ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — СЕРГЕЙ ЖЕНОВАЧ
Чайка
МХТ

Художественное руководство и дирекция

Людмила Таширева
Юрий Рожков

Творческая часть

Репертуарная часть

Литературная часть

Музыкальная часть

Лидия Соколова

Издательский отдел

Отдел по связям с общественностью

Мария Федосеева

Служба главного администратора

Николай Булыкин

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе и государственным закупкам

Бухгалтерская служба

Альфия Васенина
Татьяна Медведева

Планово-финансовый отдел

Административно-хозяйственный отдел

Татьяна Елисеева
Ирина Цымбалюк
Лидия Суханова
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

ТАБАКОВ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ

Евгений Миронов, Литературная газета, 10.08.2005
17 августа отмечает свой 70-й день рождения художественный руководитель Московского Художественного театра имени А. П. Чехова и театра-студии, который в народе именуют «Табакеркой», — народный артист СССР Олег Табаков.

Надеюсь, читатели «ЛГ» извинят меня за то, что я несколько переиначил название фильма, в котором недавно снимался. Потому что вышло именно так — с ранних лет мой знаменитый земляк, саратовец Олег Павлович Табаков был предчувствием многого в моей жизни. Даже так скажу: не случись теперь уже много лет назад встречи юного студента Саратовского театрального училища с маститым актёром, ректором Школы-студии МХАТ, наверное, кто-то другой говорил в преддверии его семидесятилетия добрые слова.

Страшно даже думать: кем бы я был без Табакова. Говорить публично тёплые слова всегда стесняюсь. Я его просто очень люблю. С годами мой юношеский максимализм как-то гаснет, и я просто очень скучаю по нему. В последнее время из-за съёмок мы не так часто видимся. Я всегда ощущаю его какой-то глыбой. И до сих пор не могу понять: как он, популярнейший и востребованный актёр, в 39 лет решил круто изменить свою жизнь — нашёл ребят и посвятил им себя. Сейчас мне почти столько же лет, но решиться на подобное я не могу. Мне не хочется заниматься детьми, я - эгоист, хочу сниматься в кино, играть в театре. И уж никак после спектакля мне не хочется репетировать, не хочу это делать, я устаю. А он приезжал в подвал после своего спектакля и репетировал с нами до часу ночи?

Может, он производил некий взаимообмен и по закону сообщающихся сосудов подпитывал своей бешеной энергетикой нас, получая, в свою очередь, от своих учеников тоже что-то подобное? Олег Павлович — человек избыточный, ему всё время надо с кем-то поделиться. И с молодыми в первую очередь. Увы, талант нельзя передать даже по наследству, но отдать его частичку ученикам, надеюсь, можно. И нужно.

Я, как и весь, не побоюсь этих слов, советский народ, восторгался киноработами Табакова. Но решил показаться ему и - тогда об этом страшно было даже подумать — стать его учеником только после одной телевизионной передачи. Показывали занятия с его курсом в том самом подвале, теперь очень знаменитом. И я поехал в Москву, потому что для себя уже решил: после Саратовского театрального — только в Школу-студию МХАТ, к Табакову. Благодаря решению Олега Павловича был принят сразу на второй курс.

Почему-то многие считают: мне помогло то, что я родом из Саратова. К сожалению, не помогло, хотя я по молодости на это сильно рассчитывал. Тем более что, в отличие от многих своих именитых коллег, Табаков никогда не забывает о своей малой родине. И если некоторые бывшие провинциалы делают вид, что родились на улице Горького, Табаков своим саратовским происхождением гордится. Нам предстоит в сентябре играть в родном городе «Обыкновенную историю». Я не часто играю с Мастером — были у нас ещё общие вампиловские «Анекдоты». Но выходить с ним на одну сцену — всегда радость, всегда счастье.

Для меня он очень родной человек. С первых часов общения этот замес — он ведь со студентами почти по-семейному не только как педагог общается — сильно сказывается. И поэтому и я, и Володя Машков уверены: он нас в обиду не даст. Как родитель будет защищать до конца. Когда в начале прошлого года умер мой отец, Олег Павлович был одним из первых, к кому я пришёл со своим горем. Тем более что папу моего он знал. Посидели, вместе поплакали? Я благодарен судьбе за особую связь между нами. Связь на каком-то особом уровне. Слава Богу, что она есть.

У него много детей и внуков — имею виду его учеников, выпускников Школы-студии. Он не нуждается в нашей опеке. Но не одному мне легче жить, зная, что есть на свете Олег Павлович Табаков.

Он встречает свой юбилей в работе. Скоро открытие нового — для него уже шестого — сезона в Художественном театре, из титула которого он смело убрал привычное слово «академический». Уверен: сейчас идёт золотой век МХТ. Как бы ни критиковали его художественного руководителя за некоторые спектакли, за приглашение эпатажных режиссёров, за то, что театр зарабатывает на жизнь. Интуиция Табакова позволяет стягивать в Камергерский лучшие молодые силы, которые получают из его рук шанс показать себя в этом удивительном коллективе с великими именами. Он поистине великий организатор. МХТ иногда называют супермаркетом, где есть всё на любой вкус — но это, безусловно, связано со временем. Потому что особого отношения к первому театру страны со стороны государства нет. И он не имеет возможности ставить некие эксклюзивные спектакли в духе, к примеру, «Комеди Франсез». Приходится, к сожалению, идти в ногу со временем, поспевать за ним. 

Олег Павлович — великий артист. Это общеизвестный факт. И жалко, что после «Комнаты смеха» у него не было работы, равной масштабу его таланта и личности. В том спектакле он содрал с себя кожу. Роль, знаю, нелегко ему далась, она потребовала невероятной самоотдачи. Это был случай, когда не надо было смешить народ. А он ведь по натуре артист-праздник. Зритель привык к тому, что ему весело в зале, когда на сцене Табаков?

Так что, дай Бог, Олегу Павловичу новых ролей, удач во всех его начинаниях, здоровья ему и его близким! С днём рождения!