Художественное руководство и дирекция

Руслан Кулухов
Владимир Хабалов
Ляйсан Мишарина
Наталья Перегудова
Сергей Шишков
Вячеслав Авдеев
Константин Шихалев

Творческая часть

Репертуарная часть

Наталья Беднова
Олеся Сурина
Виктория Иванова
Наталья Марукова
Людмила Калеушева

Медиацентр

Анастасия Казьмина
Дарья Зиновьева
Александра Машукова
Татьяна Казакова
Наталья Бойко
Екатерина Цветкова
Олег Черноус
Алексей Шемятовский

Служба главного администратора

Светлана Бугаева
Анна Исупова
Илья Колязин
Дмитрий Ежаков
Дмитрий Прокофьев

Отдел проектной и гастрольной деятельности

Анастасия Абрамова
Инна Сачкова

Музыкальная часть

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе

Евгений Зубов
Надежда Мотовилова

Финансово-экономическое управление

Альфия Васенина
Ирина Ерина
Елена Гусева

Административно-хозяйственный отдел

Марина Щипакова
Татьяна Елисеева
Екатерина Капустина
Сергей Суханов
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА»

Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
17 августа 1935 года в Саратове родился мальчик. Родители, конечно, надеялись на его счастливую судьбу, но ни в каких снах им не виделось, что их чадо станет народным артистом СССР и выдающимся театральным деятелем. И уж тем более, что в 29 лет он перенесет инфаркт и что именно болезнь подстегнет его к неукротимому творческому совершенствованию. ..

Многие до сих пор называют этого человека Леликом (вспоминая данное ему мамой ласковое прозвище). Но произносят его по-разному: кто с любовью, кто с опаской, а кто и с неприязнью. И для этого есть основания, потому что натура этого человека на редкость противоречивая. И вряд ли кто-нибудь, включая его самого, может точно сказать, какая из граней характера превалирует.

Накануне своего юбилея Олег Павлович Табаков убыл в долгосрочную командировку на съемки у Иштвана Сабо, сделав тем самым изрядную «козу» журналистам, пытавшимся взять у него интервью. Не избежал подобной участи и автор этих строк, которому будущий юбиляр накануне отъезда, расплывшись в своей знаменитой улыбке, мягко, но решительно «дал отлуп». Кстати, об этой улыбке. Она может быть официальной, чиновничьей. Или хитрой, ироничной и пронизывающей. Иногда эта улыбка становится нежной и доброй. Но это — когда речь заходит о близких людях, учениках, коллегах, с которыми съедено немало центнеров соли. Но такая улыбка появляется редко, и уж во всяком случае не перед объективами камер и множеством охочих до сенсаций глаз. При этом все, кого Олег Павлович любит, ощущают на себе не только его улыбку. Если требуется, он в лепешку разобьется, но сделает для них все возможное и невозможное. У учеников, какими бы знаменитыми они ни стали, при упоминании имени учителя теплеют глаза. Как-то я заговорил о Табакове с Евгением Мироновым:

 — Евгений, почему актеры, рассказывая о своей судьбе, так часто вспоминают своих учителей? Педагог для актера — это его визитная карточка?

 — Это даже не визитная карточка, а группа крови, по которой можно определить, кто ты. Вот и Олег Павлович Табаков дал мне немного своей крови. Я ему по гроб жизни буду благодарен за это и за то, что он помог моей семье. Работая в первые годы в его театре, я сильно заболел. Приехали родители, и он их устроил без всякой прописки. Олег Павлович никогда не афиширует свою помощь, а просто помогает.

 — Говорят, в Школе-студии МХАТ он с вас «кожу сдирал»?

 — Он был очень строгим учителем, как Роден, отсекал все ненужное, в том числе наши фальшивые представления о театре. У нас в «Табакерке» все очень много работают. Это — хитрость и мудрость Олега Павловича, потому что в театре, где нет работы, начинаются гадости, а у нас все заняты, и на спектаклях всегда полно зрителей.

…Однако вернемся к натуре ОП, которая не ограничивается лишь разными оттенками его улыбки. Одному Богу известно, как ему удается по несколько раз в день перевоплощаться из одного образа в другой: личину актера менять на директора-худрука, менеджера — на политика, творца — на бухгалтера. Наблюдать за ним — огромное удовольствие. Вот он на трибуне: мощный, умный, решительный, бескомпромиссный, порой — едкий. А подойди к нему через пять минут с каким-нибудь колким вопросом, ни дать ни взять — котяра Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!» Иногда он может глянуть «сквозь» тебя, увидев и не увидев одновременно. Но подобное случается редко и, наверное, по недоразумению. Обычно, если позвонишь даже домой и, может быть, совсем не вовремя, — услышишь мягкий, вежливый ответ. И если попросишь сказать что-то об актере, коллеге, ученике — всегда получаешь согласие. Но вот на интервью «о себе, любимом» соглашается редко. «Да не-ет, — тянет вкрадчиво, — я уж о себе столько наговорил. .. пожалуй, хватит!»

Раз просидел полчаса у его кабинета, ожидая аудиенции для интервью. В предбаннике было слышно все, что происходит в кабинете: это был глас истинного Зевса-громовержца! Не хотел бы я оказаться на месте его оппонентов в ту минуту. Табаков работает от зари до зари и зарабатывает достаточно. У нас в России не любят богатых, им в лучшем случае завидуют. Но по поводу ОП, думаю, ни у кого не возникнет подобных эмоций. Потому что все заработано честно. Секрет прост: «Надо, господа, дело делать!» Кстати, в этом деле та самая улыбка, о которой шла речь, — штука не последняя. Деловые партнеры, думаю, «раскалываются» через полчаса под ненавязчивым натиском его суперобаяния. 

Надо отметить, что в этом стремлении обаять Олега Палыча иногда «заносит». Заигрывается. Но это — издержки актерства, которые тотчас прощаются. Ибо главное в его натуре — вовсе не деловая хватка и не организаторский талант, а необыкновенный актерский дар. Сколько бы лавров ни стяжал он на «худруковских» и директорских постах, ничто не сравнится с его Олегом из розовского «Шумного дня» или с юным героем-художником из фильма Митты «Гори, гори моя звезда». Я уже не говорю про Павла Петровича Щербука из «Неоконченной пьесы для механического пианино» с его брачным криком марала. Но кино — это, простите за трюизм, лишь вершина айсберга. Главная его часть — на сцене. И здесь можно бесконечно и сладко ностальгировать: Адуев-старший, Иван Коломийцев, Иван Жуков, Сальери, Мольер, Нильс Бор, Флор Федулыч Прибытков, профессор Серебряков, etc., etc.

Автор этих строк вот уже три года не может опомниться от его Луки в горьковском «На дне», поставленном в «Табакерке» Адольфом Шапиро. Много я видел актеров в этой роли: и столичных, и провинциальных, но лишь ОП вызвал слезы счастья. Наверное, здесь проявился истинный Табаков — сильный, умный, сострадающий, осторожный, любящий. ..

Кстати, такой актерище, будучи худруком, вполне мог бы потащить одеяло на себя и играть в МХТе и своем «подвале» все возможное и невозможное. ОП этим не грешит: блюдет честь. (Да и о других надо думать: актеры ведь без работы хиреют и бузят). Между тем иногда начинаешь фантазировать: какой бы из него получился Лир, Фальстаф, Городничий, Крэпп! А он… (И тут приходится подпустить несколько «неюбилейных» колючек). Иногда так и подмывает воскликнуть:"Ну, зачем вам, дорогой Олег Павлович, полуяпонский «Король Лир» Тадаши Судзуки, замешанный на Шекспире?! Или урка-Тартюф с блатными песнями в спектакле Нины Чусовой «Тартюф»? Или пошлятина с пионерским хором в постановке «Лес», изменившая Александра Островского до неузнаваемости?! Воскликнуть-то хочется, но не можется. Потому что видишь, каких трудов стоило этому Гераклу очистить авгиевы конюшни под названием МХАТ-МХТ.

Он рубит лес, и, как водится, щепки летят во все стороны. Не щадит балласт — решительно выбрасывает с борта. Не всем это по нутру, особливо балласту. И расползаются слухи о «волке-Табаке», для которого люди — это только материал для строительства собственной карьеры. Но это — вранье. Просто ОП очень честолюбивый (по-хорошему) мужик, и ему непременно надо доказать миру, что не зря взвалил на себя эту ношу — два театра. Иной присвистнет: оно ему надо, в семьдесят-то годков? Надо! Да и молодая жена с малым Павлом Олеговичем — тоже хороший стимул. И поэтому в его двух театрах жизнь бурлит и все ходит ходуном. На малых сценах пробует себя молодежь, на большой — мэтры. А иногда и на большой — совсем желторотики, вроде литовца Миндаугаса Карбаускиса, который всегда сдержан и холоден, но когда речь заходит о Табакове, мягчает.

 — Бывало ли так, что Олег Павлович не соглашался с вашим распределением ролей и настоятельно советовал взять кого-то другого?

 — Для Табакова распределение ролей — один из основных моментов в работе. Он очень любит своих артистов, заинтересован в них. Я всегда выслушивал все его предложения и не раз пользовался его гениальными подсказками.

 — Можете привести пример?

 — Ирина Пегова — Соня в «Дяде Ване» Чехова.

…А что касается иногда появляющейся на МХТовской сцене безликой «творческой продукции», то, думаю, ОП сам все прекрасно понимает. Однако, зная законы бизнеса, иногда идет против себя — художника. Но зато порой решительно разрубает гордиев узел и снимает спектакли с репертуара. Несмотря на это, ему часто приходится надевать латы и отражать удары «злобных» критиков. Делает он это смущенно, немного как бы с ленцой. А в начале сезона собирает этих «злобных» на чашку кофе и в тесном кабинете выкладывает все начистоту. И тогда Леопольд-Матроскин превращается в усталого абсолютно искреннего мудреца, на плечах которого висит такая громадина — МХТ. Он не пытается что-то внушить работникам пера — просто «просит понять». И они его понимают. Понимают и зрители, заполняя два его театра каждый вечер.

ОП очень любит дарить братьям-актерам цветы — невероятной красоты букетищи, которые можно увидеть, пожалуй, только на картинах-натюрмортах. Уверен, сегодня благодарные ученики и зрители преподнесут ему такие же.