в чем не бывало продолжает с пафосом разглагольствовать на развалинах семьи: «Нам нужно все забыть и помнить только, что семья — оплот? наша крепость, наша защита от врагов?» Олег Табаков ведет свою роль темпераментно, его герой пытается силой подавить всех, но авторитета-то в семье давно нет.

Все участники этого спектакля играют на высокой ноте, да по-другому в этом театре и невозможно. Крошечный зал и сцена не отделены ничем — сплошные крупные планы, и малейшая фальшь сразу же заметна. На мой взгляд, слегка этим грешит Евдокия Германова в роли госпожи Соколовой — чересчур нервна, и нервность эта как-то выбивается из общего реалистического рисунка спектакля.

Декорации Марат Китаева реалистичны в деталях, но вместе с тем сцена представляет сюрреалистическую картину распада. Отлично вписывается в образ спектакля духовой оркестрик, бравурными маршами усугубляя трагизм происходящего на сцене.